Выставленная в украинском доме на «большом антикварном салоне-2008» картина художника николая глущенко оказалась украденной из уманского краеведческого музея?
Эту сенсационную новость рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника следственного управления Главного управления военных прокуратур Генпрокуратуры Украины Григорий Рябенко. Напомним, что в минувшую пятницу в Украинском доме столицы открылась выставка «Большой антикварный салон-2008», на которой были представлены тысячи шедевров — работы Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали. К участию в выставке были приглашены ведущие антикварные салоны, магазины и галереи, а также частные коллекционеры. В основном, выставленные на обозрение публики произведения не продавались. Однако на третьем этаже Украинского дома была организована галерея, где хозяева шедевров могли назначить им цену.
— Там оказалась и картина маслом нашего соотечественника Николая Глущенко «Зимнее солнце», написанная в 1970 году, — рассказал полковник юстиции Григорий Рябенко. — Два года назад эта картина в числе нескольких других работ пропала из Уманского краеведческого музея. Сотрудники военной прокуратуры центрального региона, занимающиеся расследованием кражи, отследили появление картины, которую мы считаем краденой, на антикварной выставке. Частный коллекционер, предприниматель из Бердичева, выставил ее на продажу за 750 тысяч гривен.
Ранее «ФАКТЫ» подробно рассказывали о возмутительном похищении картин из Уманского и Ямпольского музеев, в котором оказались замешаны руководители районных правоохранительных органов. Сначала ЧП произошло в Умани. Сотрудники краеведческого музея, организовывавшие выставку живописи в райотделе милиции, после возвращения экспонатов в хранилища заподозрили неладное: произведения, датированные прошлым веком, пахли свежей краской и казались слишком яркими. Эксперты подтвердили, что полотна являются лишь копиями работ известных украинских мастеров. В ходе расследования выяснилось, что к подмене картин причастен директор музея. Злоупотребляя служебным положением, по предварительному сговору он присвоил и реализовал семь работ известных украинских художников.
Весной нынешнего года сюжет получил новое развитие. К правоохранителям обратились сотрудники Ямпольского музея изобразительного искусства (Винницкая область) с той же проблемой: после аналогичной «выставки» пять полотен (в том числе картины Захарова «Весна на Черниговщине» и «Весеннее половодье», рыночная стоимость которых, по оценкам экспертов, составляет приблизительно по 30 тысяч долларов за каждую) оказались подменены свежими копиями. На этот раз выставка проходила в кабинете начальника районного управления СБУ! Блюститель службы безопасности района был арестован, а в гараже, принадлежащем его родственникам, нашли несколько похищенных в музее полотен украинских художников Мациевского, Криворучко и Луценко.
В ходе следствия выяснилось, что к хищениям в Уманском и Ямпольском музеях причастны одни и те же лица. Кроме ямпольского сотрудника СБУ, арестованы директор Уманского музея, замначальника уманского РОВД, а также директор Ямпольского райводоканала. Всего из двух музеев были украдены 24 полотна, общая рыночная стоимость которых, по оценкам экспертов, составляет 1,7 миллиона гривен. Установлены и два художника, которые под заказ занимались изготовлением копий похищенных полотен. За одну работу они получали около 250 гривен, не подозревая, что косвенно участвуют в хищении.
Сейчас прокуратура направила изъятую с выставки работу на экспертизу, которая должна будет определить подлинность картины. Если выяснится, что именно это произведение было похищено из музея, то дело следствия — отследить цепочку посредников, передающих из рук в руки краденый шедевр.
«ФАКТАМ» удалось побеседовать и с владельцем злополучного полотна.
— Я просто в шоке от произошедшего! — воскликнул коллекционер. — Я давно хотел иметь эту картину. Год назад мне удалось это сделать — я купил полотно у частного лица, которое в свою очередь приобрело его на открытом аукционе. У меня есть заключение искусствоведов, что работа подлинная. Может, это копия «Зимнего солнца», принадлежащая кисти самого Глущенко, или просто похожая работа? Ведь специалистам известно, что у художника была своеобразная манера работы: он ставил в мастерской десять мольбертов и писал десять полотен сразу. Я с нетерпением буду дожидаться результатов экспертизы.
929Читайте нас в Facebook