ПОИСК
Происшествия

«я прихожу сюда уже 17-й раз и стою по полдня в очереди, чтобы доказать: у меня долгов за электричество нет! »

0:00 13 августа 2008
«я прихожу сюда уже 17-й раз и стою по полдня в очереди, чтобы доказать: у меня долгов за электричество нет! »
Мария ЧЕРЧЕНКО «ФАКТЫ»
Компания «Киевэнерго» в одночасье записала огромное количество жителей столицы себе в должники. «ФАКТЫ» решили выяснить, в чем же дело

Второй месяц киевляне целыми домами получают уведомления о накопившихся долгах за электричество. Суммы колеблются от нескольких десятков гривен до нескольких тысяч! Настоящий шок вызывают такие платежки у самых аккуратных плательщиков — пенсионеров. Те из них, кто в состоянии дойти до районных отделений энергосбыта, по четыре-шесть часов простаивают в очередях, чтобы узнать… долга на самом деле нет.

Никаких документов, подтверждающих факт сверки и отсутствия долгов, на руки не выдают

В 8 утра у дверей Соломенского отделения энергосбыта по улице Довженко, 12б стояла очередь из сотни человек. Большинство — пенсионеры, многие — в преклонном возрасте.

 — Я пришел в полшестого утра сюда и был уже 43-м в очереди, — возмущается Виктор Королев.  — Некоторым становится плохо. В прошлую пятницу «скорая» отсюда увезла инвалида. Я тут уже 17-й раз и не могу доказать, что у меня долгов нет! (Показывает аккуратную стопочку платежек.  — Авт. ) Когда вышел на пенсию, охранником работал — привык журналы вести. И все показатели счетчика, кроме платежек, еще и в журнал заношу, так что ошибок быть не может. А мне пишут две тысячи долга! Откуда берутся показания, отличные от тех, что я снимаю со своего счетчика, здесь объяснить не могут, документов о сверке мне не показывают. Но за последний год ко мне никто не приходил проверять счетчик.

Большинство людей в статусе должников оказались впервые. Многим приходится стоять в очереди по нескольку раз, а только в кабинете узнают, что, кроме платежек, необходимо иметь при себе паспорт и идентификационный код. Дозвониться по справочным телефонам службы невозможно: два оператора обслуживают в день около сотни людей, так что на телефонные разговоры просто не остается времени.

РЕКЛАМА

Зинаида Тарахтий пришла разбираться с долгами своей мамы, которая болеет и несколько лет не поднимается с постели:

 — Маме пришло долга на 200 гривен. Хорошо, что она не видела этой платежки, а то я не знаю, что с ней было бы. Откуда такая сумма, ума не приложу! Все счета я оплачиваю вовремя. У мамы в доме нет современной техники, холодильник маленький, телевизор я ей включаю по вечерам максимум часа на два. Уведомления о долгах пришло и ее соседям.

РЕКЛАМА

Счастливцам, которым удалось достояться, о причине долгов ничего толком не объясняют. Говорят: мол, был сбой в системе, или просто отмалчиваются. Сверяют данные компьютера с платежками, показания счетчика с квитанций вносят в программу и отправляют людей восвояси, заверив, что все в порядке — долгов нет. Однако никаких документов, подтверждающих факт сверки и отсутствия долгов, на руки не выдают.

Слепому брату жительницы Соломенского района Валентины Всеволодовны уже во второй раз прислали оповещение о долге:

РЕКЛАМА

 — Я приходила сюда с предыдущей платежкой, сделали сверку. Оказалось, что у нас 16 гривен 90 копеек долга — это плата за истекший месяц. Я все заплатила, а брату снова платежка приходит с долгом в 289 гривен 70 копеек. Причем в прошлый раз мне не смогли объяснить, откуда взялась такая сумма! И все это с предупреждением: не заплатите — через 10 дней отключим свет! Просто шантаж какой-то!

Люди помоложе, узнав, что стоять придется долго, разворачивались и уходили. Чтобы пройти такую сверку, необходимо разве что на работе за свой счет день брать. «А кто деньги за него вернет?» — возмущались киевляне.

Несколько моих знакомых решили: лучше заплатим 200-300 гривен ниоткуда взявшихся долгов, чем будем толкаться в очередях. А кто-то, спохватившись позже, задумался: за что, собственно? И как теперь вернуть эти деньги?

Я прошла в кабинет, где принимают должников, и попросила диспетчера объяснить: в чем же причина долгов? Временно исполняющая обязанности начальника отделения энергосбыта Соломенского района отказалась со мной разговаривать. Но после требования возмущенных людей, столпившихся в кабинете, объяснила: в декабре прошлого года «Киевэнерго» перешло на новую билинговую систему — возможно, долги появились из-за сбоев в компьютерной программе. Проблемы возникли и из-за того, что многие пользователи неправильно заполняют квитанции. Например, записывают не показания счетчика, а только количество использованных киловатт. Возникла проблема и с теми, кто платил с учетом своих льгот, однако не подал подтверждающих документов в «Киевэнерго». Потому компания насчитывала таким пользователям стоимость услуг на общих условиях.

На моих глазах возмущенные горожане, стоящие в очереди, написали письмо на имя городского головы Леонида Черновецкого с просьбой разобраться в ситуации. Под письмом подписались все стоящие в очереди. Те, кто помоложе, собирались относить свои заявления еще и в Антимонопольный комитет.

«Потребители сами заинтересованы вовремя выявить ошибки»

«ФАКТЫ» обратились в «Киевэнерго» с просьбой разъяснить: что же произошло? Руководитель пресс-службы компании Сергей Демин сообщил, что о сбоях в компьютерной программы ничего не знает. Чтобы избежать таких ниоткуда взявшихся долгов, посоветовал людям самим раз в год приходить в районные энергосбыты на сверку.

 — У «Киевэнерго» более миллиона потребителей, не может же компания прийти к каждому, — говорит Сергей Демин.  — Контрольные сверки счетчиков делают сотрудники «Киевэнерго» — они ведь тоже могут ошибаться. Да и счета заполняют сами потребители — и у них вероятность ошибки велика. Я и сам однажды оказался в должниках, хотя платил по счетам. Использовал старую книжку на оплату электроэнергии вместо новой, и мои деньги шли не на тот счет. Наученный опытом, теперь стараюсь каждый год проходить сверку. Потребители сами заинтересованы вовремя выявлять ошибки, чтобы потом не приходилось делать это под угрозой отключения!

Напомним: до настоящего времени «Киевэнерго» не обязывало потребителей являться на сверку в районные отделения, а специалисты компании сами приходили в каждую квартиру и проверяли показания счетчика и плату по квитанциям. Когда же было решено, что на сверку жильцы обязаны приходить сами и выстаивать безумные очереди, чтобы помочь компании(!) правильно вести учет отпущенных и оплаченных услуг?

Как объяснили в энергосбыте Соломенского района, на более чем 200 тысяч потребителей у них всего три контролера, люди не хотят идти на зарплату в полторы тысячи гривен. И три человека не в состоянии обслужить такое количество абонентов. Вот только почему внутренние проблемы «Киевэнерго» должны становиться проблемой всех живущих в Киеве потребителей?

Начальник отдела по жилищно-коммунальным вопросам Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Алла Максименко сообщила, что от журналистов она впервые узнала о возникшей в городе проблеме:

 — К нам не поступало ни одного заявления от жителей. Если бы было хоть одно такое заявление с копиями платежек и уведомлений о долгах, то у нас появилось бы основание начать свое расследование. И если будут выявлены нарушения, призвать к ответу монополиста.

Правозащитник Эдуард Багиров предполагает, что таким способом «Киевэнерго» просто «разбросало» на законопослушных плательщиков долги всего населения за электроэнергию:

 — У компании очень много долгов, но никто не занимался всерьез проблемой их возврата. У нас то одни выборы, то другие. Горгосадминистрация не отваживалась давать «отмашку», чтобы «Киевэнерго» по полной программе потребовало их с киевлян. Обратите внимание: оповещения о долгах сегодня приходят, как правило, к тем, кто платит регулярно. А реальным должникам нет смысла присылать оповещения, они и так платить не собираются. Те, кто верит в точность расчетов «Киевэнерго» или не захотят терять время в очередях под угрозой отключения света в квартире, заплатят по квитанциям.

Жителям столицы, кому пришли уведомления о долге, обязательно надо идти и разбираться, советует правозащитник. Если вам отключат электроэнергию, возобновить подключение можно будет, только заплатив за это. Даже если долг признают несуществующим, вернуть потраченную на подключение сумму поможет только суд. Если вы, пройдя сверку, убедились, что долгов нет, то подтверждение у компании нужно требовать обязательно в письменном виде.

Работающие люди также могут потребовать от «Киевэнерго» возместить им ущерб за рабочий день, который они были вынуждены оформлять за свой счет, доказывая, что платежка о долгах безосновательна. По словам Эдуарда Багирова, за такие необоснованные платежки ответственные лица компании попадают минимум под административное наказание, максимум — под уголовное, если явление массовое.

Редакция «ФАКТОВ» на момент сдачи номера в печать еще не получила официальный ответ от руководства «Киевэнерго» о причинах появления уведомлений о несуществующих долгах. Соответствующий запрос находится на рассмотрении в компании.

549

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров