ПОИСК
Общество и люди

Двоек не ставит, уроков не задает: львовская учительница номинирована на международную премию

9:13 22 августа 2018
Оксана Бойчук
Впереди Оксану ждет еще несколько этапов отбора конкурса для учителей Global Teacher Prize Ukraine. Главный приз — 250 тысяч гривен. Почему Оксана Бойчук начала преподавать зарубежную литературу, используя… собственный театр, что об этом думают родители детей и дирекция школы, а также куда потратит премию в случае победы, читайте в интервью «ФАКТОВ».

Мама Оксаны, когда еще жила в Зымной Воде на Львовщине, дружила с Богданом Ступкой. В местном клубе они вместе делали первые актерские попытки. Впоследствии Богдан Ступка стал актером. А мама Оксаны выбрала иной путь. Но зная о таком опыте матери, маленькая Оксана тоже тянулась к актерскому искусству. У нее даже был свой театр — девочка звала своего братика, подружек и ставила спектакли дома с любимыми игрушками просто за диваном. Мечта о сцене сопровождала Оксану и в то время, когда надо было выбирать будущую профессию. Однако мама отговорила ее от актерской карьеры.

— Помню, я говорила: «Мама, я хочу в актрисы, мне это нравится», — рассказывает Оксана Бойчук. — А она мне в ответ: «Оксана, хорошо подумай, это трудно и очень ответственно. Кроме того, много переездов. Актерская работа утомляет».

И Оксана выбрала себе стабильную профессию учителя. Она уже 23 года преподает в школе зарубежную литературу. Однако любовь к актерству никуда не делась, а лишь изменила подход к преподаванию. Домашних заданий Оксана Мироновна не задает, двоек не ставит.

— У меня есть правило — во всех произведениях, которые мы изучаем с пятого класса по одиннадцатый, я каждого героя пропускаю через себя, — рассказывает преподаватель. — Затем подключаю детей. И всегда задаю им вопросы: «Как ты думаешь, почему герой так поступил? Что бы ты сделал на его месте? Покажи нам это». Детям нравится такой подход.

РЕКЛАМА

Но Оксана чувствовала, что быть только учительницей ей мало. Вскоре она решилась взять в аренду помещение в Доме школьника на улице Гринченко во Львове и создала там настоящий театр, актеры в котором — дети.

— Театр назвали «Жемчужинка». Это дети придумали. В 2008 году я даже взяла кредит у государства — 10 тысяч гривен, и все деньги вложила в этот театр. Мастера сделали сцену, я купила шторы, стулья, где должны сидеть зрители. Зал мог вместить около 60 человек. Все наши актеры выступали в костюмах. Знали бы вы, как я их добывала! И в театрах просила, чтобы продали какие-то старенькие, и к швеям, которые шьют вечерние и свадебные платья, обращалась. Таким образом собрала около 700 костюмов.

РЕКЛАМА


* «Мы ставим все — от сказок до «Ромео и Джульетты», — говорит Оксана Бойчук. На фото — одно из театральных занятий

— А что родные сказали, когда вы взяли кредит на театр?

РЕКЛАМА

— Что я совсем глупая (смеется). Коллеги советовали хорошенько подумать, что я делаю, ведь это же риск. А я им ответила: «Ну как я могу ставить спектакли в голом помещении с ободранными стенами?» Решила вложить деньги, чтобы людям было приятно. И дети, и зрители оценили это. Они приходили в Дом школьника и говорили, что наш театр — сказка.

Просуществовала эта сказка для Оксаны и ее «Жемчужинки» до 2015 года. А потом учительнице сказали, что аренду продлить невозможно, потому что в помещении будут открывать детский садик. Выезжать было грустно, ведь театр уже знали, в нем успели позаниматься несколько поколений детей. Оксану Бойчук пригласили преподавать в 54-ю львовскую школу. Вместе с учительницей в школу переехал и ее театр.

— Когда я выезжала из Дома школьника, директор школы № 54 Ростислав Николаевич сказал: «Не волнуйся. Все костюмы перевезем в школу». Но он не догадывался, что в театре еще столько всего (смеется). Мы два дня все вывозили. Даже трон забрали! Я его купила в Театре юного зрителя. Обшила бархатом, сверху сделала золотую корону, и трон до сих пор у нас задействован в спектаклях. Братики, сестрички и родители наших актеров в восторге от него. Да и актеры чувствуют себя по-королевски.

С переездом театра произошли изменения и в самой школе — в январе прошлого года здесь появился новый актовый зал — с новой сценой, за которой обустроили отдельное помещение для костюмов. В этом театре вместе с Оксаной Мироновной дети могут заниматься после уроков.

Читайте также: Паул Пшеничка: «Малую планету назвали моим именем после того, как я получил звание лучшего в мире учителя точных наук»

Что касается самих уроков, к нестандартному преподаванию дети привыкли не сразу:

— Они сидели под впечатлением, — рассказывает Оксана. — А потом спрашивали: разве можно проводить такие уроки? Я говорю им — «Да». А они: «Ваууу». Когда объясняю тему, то чувствую себя актрисой. Я должна показать каждого героя: и того, кто плачет, и того, кто скачет, и того, кто кричит. Дети на уроке видят меня не как учительницу, а как героя, которого мы изучаем. В школах дают домашние задания, а я говорю: «Слышали урок. Идете домой, а в следующий раз я дам вам тесты, задачи, будем играть в игру «Крокодил». Когда звенит звонок, дети не хотят уходить, говорят: «Мы хотим еще».

— А как с дисциплиной в классе при такой лояльности?

— Проблем нет. Но у меня был такой казус: мальчик хотел проверить, поставлю ли я двойку. Говорит мне: «Я не знаю». Я отвечаю: «В следующий раз мне расскажешь». А он: «Ставьте двойку. Вы что, не можете поставить два?» Я говорю: «Могу». — «Тогда ставьте!» И я поставила. Для меня это было шоком. У мальчика тоже был шок. Но потом он пришел и сказал, что на него что-то нашло. Я извинилась и сказала, мол, и на меня что-то нашло (улыбается).

— Как отличается ваш подход к ученикам младших и старших классов?

В пятом классе изучаем сказки «Снежная королева», «Золушка», и я стараюсь передать детям всю суть этих сказок. Но бывают ученики, которым неинтересно. Я говорю: «Хорошо, занимайся своими делами, а я другим буду рассказывать». А заканчивается все тем, что ребенок говорит: «Ну хорошо, я тоже хочу слушать. Мне уже интересно».

А когда прихожу на урок к одиннадцатиклассникам — это уже совсем другое дело. Знаете, к таким ученикам надо обращаться на «вы», чтобы они понимали, что они взрослые, их уважают, любят, они — наше будущее. И произведения здесь уже совсем другие. Возьмем, например, «Мастера и Маргариту» Булгакова. Это очень сложное произведение, но я стараюсь объяснить, почему Маргарита любила Мастера, почему мечтала его встретить, какая была между ними любовь, что даже Сатана хотел, чтобы она сохранилась. Дети слушают, думают, а потом говорят: «Оксана Мироновна, любовь существует!» Боже, как это прекрасно. Я им даю понять, как влюбленным нужно относиться друг к другу, какие отношения должны быть у родителей и детей, ведь в каждом произведении есть какой-то поучительный момент.

— Как вы думаете, в чем заключается главный секрет вашего учительского успеха?

— Наверное, в том, что мне самой интересно на уроках. Я не иду с мыслью: «О, Господи, опять школа». Мои уроки очень быстро пролетают, как и театральные занятия. И дети довольны, и я довольна.


* Оксана Бойчук рада, что может открывать театральный потенциал в детях

Довольны и родители детей, у которых преподает Оксана Мироновна.

— Мне есть с чем сравнивать, дочь училась у других учителей, — рассказывает Ирина Представская, мама девятиклассницы Виктории и одна из тех, кто выдвигал Оксану Бойчук на премию Global Teacher Prize Ukraine. Она тогда вообще ничего учить не хотела, ей было сложно и неинтересно. А Оксана Мироновна так смогла увлечь Викторию, что она даже ходит к ней заниматься в театр. Моя младшая дочь тоже пошла в этот театр. Лучшего подхода учителей к детям я еще не видела. Они слушают учительницу, уважают ее. Им интересно не только учиться творчески, но и делать еще что-то дополнительно, чтобы больше общаться с преподавателем. И номинировать Оксану Мироновну на Global Teacher Prize Ukraine тоже захотели ученики. Дети рассказали об этом нам, родителям. А мы, конечно же, поддержали. Оксана Мироновна этого действительно заслуживает.

Для самой же Оксаны номинация оказалась настоящим сюрпризом:

— Я вообще не знала о таком проекте. И была приятно удивлена, когда мне позвонили и сказали, что я набрала больше всего голосов во Львове. Я даже не знаю, кто меня номинировал.

Номинация оказалась сюрпризом и для администрации школы.

— Об Оксане Мироновне дети рассказывают друг другу из года в год, — говорит завуч львовской школы № 54 Мирослава Гусак. — И когда узнают, что она будет у них преподавать, очень радуются. Родители часто говорят мне, что театр «Жемчужинка» — это сокровище, из которого дети могут черпать что-то хорошее.

Читайте также: Татьяна Веркалец: «Я не забираю у ученика шпаргалку, ведь во время ее написания ребенок лучше усваивает материал»

А пока ученики, родители и администрация школы болеют за Оксану, учительница уже решила, на что потратит 250 тысяч гривен в случае победы в Global Teacher Prize Ukraine:

— Мне хотелось бы, чтобы у нас во Львове был домик с надписью «Театр для детей». Туда бы приводили даже самых маленьких, и они выступали на сцене и развивали свои таланты.

Вы знаете, ко мне приходили закомплексованные дети, которые боялись с кем-то даже говорить. А сцена для них — это вообще был шок. Но постепенно благодаря выступлениям они раскрылись. Я не даю им учить слова на бумаге. Нет. Они сразу выходят на сцену. Я объясняю ребенку, например, что он король, и должен обратиться к подданным. Мы все это репетируем в течение двух месяцев. Добавляем танцы, современную музыку. У нас песни Кузьмы Скрябина есть почти в каждом спектакле. Потом мы приглашаем родственников и друзей наших актеров и делаем премьеру. Всегда собирается полный зал. Мы ставим все — от сказок до «Ромео и Джульетты». Дети имеют право на собственный театр. Я очень этого хочу.

— Не думали реализовать собственный актерский потенциал?

— Кроме того, что я занимаюсь театральным мастерством с детьми, у меня есть собственный кукольный театр. Я сама шью для него куклы. Мы гастролируем по школам. Как-то в Национальном академическом украинском драматическом театре имени Марии Заньковецкой мы показывали кукольное представление. После этого спектакля актеры говорили: «Ну и где вы? В школе? А должны быть с нами. Вы же наша — актриса!» А я тогда сказала им: «Я чувствую, что ваша. Но так сложилось, что попала в школу». И знаете, я рада, что могу открывать театральный потенциал в детках. Когда создам театр для детей во Львове, мой творческий потенциал будет полностью реализован.

1280

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров