Паул Пшеничка: "Малую планету назвали моим именем после того, как я получил звание лучшего в мире учителя точных наук"
Вечером в минувшую субботу у входа в Национальный академический театр имени Ивана Франко расстелили красную дорожку, в расположенном рядом сквере угощали напитками. Гости пришли на церемонию объявления результатов национальной премии для учителей Global Teacher Prize Ukraine. На 100 тысяч гривен претендовали порядка трех тысяч педагогов со всей страны. Приглашенных попросили зайти в зал, и вскоре к театру подкатил шикарный черный лимузин с преподавателями, вошедшими в топ-пятерку финалистов. Для них и предназначалась красная дорожка. На церемонию финалисты приехали в нарядах от лучших дизайнеров страны.
Решение жюри присутствующие увидели в видеоролике. Детский ансамбль исполнил танец, в финале которого ребята развернули сине-желтый флаг, а на нем белыми буквами было написано: «Паул Пшеничка».
В рамках национальной премии также разыгрывался приз зрительских симпатий. В голосовании по Интернету приняли участие полмиллиона зрителей телеканала «1+1». Большинство из них отдали голоса за 71-летнего Пауля Пшеничку. Так что, кроме 100 тысяч гривен, ему досталась поездка в Эстонию. На вопрос, как распорядитесь деньгами, Паул Францевич ответил с улыбкой: «Треть потрачу на мои образовательные проекты, треть пойдет на оплату коммунальных услуг, остальное — на вечеринку с друзьями».
Напомним, что международную премию Global Teacher Prize учредил миллиардер из Дубая Санни Варки в 2014 году. Ее стали называть «нобелевской премией для учителей». Сумма премии — миллион долларов! Украинская общественная организация «Освiторiя» добилась права провести национальный конкурс премии Global Teacher Prize Ukraine с призом в 100 тысяч гривен. Паул Пшеничка стал первым, кто ее получил.
*За день до объявления вердикта жюри топ-финалисты встретились с президентом Украины Петром Порошенко. На фото слева направо: руководитель общественного объединения «Освiторiя» Зоя Литвин, преподаватель Ужгородского экономического лицея Виктория Биркович, учительница истории из Полтавы Татьяна Веркалец, президент Украины Петр Порошенко, тифлопедагог из Киева Наталия Гладких, Паул Пшеничка, учитель английского и немецкого языков из Винницы Владислав Качур
«Другие учителя астрономии умеют ориентироваться по звездам только ночью, а я — еще и днем»
С Паулом Пшеничкой мы встретились в холле столичной гостиницы «Лыбедь», в которой жила пятерка топ-финалистов национальной премии Global Teacher Prize Ukraine. Паул Францевич оказался человеком не по годам энергичным, с изысканными манерами и отличным чувством юмора.
— Организаторы премии предоставили нам список ваших достижений, среди них больше всего впечатлило и удивило то, что малая планета, открытая астрономами Массачусетского технологического института, названа вашим именем.
— О, это весьма любопытная история, — отвечает Паул Пшеничка. — Она началась в 2003 году после моей первой поездки в США в Гарвардский университет — меня пригласили туда прочесть лекции. Мне тогда предоставили возможность посмотреть эту замечательную страну — побывал в девяти ее городах. США неимоверно понравились, захотелось приехать туда еще раз. Но как это сделать с моей зарплатой учителя? Узнал, что американская компания «Интел» проводит всемирный конкурс для одаренных школьников — приглашает около трех тысяч ребят со всего земного шара продемонстрировать свои научные и технические проекты. Их оценивает жюри, в которое входят более тысячи специалистов! «Интел» — компания богатая, поэтому авторы трех самых интересных работ награждаются премиями по 50 тысяч долларов! Остальные премии — по нескольку тысяч долларов. Деньги дают не на личные расходы, а на получение образования в США.
На этот конкурс «Интел» приглашает и преподавателей школ, между ними тоже проводится соревнование — на лучшего учителя точных наук. Я решил поучаствовать. Направил заявку не через Министерство образования и науки Украины, а напрямую от себя. Однажды раздался звонок из Соединенных Штатов. Человек на другом конце провода спросил: «Что вы сейчас делаете — сидите, стоите?» — «Сижу». — «Пожалуй, встаньте — я хочу сообщить, что вы получаете приглашение!» Так в 2004 году я во второй раз поехал в Америку — за счет принимающей стороны. Мне тогда довелось читать лекции наставникам одаренных детей, руководителям национальных делегаций школьников, а также топ-менеджерам компании «Интел». Результат участия в конкурсе оказался весьма отрадным — меня выбрали лучшим в мире учителем точных наук 2004 года. После этого малая планета, открытая учеными Лаборатории имени Линкольна Массачусетского технологического университета, была названа моим именем. Это космическое тело летает в поясе астероидов, расположенном между Марсом и Юпитером. Тут нужно сказать, что Лаборатория имени Линкольна занимается тем, что выявляет малые планеты, астероиды, метеориты и следит за ними.
Даже от тех, кто знает эту историю, приходилось слышать: «Все-таки почему вашим именем назвали планету, ведь учителей астрономии в мире тысячи?» Отвечаю в таких случаях шуткой: «Дело в том, что мои коллеги умеют ориентироваться по звездам только ночью, а я еще и днем». «Как это возможно? При свете дня звезд не видно!» — слышу в ответ. «А Солнце разве не звезда?» Я действительно приучил себя ориентироваться в незнакомых местах по солнышку.
— Видели в телескоп «вашу» планету?
— Нет, хотя и у меня, и в лицее, в котором преподаю, есть телескопы. В них хорошо видны горы на Луне, спутники Юпитера, кольца Сатурна. Но космическое тело размерами два на шесть километров с помощью этих оптических приборов не разглядеть. Сертификат, в котором указаны габариты и орбита малой планеты Пшеничка, я получил из Международного астрономического союза.
— За титул лучшего в мире учителя точных наук причитался денежный приз?
— Да, три с половиной тысячи долларов. А еще мне тогда предоставили 10 тысяч долларов на реализацию моих проектов. На эти деньги я, в частности, провел семинар для учителей по популяризации моего авторского метода. Его ключевым звеном является то, что ученики занимаются собственными научными и техническими проектами. Это очень важно, ведь сами по себе знания долго в голове не держатся, если их не применять на практике. Но когда ребенок использует теоретические знания для конкретного дела, то они прочно закрепляются в его сознании.
За последние 25 лет мои ученики разработали и защитили более 150 проектов. Уровень этих работ весьма высокий, поэтому создаю сейчас физическую лабораторию, на оснащение которой мэрия Черновцов обещает миллион гривен.
— Какие из проектов ваших учеников наиболее интересные?
— Существует такой парадоксальный физический опыт: на наклонную поверхность ставят предмет, который вибрирует. Его вибрация такова, что человеческому глазу она практически незаметна. Казалось бы, предмет (он называется вибротранспортер) должен скользить по наклонной вниз. Но на самом деле движется вверх — как бы в насмешку над силой тяготения Земли. Шестеро моих учеников взялись повторить этот опыт и объяснить его физическую природу. Пятерым эта задача оказалась не по силам, но один мальчик, потратив на ее решение около полутора лет, справился. Причем он «научил» вибротранспортер двигаться в любом направлении. Мы представили эту разработку на международном конкурсе, который проводит в Санкт-Петербурге нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов (это было до войны, развязанной Россией против Украины). Мой ученик тогда получил главный приз — Хрустальную сову. После окончания лицея этот парень с первой попытки поступил в один из университетов Канады.
Другой мой ученик бился над решением одной физической задачи 20 лет. Он стал профессором в США, и вот однажды присылает мне письмо с сообщением: «Я разобрался, как решить ту нашу давнюю „головоломку“!»
«Шел в консульство Германии, по дороге заглянул в канадское посольство. В результате мы получили грант на образовательные проекты»
— Мне рассказывали, что ваши ученики регулярно ездят на международные научные конференции, конкурсы, олимпиады. Поездки влетают в копеечку. Как удается их профинансировать?
— Родителям потянуть эти расходы непросто, поэтому добиваюсь в различных организациях, чтобы нам выделили гранты, ищу спонсоров. Мы, например, получали помощь от Международного фонда Сороса. Добиться гранта Фонда Канады удалось по воле случая: однажды мне нужно было побывать в консульстве Германии, по дороге первым оказалось канадское посольство. Дай, думаю, зайду познакомиться. Увидел там объявление о возможности получить грант на образовательные проекты. Написал заявку, и нам дали деньги.
В середине 1990-х мне повезло в посольстве Австрии. Я наведался туда как раз тогда, когда был назначен новый атташе по культуре. Ему нужно было составить план работы, а тут я пришел, рассказал, что мои ученики участвовали во многих международных конкурсах, конференциях по физике и астрономии. Результатом нашей с атташе беседы стало то, что вскоре меня с ребятами пригласили в Австрию на запись телепередачи, посвященной празднованию 1000-летия этой страны. Один из телеканалов собирал для съемок детские коллективы со всех 14 бывших земель Австро-Венгерской империи.
Мы с ребятами уже несколько раз ездили в один из городов Голландии по приглашению мэрии. Там мы работаем на телескопе 1909 года выпуска, в котором превосходная оптика. К нему закуплен классный набор всяческих насадок и светофильтров. Один из них (стоимостью 180 тысяч долларов) позволяет наблюдать днем за Солнцем.
— Как получилось, что вы стали учителем?
— Я никогда не мечтал работать в школе. Хотел посвятить себя космонавтике. Вообще, с детства обожал технику и точные науки: разбирал и собирал приемники, запоем читал научно-фантастические романы и книги по физике, химии, математике. Окончил физико-математический факультет Черновицкого государственного университета (кстати, он размещается в очень красивом старинном здании). В советские годы молодому специалисту полагалось несколько лет отработать там, куда направит государство. Меня распределили в только что открытую школу. Я был учителем физики. Мне понравилась работа с детьми. Тем более что попал в коллектив молодых инициативных преподавателей. Мы играли с учениками в футбол, волейбол, ходили с ними в туристические походы.
Кстати, со студентами работать не так интересно, как со школьниками, — многие из них чувствуют себя слишком взрослыми, не проявляют энтузиазма к учебе. Другое дело — детвора: при правильном подходе ее легко увлечь наукой. Важно преподносить материал так, чтобы впечатлить учеников. Например, спрашиваю у ребят: кто изображен на купюре в 100 долларов? Поясняю, что президент США Бенджамин Франклин был талантливым физиком. Громоотвод — это его изобретение. Он же придумал дизайн долларовых банкнот. Улавливаете суть подхода? Если бы я сказал детям, что громоотвод придумал американский ученый Бенджамин Франклин, через пару дней они бы это забыли. А так, в их головах прочно отложилось, что автором столь полезного всем изобретения является физик, ставший президентом Америки, что его портрет размещен на 100-долларовой банкноте.
— Глядя на вас, думаю, что физику в школе должны преподавать мужчины.
— В Европе так и есть. Мне доводилось читать лекции школьным преподавателям физики в Швейцарском политехническом институте — это было нечто подобное нашим курсам повышения квалификации для учителей. Организаторы пригласили лекторов со всего мира. Так вот, среди 18 учителей физики, перед которыми я выступал, была лишь одна женщина. Мужчины в этой стране охотно идут работать в школу, ведь оклады у них очень хорошие — преподаватель с пяти-шестилетним стажем получает зарплату примерно восемь тысяч долларов.
Кстати, о Швейцарии. Мне посчастливилось побывать в составе группы учителей на знаменитом адронном коллайдере (самый большой в мире ускоритель элементарных частиц), который расположен недалеко от Женевы. Поскольку увидел его своими глазами, могу делиться с учениками живыми впечатлениями об этой уникальной установке.
— Не сочтите меня невежливым, но хотелось бы узнать, почему вас назвали столь необычным именем — Паул?
— Буковина, где я родился и живу, продолжительный период входила в состав Австро-Венгерской империи. Кроме украинцев там селились немцы, австрийцы, поляки, евреи, румыны, венгры… Поэтому людей с непривычными для остальной части Украины именами вроде Конкордия, Вильгельмина, Дульсинея там предостаточно. Меня родители решили назвать Пауль, но служащая в ЗАГСе умудрилась не написать в конце имени мягкий знак. Так и вышло, что я ношу имя Паул.
— Ваши дети пошли по вашим стопам?
— У меня есть сын, он получил математическое образование, но стал предпринимателем.
1924Читайте нас у Facebook