«в селезенке девятилетнего олега образовалась киста, содержащая 100 граммов крови. В любой момент она могла лопнуть, ведь мальчик тренировался в секции бокса»
«Мы не подозревали, что сын уже долго живет с «бомбой» внутри»
— Знаете, если бы доктор сказал мне, что он впервые будет делать операцию новым методом, я бы наверняка нашла другого хирурга для сына, — сознается Лариса, мама девятилетнего Олежки Кущинского. — Но Игорь Владимирович словом об этом не обмолвился. Говорил только о положительных моментах предстоящего вмешательства. Вел себя настолько уверенно, что эта уверенность передалась нам, и мы не сомневались в хорошем результате.
— Было страшно, — не скрывает заведующий курсом детской хирургии Украинской медицинской стоматологической академии (Полтава), кандидат медицинских наук, доцент Игорь Ксьонз. — А вдруг хлынет кровь? Как пройдет послеоперационный период? Но ни один сосуд не закровил — при разрезе они мгновенно коагулировались, в них продолжала пульсировать кровь. Просто фантастика!
Бескровные операции постепенно входят в практику украинских хирургов. Но до Игоря Владимировича еще никто не удалял кисту селезенки у ребенка с помощью ультразвукового скальпеля.
Олег — спортивный, очень подвижный мальчик. Он не ходит, а бегает вприпрыжку. Срываясь со скамейки и сгибаясь, ребенок показывает, как однажды перед Новым годом возвращался домой после занятий боксом.
— Слева под ребрами что-то заболело, я не мог разогнуться, — поясняет Олег. — Думал, перетренировался, крепатура схватила. В тот день у меня был урок физкультуры, потом на каток ходил, а вечером еще в секции занимался
— Не откладывая, пошли с сыном в больницу, — продолжает Лариса Николаевна. — Оказалось, у него левостороннее воспаление легких. Но при ультразвуковом исследовании врач рассмотрел еще и кисту селезенки. Понимаете, совершенно случайно! И это было как гром среди ясного неба. Ведь Олежку ничего не беспокоило. Поскольку такое образование происходит без симптомов, в этом и заключается коварство кисты. Тяжело сказать, сколько времени он жил с «бомбой» внутри: год, полтора, два Медики нам объясняли, что, возможно, она появилась от удара. Конечно, как любой ребенок, мой падал и с велосипеда, и с дерева, мог удариться грудной клеткой. В любой момент оболочка кисты могла разорваться, и тогда никто не думал бы о том, как сохранить селезенку — ведь пришлось бы спасать ребенку жизнь.
Пока мальчику лечили пневмонию и он проходил обследование, сдавая анализы перед предстоящей операцией, Игорь Ксьонз осваивал новую технику проведения полостных вмешательств. Американская фирма «Этикон Эндо-Хирургия», входящая в корпорацию «Джонсон и Джонсон», продвигает на украинский рынок второе поколение генераторов для бескровных операций, к которым относится и узи-скальпель «Гармоник-300». Гамма-нож, линейный ускоритель, ультразвуковой скальпель — подобная чудо-техника необходима для выполнения органосохраняющих операций. Об этих аппаратах «ФАКТЫ» неоднократно рассказывали. Игорь Ксьонз учился у столичного профессора Даниила Кривчени, с которым давно сотрудничает. Самостоятельно провел апробацию узи-скальпеля при операции на кишечнике. И когда он узнал о диагнозе Олега Кущинского, решил, что в данном случае от старой методики лучше отойти. Связавшись с представителями фирмы, доктор договорился о том, чтобы в больницу доставили презентационный экземпляр современного оборудования, и назначил день операции.
Еще до недавних пор хирурги во всем мире придерживались единого правила: селезенку либо не трогать, либо удалять. Дело в том, что это самый кровоснабжаемый орган в нашем организме, и любое вмешательство в него опасно обильным кровотечением. Удаление же селезенки, которая отвечает за кроветворение и иммунитет, делает человека зависимым от приема антибиотиков. Теперь этим двум крайностям есть альтернатива. И маленький житель Полтавы Олег Кущинский — первый ребенок в Украине, который был прооперирован по новому методу с помощью «Гармоник-300».
— На всякий случай нас попросили найти доноров, чтобы иметь запас крови и плазмы, — рассказывает Лариса. — К счастью, Олежке вливания не потребовались. Более того, при выписке из больницы уровень гемоглобина у сына был даже выше, чем до вмешательства.
— Если бы я не был уверен в том, что удастся сохранить орган, то не брался бы за эту операцию, — говорит Игорь Ксьонз. — Рискнул, потому что по технике выполнения она ничем не отличается от механической, которую и внедрил в практику заведующий кафедрой Киевского медицинского университета профессор Даниил Кривченя. Он первый в детской хирургии начал делать резекции селезенки. Это очень сложное хирургическое вмешательство. Ранее мы производили резекцию с помощью ушивателя органов, оснащенного специальными скобами (он используется хирургами и при других видах операций), и в большинстве случаев сохраняли селезенку, разве что при полных разрывах были бессильны. Данное изобретение запатентовано и хорошо себя зарекомендовало.
Сложнее всего удалять большие кисты. Ведь в этом случае меняется анатомическая структура органа, страдают сосуды и во время операции тяжело разобраться, где живая ткань, а где пораженная. У Олега киста была тугой и достаточно большого размера. В ней содержалось 100 граммов жидкости. Достаточно было любого удара, чтобы она лопнула. Просто чудо, что такого не произошло раньше, ведь ребенок тренировался в секции бокса.
Мы произвели резекцию верхнего сегмента селезенки. Впервые у меня под руками она не «плакала», а вроде как бы подсушивалась. Это благодаря тому, что нижняя часть режущей насадки двигается со скоростью 55,5 тысячи раз в секунду. Сосуды буквально спаиваются под ней, не давая крови вытекать. Инженерная разработка, достойная уважения! И еще я чувствую гордость за то, что операции на таком высоком техническом уровне теперь возможны не только за границей, но и в Украине.
«Узи-скальпель сокращает время операции и период выздоровления пациента, а также делает лечение дешевле»
Операцию Олегу Кущинскому сделали всего за полтора часа, хотя подобные вмешательства длятся два с половиной. Весь процесс был снят на видеокамеру. Медики продемонстрировали запись членам депутатской комиссии по здравоохранению горисполкома, на заседание которой пригласили бизнесменов. Увиденное настолько потрясло всех, что в срочном порядке был приобретен узи-скальпель для городской детской клиники. Несколько недель назад Игорь Ксьонз начал оперировать детей уже новой аппаратурой, установленной в отделении.
Корреспонденту «ФАКТОВ» разрешили побывать на одной из операций Игоря Ксьонза. В операционном зале собрались практически все ведущие специалисты больницы. Их помощь могла понадобиться в любую секунду, поскольку консервативные методы лечения ребенка не дали ответа на вопрос: почему он катастрофически теряет вес. Оставалось последнее — оперативное вмешательство.
Игорь Владимирович, обозначив контур будущего разреза, берет в руки небольшой инструмент, похожий на паяльник с маленькой насадкой, наподобие ножниц, подключенный к электросети. И уже этими «ножницами» вскрывает брюшную полость.
— При операции обычным скальпелем ассистенты только то и делают, что вяжут нитки, ушивая края ран, а здесь медсестра убрала всего несколько салфеток, — комментирует происходящее детский уролог Николай Мельник. — Недавно оперировали малыша, у которого еще в утробе матери было установлено резкое сужение в области мочеточника. В подобных случаях узи-скальпель незаменим. Ведь для таких маленьких деток потеря одного-двух миллилитров крови равнозначна потере одного литра у взрослого человека. Узи-скальпель позволяет сократить длительность самой операции, выздоровление наступает быстрее, поскольку организму не приходится «тратиться» на восстановление элементов крови. А значит, лечение обходится дешевле.
— За год в клинике проводится три-четыре тысячи оперативных вмешательств, — говорит главный врач Полтавской городской детской клинической больницы Людмила Пономаренко. — Конечно, нет надобности при каждом из них использовать ультразвуковой скальпель. Например, для удаления грыж, аппендиксов, косметических вмешательств это нецелесообразно. Зато без него теперь невозможно представить операцию на легких, удаление миндалин, полипов, сосудистых опухолей, которые сопровождаются значительной кровопотерей.
Но любая техника может творить чудеса лишь в умелых руках хирурга. Игоря Ксьонза называют хирургом от Бога. Руководство больницы считает его находкой и гордится тем, что о новой методике в своей работе он вскоре будет докладывать на международных конференциях в Санкт-Петербурге и Варшаве. А пациенты и их родные очень благодарны доктору за чуткость и внимание.
— Выйдя из операционной, Игорь Владимирович сказал: «Все будет нормально», и этим развеял все мои сомнения, — вспоминает мама Олега. — Потом постоянно наведывался к сыну в палату, следил за лечением. Этот человек живет работой, ему нужно руки целовать. Дай Бог здоровья ему и его семье!
Прошло полгода, и Олег окончательно оправился от операции. Недавно вернулся из Крыма, накупался в море, загорел. Как и прежде, гоняет на велосипеде, в футбол. В школе уже посещает уроки физкультуры, возобновил с дедушкой занятия по отжиманию от пола. На бокс пока не ходит — врачи запрещают. Но это у него еще впереди.
Когда я спросила мальчишку, как он чувствовал себя сразу после операции, Олежка не задумываясь выпалил: «Больно было, когда отдирали пластырь, которым прикрепляли капельницу к руке. Но самое неприятное в этой истории, скажу я вам, — клизма перед операцией. Все что угодно, только не это »
1561
Читайте нас в Facebook