ПОИСК
26 октября 2018
фигурка
СТАРИННЫЕ ВАЗЫ

Страна: Япония
Мануфактура: Сацума
Год создания: конец 19-го века
Высота: 47 cm

Из экспозиции «Shvets Museum»

На этой неделе в международном календаре был день, звучавший несколько тревожно и необычно, но при этом у людей, которым доводилось бывать в Японии, вызывающий массу неожиданных ассоциаций. Речь идёт о Дне осведомлённости о синдроме кабуки.

Синдром кабуки — это такое редкое генетическое заболевание, которое встречается один раз на 32 тысячи случаев рождения детей. Внешний вид больного ребёнка напоминает грим актера древнейшего японского театра Кабуки. Мне не приходилось встречать детей, страдающих этим редким заболеванием. Но во время давней уже поездки по японским столицам приходилось видеть выступления актеров театра Кабуки. В прежние времена в этом театре принято было и женские, и мужские роли исполнять только представителями сильного пола. Причём, весьма много времени уделялось гримированию актеров. Внешние углы глаз натягивали вверх и в сторону. Именно глаза старались выделить особенно. Многие актеры готовы были для этого даже жертвовать своим зрением и умудрялись красить глазные яблоки. Также выразительно выделяли брови, делая их изогнутыми дугой. Когда представление заканчивалось, главные персонажи замирали на месте, сильно скосив глаза и надолго устремив взгляд в одну точку. Многих зрителей, не до конца понимающих концепцию этого театра, такое поведение актеров и настораживает, и даже вызывает необъяснимую тревогу.

Так, кстати, было не всегда. В период Эдо (1603−1868), когда жанр кабуки только появился в окрестностях древней японской столицы Киото, в его основу были положены народные песни и танцы. Представления, организованные служительницей святилища Идзумо Тайси, проходили в высохшем русле реки близ Киото при большом скоплении народа. Актеры часто исполняли сцены не только из обычной жизни крестьян или вельмож, но нередко демонстрировали фрагменты отчаянных сражений с участием самураев. Лучших исполнителей нередко приглашали выступать в императорском дворце. Кстати, в начале 1990-х именно в императорском дворце в Киото мне впервые посчастливилось познакомиться с театром Кабуки.

Позже, когда выступления артистов начали вызывать массовые волнения, театр был надолго запрещён. И вновь возродился с одним несправедливым условием — участвовать в постановках отныне имели право только актеры-мужчины…

РЕКЛАМА

На вазах, представленных сегодня вашему вниманию, как и на множестве других старинных японских ваз из нашей коллекции (привезённых мною не из самой Японии, а доставшихся «через десятые руки» из нескольких бельгийских коллекций), нередко можно встретить театральные сцены, отражающие и бытовые ситуации, и моменты самурайских боев. Они очень красивы и настолько тонко детализированы, что порой хочется подолгу рассматривать каждый искусно воссозданный сюжетный фрагмент. Нередко находя в этих ярких картинках теперь уже легко узнаваемые маски актеров театра Кабуки.

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья.

РЕКЛАМА

Александр ШВЕЦ
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров