ПОИСК
Происшествия

Один из сильнейших гроссмейстеров мира сергей карякин: «в аэропорту сочи таможенники заметили торчащий из моего кармана бланк с записью шахматной партии. Думали, какая-то шифровка, и даже хотели снять с рейса»

0:00 11 июля 2008
Один из сильнейших гроссмейстеров мира сергей карякин: «в аэропорту сочи таможенники заметили торчащий из моего кармана бланк с записью шахматной партии. Думали, какая-то шифровка, и даже хотели снять с рейса»
Дмитрий КОМАРОВ международный гроссмейстер, шахматный обозреватель «ФАКТОВ»
В матче, завершившемся на этой неделе в Киеве, 18-летний шахматист из Симферополя победил бывшего претендента на звание чемпиона мира англичанина Найджела Шорта

«Из досье «ФАКТОВ»

Сергей Карякин родился в Симферополе 12 января 1990 года. Воспитанник знаменитой краматорской школы Михаила Пономарева. В 12 лет стал секундантом будущего чемпиона мира Руслана Пономарева в матче за шахматную корону против другого украинца — Василия Иванчука, а через семь месяцев — самым молодым гроссмейстером в мире и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Награжден орденом «За заслуги» III степени. В 2005 году стал победителем конкурса «Гордость страны» в номинации «Личное достижение». Сегодня заслуженный мастер спорта Украины Сергей Карякин занимает 15-е место в мировом шахматном рейтинге.

Три года назад, объявив о своем решении навсегда уйти из шахмат, Гарри Каспаров назвал своими преемниками на шахматном троне двух 15-летних гроссмейстеров — украинца Сергея Карякина и норвежца Магнуса Карлсена. «По уровню таланта Карякин — номер один в мире, — заявил в одном из интервью другой выдающийся шахматист — экс-чемпион мира россиянин Владимир Крамник.  — Дарование Сергея совершенно фантастическое!»

Сегодня Сергей начинает оправдывать щедрые авансы. В матче, завершившемся на этой неделе в Киеве, он буквально разгромил бывшего претендента на шахматную корону — англичанина Найджела Шорта — 7,5:2,5.

РЕКЛАМА

«Только игроки, входящие в первую двадцатку мирового рейтинга, зарабатывают больше, чем тратят»

Корреспонденту «ФАКТОВ» пришлось полчаса дожидаться Сергея, который в фойе Киевского академического театра кукол терпеливо раздавал автографы и фотографировался со всеми желающими. Потом мы гуляли в Мариинском парке, но и здесь моего собеседника то и дело атаковали шахматные фанаты.

 — Поклонники тебе еще не успели надоесть?

РЕКЛАМА

 — Да что вы! Мне нравится быть в центре внимания, — бесхитростно ответил Сергей Карякин.  — Мечтаю стать знаменитым.

 — Ну а поклонницы? Уже задумывался над тем, какими качествами должна обладать твоя будущая избранница?

РЕКЛАМА

 — Больше всего я ценю искренность в отношениях. Девушка должна меня любить не за то, что я известный гроссмейстер и хорошо зарабатываю, а за мои душевные качества.

 — Ты можешь понять, насколько искренне к тебе относятся?

 — В отношениях с девушкой я, как и в шахматах, полагаюсь на интуицию. Обо всем должны сказать наши глаза.

 — Твоя подруга тоже шахматистка — международный мастер среди женщин. Это плюс или минус?

 — С одной стороны, у нас общие интересы. С другой — всегда есть о чем поговорить помимо шахмат. Будущие специальности у нас разные. Я учусь на факультете физвоспитания Симферопольского государственного университета, а она изучает иностранные языки.

 — А вот скажи, деньги для тебя имеют большое значение?

 — Размер призовых и то, сколько зарабатывают шахматисты моего уровня, — коммерческая тайна. Наш заработок не гарантированный. Сегодня можешь выступить успешно, а завтра вообще остаться без приза. Так что лучше не отпугивать удачу. Если входишь в первую сотню мирового рейтинга, это еще не значит, что ты богатый человек. Я думаю, что уровень, где гроссмейстеры зарабатывают больше, чем тратят, — это первая двадцатка.

 — С чем связаны твои основные расходы?

 — Только недавно в Украине начали проводиться соревнования высокого уровня. Приходится постоянно ездить за границу. А там цены, сами знаете, кусаются. Сейчас собираюсь на этап мирового Гран-при в Сочи. Так вот, за проживание и питание моего секунданта, а обычно в этой роли выступает отец, предлагают выложить 300 евро в сутки. Я все подсчитал и решил ехать один.

 — Ведь в Сочи ты в этом году уже выступал?

 — Играл за один из российских клубов в командном чемпионате России. Когда возвращался домой, таможенник в аэропорту заметил торчащий у меня из кармана бланк с записью шахматной партии. А в нем какие-то непонятные для него надписи латинскими буквами типа е2 — е4. Думали, какая-то шифровка, и даже хотели снять с рейса.

 — Знаю, в Париже у вас с мамой были какие-то проблемы на таможне…

 — Мы купили нашему папе в подарок зажигалку в форме пистолета и положили ее в ручную кладь. Что тут началось! Со всего аэропорта сбежались секьюрити — это какая им радость что-то найти! Нас и багаж тщательнейшим образом досмотрели в отдельной комнате. Больше ничего запрещенного не нашли, а зажигалку-пистолет отобрали. Хорошо хоть разрешили улететь домой.

 — С отцом ты ездишь на турниры с самого раннего детства. Случались ли в ваших поездках внештатные ситуации?

 — Одна история произошла на чемпионате мира среди детей до 12 лет в испанском городке Оропеза-дель-Мар, неподалеку от Барселоны. Бросили сумки в гостиничном номере и поспешили в турнирный зал на жеребьевку. Надо же узнать, с кем предстоит играть. Возвращаемся, а наших сумок и след простыл. А там же не только вещи, но и паспорта! Два дня искали. Папа уже был в полном отчаянии. Еще бы! Без документов его бы обратно выпустили, а меня — нет. Чтобы все восстановить, отцу надо было ехать восемь часов на поезде в Мадрид, в украинское консульство, и за свой счет жить в испанской столице несколько дней.

И вдруг прибегает папа девочки из нашей делегации и радостно кричит: «Нашел, нашел!» Оказалось, он увидел на пустыре размотавшийся рулон туалетной бумаги, который мы брали с собой в автобус. Причем не белого цвета, как в отеле, а родного серого. Он, что называется, пошел по следу и в кустах обнаружил наши паспорта и шахматные книги. Все остальное воры унесли с собой. Так что я весь турнир проходил в одной и той же одежде. Зато стал чемпионом мира.

 — Знаю, что три года назад ты с мамой и Найджелом Шортом, который был за рулем, попали в автомобильную аварию.

 — Мы закончили двухнедельный тренировочный сбор в Греции и в дождь по скользкой дороге ехали в аэропорт Афин. Я дремал на переднем сиденье. Проснулся от страшного удара. Оказалось, девушка, ехавшая по встречной полосе, не справилась с управлением и врезалась в нашу машину. Мама и Найджел помогли мне выбраться через окно, поскольку дверцы заклинило. Я отделался ушибами и ссадинами. Через два дня уже играл в турнире.

 — Случившееся не отбило у тебя желание сесть за руль собственного автомобиля?

 — Недавно получил водительские права. Правда, на экзамене неправильно ответил на вопрос, можно ли вести машину и одновременно говорить по мобильному телефону. Я думал, что нельзя, а оказалось, можно, если воспользоваться устройством blue tooth. Машину пока не купил, не могу определиться с выбором. Да и ездить-то на ней особо некуда. Я целый год в разъездах. Так что навыки, приобретенные в автошколе, стали потихоньку забываться…

 — Ну а какие у тебя самые приятные воспоминания, связанные с поездками за границу?

 — В Доминиканской республике, например, нас с мамой принимал сам президент этой страны. Незадолго до этого он был с визитом в Украине и попросил передать привет своему другу — Леониду Кучме. Что я и сделал, когда Леонид Данилович вручал мне стипендию своего фонда. Получается, выполнил важное дипломатическое поручение. Поразило своей роскошью княжество Монако. Считается, что здесь квартируют самые богатые люди мира, чтобы не платить налоги в своих родных странах. Правда, в Монако нужно жить не меньше 183 дней в году. За соблюдением этого правила следят специальные налоговые службы. Богачи придумали такую хитрость. Они нанимают специальных людей за зарплату примерно в три тысячи евро в месяц, в обязанности которых входит включать по вечерам свет в апартаментах, газ на кухне и воду в ванной. Благодаря этому обеспечиваются нужные показания квартирных счетчиков воды, газа и электроэнергии.

«Из положения лежа могу поднять 92-килограммовую штангу»

 — Как ты обычно отдыхаешь, восстанавливая силы после соревнований и длительных перелетов?

 — В Симферополе три раза в неделю хожу в тренажерный зал. Покупаю себе одноразовый билет. Тренер специально для меня разработал программу занятий. Недавно установил личный рекорд: из положения лежа поднял штангу весом 92 килограмма. Когда играю на турнирах, спортом вообще не занимаюсь. Даже плавание в море может отнять энергию, необходимую для игры в шахматы.

 — А вкусно поесть любишь?

 — На турнирах могу попробовать что-то экзотическое. В голландском Вейк-ан-Зее, например, каждый день ходил в турецкий ресторан есть кебаб и сыграл успешно. Дома ем все, кроме молочных продуктов. Люблю котлеты, борщ и особенно бабушкин плов. Мой дедушка был летчиком, и наша семья долго жила в Средней Азии, где бабушка и научилась всем секретам восточной кухни.

 — Сам можешь что-нибудь приготовить?

 — Нет. Мне это неинтересно. Зато помогаю родителям по хозяйству. Могу пойти на рынок, купить фрукты или сходить за хлебом.

 — Сколько в Симферополе стоит батон, знаешь?

 — Ой, точно и не скажу, — засмущался гроссмейстер.  — Сколько говорят, столько и плачу. Но сдачу забираю. На рынке люблю выбирать фрукты. И торговаться умею, только времени на это не хватает…

 — Как ты отнесся к рождению младшего брата?

 — Когда я был еще совсем маленьким, то всем говорил, что у меня будет брат Антон. Это имя у меня ассоциировалось с чем-то сильным, мужественным. В семье долго спорили, как назвать малыша. Говорят, если не записать ребенка в загсе в течение 30 дней после его рождения, надо платить штраф. И когда срок регистрации вот-вот должен был выйти, вспомнили о моем предложении. Сейчас братику один год и два месяца.

 — Сережа любит нянчить маленького Антона, играть с ним, — рассказала «ФАКТАМ» по телефону мама шахматиста — Татьяна.  — Когда они вместе начинают визжать, прыгать, играть, у Сережи эмоции бьют через край, и уже ровно через три минуты он полностью выдыхается. Прибегает ко мне абсолютно мокрый и говорит: «Все, я уже больше ничего не могу!» А еще Сережа любит сидеть и молча наблюдать за братиком.

Тут в телефонной трубке раздался звон стекла. Оказывается, маленький Антон, услышав разговор о старшем брате и слово «играть», на радостях разбил банку.

 — Когда Сережа в отъезде, — успокоив младшего сына, продолжает Татьяна, — мы с Антошей в Интернете следим за игрой Сережи. Малыш смотрит на фотографию брата на экране компьютера, долго вспоминает, кто это такой, а потом радостно машет ручонками. Бывает, Антон словно чувствует, что играется решающая партия, и начинает нервничать. Хочу унести ребенка из комнаты, а он плачет и тянется к компьютеру. Просто мистика какая-то!

 — Обучать брата шахматам собираешься? — спрашиваю у Сергея.

 — Специально — нет. Хотелось бы, чтобы он сам выбрал себе дорогу в жизни. Но для развития интеллекта, логики и реакции занятия шахматами, думаю, необходимы каждому ребенку.

 — Задумываешься о создании собственной семьи?

 — Я ко всему в жизни отношусь серьезно. Сначала нужно денег заработать, обзавестись собственной крышей над головой. Интересно, сколько стоит квартира вот в этом доме? — показывая на одиозную новостройку, возвышающуюся над Мариинским парком, интересуется Сергей.

 — Если именно в этом, то не меньше двух миллионов долларов. Представляешь, сколько турниров тебе придется сыграть? А ведь жилье еще надо будет обустраивать…

 — Так ведь это ж так интересно! Трудности меня не пугают. Будет стимул стараться. Хотя, когда делали в новой симферопольской квартире ремонт, дизайном занималась мама, а я со всем соглашался. Не исключено, что когда-нибудь я и перееду в Киев. Здесь больше возможностей. Зато в Симферополе все такое родное…

Интервью с соперником Сергея Карякина — знаменитым английским гроссмейстером Найджелом Шортом — читайте в завтрашнем номере «ФАКТОВ»

410

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров