50-градусная жара, а на корабле 800 тонн динамита, — вернувшиеся из плена украинские моряки
— Mekong Spirit, направлявшийся из турецкого Измира в Порт-Судан, после задержания вооруженный спецназ конвоировал на военную базу, — рассказали «ФАКТАМ» в Профсоюзе работников морского транспорта Украины (ПРМТУ), который является членской организацией ITF — международного профсоюза транспортных рабочих, принимавшего активное участие в освобождении моряков. — Греческие прокуроры обвинили капитана в том, что он не проинформировал власти Греции о наличии опасного груза на борту — взрывчатки для горнодобывающих работ, а также охотничьих и спортивных патронов. Капитана практически сразу же поместили в следственный изолятор.
Позже подозрение в противоправной деятельности — контрабанде товаров военного назначения — выдвинули и остальным членам экипажа. При этом не определили их правовой статус. С того самого времени семнадцать украинских моряков — жителей Одессы, Николаева, Измаила и Херсона — удерживали у берегов Греции.
* Освобожденных мореходов встречали в аэропорту Одессы
…Весной прошлого года контейнеровоз, который обслуживал еще предыдущий экипаж, вышел из Испании. Моряки должны были доставить в Австралию взрывоопасный, но легальный груз для промышленного использования. По пути следования намечались заходы в порты ОАЭ и Индонезии. Однако во время рейса на борт поступило указание фрахтователя — принять 21—23 мая в Измире (где должны были сменить экипаж) дополнительную партию груза, предназначавшегося для доставки в Порт-Судан (город-порт на Красном море, расположенный на северо-востоке Судана).
Деликатность ситуации состояла в том, что в момент задержания судно, по имеющейся оперативной информации, якобы направлялось в Южный Судан — одну из наиболее горячих точек Африканского континента. Страну, торговые операции с которой подпадают под международные санкции (эмбарго), введенные специальным комитетом ООН. Но кто из офицерского состава первого экипажа тогда задумывался либо вообще знал об этом?!
— Нас задержали в первый же день работы по контракту, — рассказал «ФАКТАМ» матрос Максим Черненко. — Буквально спустя 12 часов после того, как мы поднялись на судно и стали принимать дела. События развивались в лучших традициях голливудских боевиков. Вооруженные автоматами люди поднялись на борт, всех положили лицом в палубу, затем закрыли и провели осмотр помещений. На следующий день пришел военный корабль и конвоировал нас на остров Крит, в бухту Суда-Бей, на военно-морскую базу НАТО.
Капитана Сергея Невечерю отправили на берег — в СИЗО. Остальным велели две-три недели потерпеть, пообещав, что скоро прибудет новый капитан и рейс продолжится.
В заточении нас продержали восемь месяцев, шесть из которых — на борту под конвоем и в ужасных условиях: выживали мы только за счет продуктов, принятых на борт в Измире и находившихся в судовых морозильных камерах. Однако вскоре судно осталось без топлива, а значит, и без электричества. Морозильные камеры не работали. Мы ели испорченную еду, питьевой воды практически не было.
Судно, по сути, превратилось в безжизненный кусок железа. Передвигаться по нему можно было только в светлое время суток и лишь в помещениях с иллюминаторами, куда проникал дневной свет. Но не раз приходилось в полной темноте ходить по машинному отделению, спускаться-подниматься по внутренним трапам. Потому возникали многочисленные травмы. Так, наш электромеханик — мужчина в возрасте — сломал ногу. Лишь возмущение команды вынудило представителей судовладельца доставить пострадавшего на берег, в медучреждение, где ему была оказана помощь.
Менее серьезные травмы и заболевания лечили медикаментами, которые ребята взяли с собой в рейс из дому. Других попросту не было.
Единственное, что помогало не сойти с ума, — моральная поддержка родных и близких. Я знал: меня дома ждут родители, мама, папа и сестра.
* На Mekong Spirit украинские моряки провели больше года
По словам Татьяны Морозовой, матери самого молодого моряка, 21-летнего матроса Александра Морозова, судовладелец бросил команду на произвол судьбы. Как и крюинговое агентство Argo Shipping Services Odessa Ltd, при посредничестве которого экипаж трудоустроился на Mekong Spirit.
Некоторое время моряки получали так называемую базисную ставку — 52 процента от оговоренной при трудоустройстве суммы, а потом выплаты прекратились. Но украинцы обязаны были продолжать работать на судне при любых условиях, поскольку подписали соответствующие контракты.
— Практически мы сидели на пороховой бочке, — дополняет судовой моторист-токарь Александр Панасюк. — Именно из-за взрывчатки в трюмах, так называемого военного груза (по определению греческих правоохранителей), нас, собственно, и задержал военный корабль со спецназом. Как рассказал один из греческих военных, поступил анонимный донос: дескать, это судно везет оружие в Судан.
Мы прочно осели на базе НАТО. Представьте: пятидесятиградусная жара, а у нас под каютами разогретые стальные контейнеры с 800 тоннами динамита! Благо греки подавали через пожарные шланги морскую воду, и мы таким образом охлаждали контейнеры, чтобы груз попросту не сдетонировал от чрезмерного перегрева. Поливали металлические емкости по тридцать минут каждые два часа. Жили под страхом быть надолго упрятанными в греческую тюрьму.
Я отметил на судне два своих дня рождения. Как-никак провел там 14 месяцев — больше года… Следует сказать, что натовские военные относились к нам нормально. Выделили помещение, где можно было подзарядить мобильные телефоны, позволяли в нем некоторое время посидеть под кондиционером. Подкармливали нас, а к Новому году разрешили подключиться к береговому электропитанию. Позволили пользоваться душевой кабиной, которая находилась метрах в трехстах от судна. Мылись там по очереди — и бегом на корабль.
Сейчас все идет по второму кругу. Еще год назад, в августе 2017-го, заподозрив что-то неладное, моряки обратились в украинскую консульскую службу, попросили организовать репатриацию. После этого местные правоохранители сразу вручили мореходам обвинения, причем все документы были на греческом языке. Как выяснилось, всех обвиняют в поставках оружия в зону боевых действий, называют пособниками террористов, ставят в вину нарушение ряда греческих законов.
Читайте также: Михаил Чаплыга: «Греческие суды приговаривают украинских моряков к неимоверным срокам заключения — 200 и даже 300 лет!»
Судьбой наших соотечественников занимались дипломатические представительства Украины в Греции, отечественное министерство иностранных дел, благотворительный фонд Пантелиса Бумбураса (Одесса), представители Международной федерации транспортников (ITF). Как отметил руководитель Профсоюза работников морского транспорта Украины Михаил Киреев, несмотря на то, что никто из моряков в указанном профсоюзе не состоял, помощь им оказали.
По поручению министра иностранных дел Павла Климкина в Грецию был командирован руководитель департамента консульской службы Василий Кирилыч. Ему удалось провести ряд результативных встреч и переговоров, в том числе с представителями МИД, Минюста, генеральным прокурором при Верховном суде Греции, прокурором Афин, следователями.
— Сложилось впечатление, что греческая сторона настроена объективно и в полном объеме намерена разобраться во всех обстоятельствах этой истории, — сказал дипломат.
Арест с Mekong Spirit, перебазированного уже в порт Лаврио (в 70 километрах от Афин), снят. Контейнеры выгружены. Но вопрос с самим грузом не решен: до конца не прояснилась ситуация с конечным получателем груза — настоящий он или подставной.
При этом, по словам первого заместителя председателя Профсоюза работников морского транспорта Олега Григорюка, после проверки соответствующими греческими службами подтверждено, что груз легален. Более того, есть заключение двух греческих экспертных инспекций, констатирующее следующее: груз, являясь опасным, не относится к разряду военных. Потому разрешение местных властей на проход с таким грузом не требуется. Однако этому греческие правоохранители значения не придали.
Капитан Сергей Невечеря более полугода находился в тюрьме. Сейчас остается в Греции под домашним арестом вместе со старпомом, вторым помощником капитана, судовым сварщиком и коком. Если другие имеют шанс быть отпущенными на родину, то вопрос о судьбе капитана и старпома находится «в компетенции вышестоящих инстанций», заявил прокурор, ведущий дело. Капитан все же надеется на то, что в ближайшее время рассмотрят апелляционную жалобу.
Благодаря совместным усилиям на родину удалось вернуть двенадцать украинских моряков с Mekong Spirit с непременным условием ежемесячно регистрироваться в Генеральном консульстве Греции в Одессе. Морякам нужно еще решить проблему с выплатой заработной платы и возможностью беспрепятственно ходить в рейсы.
Читайте также: В Украину вернули моряков, находившихся в «долговом плену»
— Задолженность по зарплате сохраняется, — констатировал Олег Григорюк. — Каким образом будем добиваться выплат, еще не совсем понятно.
— Нас отпустили, но мы не можем покидать территорию Украины, — говорит Александр Панасюк. — Должны ждать, когда дело закроют в Греции. Также нас могут вызвать для участия в судебном процессе.
Как отметила инспектор Международной федерации транспортников (ITF) Наталья Ефрименко, непонятна ситуация с самим судном, пока невозможно арестовать теплоход в качестве залога с целью его дальнейшей продажи и выплаты долга по заработной плате.
По последним данным МИД Украины, в Греции и Италии арестованы около 250 украинских моряков.
— С моряками всегда возникали проблемы, но не в таких масштабах, как сейчас, — заявил на брифинге 6 августа государственный секретарь Министерства иностранных дел Украины Андрей Заяц.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с украинским музыкантом Петром Литвинчуком, которого вместе с коллегой, лидером группы «Перкалаба» Сергеем Шваюком, в Греции обвинили в незаконной перевозке мигрантов и приговорили к фантастическому сроку — 192 годам лишения свободы.
997Читайте нас в Facebook