«убийца сына попросил у нас прощения, уверяя, что и с андрианом, и с другими потерпевшими за время службы у него сложились дружеские отношения»
Когда поздно вечером Елене и Николаю Поперечным из села Джурин Шаргородского района Винницкой области сельский голова и районный военком принесли страшную весть о гибели их сына-солдата, родители сразу предположили, что без участия кого-то из сослуживцев не обошлось. По официальной версии, Андриану стало плохо в строю: он упал, потеряв сознание из-за остановки сердца, и бросившиеся спасать его медики скорой помощи уже ничего не могли сделать. «Но ведь Андриан был здоров. Несколько часов назад он звонил нам и совершенно не жаловался на самочувствие!» — недоумевали родители. Вскоре выяснилось, что смертельный удар кулаком в грудь 23-летнему Андриану Поперечному, солдату роты обеспечения отдельного батальона Военной службы правопорядка в Вооруженных cилах Украины, нанес 19-летний сослуживец Михаил Шабан (»ФАКТЫ» писали об этом 15 февраля этого года).
Шабан так увлекся избиением шеренги сослуживцев, что даже не заметил, как Андриан упал
Об обстоятельствах смерти Андриана его родственники и друзья узнали уже после служебной проверки, проведенной по приказу начальника Центрального управления Военной службы правопорядка по Киеву и Киевской области. Было установлено, что утром в воскресенье, 10 февраля, ответственный по роте в выходной день старший лейтенант Раздобаров провел с личным составом учебное занятие, чтобы проверить знание военных уставов. Он остался доволен успехами подчиненных и сказал, что теперь они могут отдохнуть. А около четырех часов дня одного из солдат-срочников заметили за пределами подразделения. Солдат попытался скрыться от застукавшего его офицера! Вскоре и сам нарушитель, и командир взвода Раздобаров стояли «на ковре» перед подполковником. Обоих хорошенько отчитали!
Старший лейтенант возмутился и тут же решил проверить весь личный состав. С этой целью приказал подчиненным выстроиться в коридоре на первом этаже расположения части. Убедившись, что все на месте, командир сообщил о факте нарушения дисциплины и о необходимости снова повторить уставы Вооруженных cил Украины.
Младшему сержанту Салгириеву, временно исполняющему обязанности старшины роты, было поручено повторить с бойцами Дисциплинарный устав. Салгириев зачитывал положения устава, а рота дружно за ним повторяла.
Занятие продолжалось около получаса, когда один из старослужащих рядовой Михаил Шабан стал высказывать недовольство, дескать, в выходной день солдатам положено отдыхать, а не учиться! Затем вышел из строя и принялся «воспитывать» выстроившийся в первой шеренге «молодняк», нанося каждому из сослуживцев удары кулаком в грудь. Досталось и двум младшим сержантам! Шабан так увлекся «воспитательной работой», что продолжал отвешивать удары даже после того, как один из потерпевших, Андриан Поперечный, упал, и над ним склонились несколько сослуживцев. На приказы старших по званию прекратить это безобразие и встать в строй «разгулявшийся» дебошир не реагировал!
Впоследствии старший лейтенант Раздобаров заверял, что во время потасовки его рядом с бойцами не было. А появился он, когда узнал, что солдат Поперечный почувствовал себя плохо. Врачи «скорой», прибывшей из Центрального клинического госпиталя, приняли меры для спасения жизни военнослужащего, но, увы, ничем не смогли ему помочь По словам медиков, от подобного удара в грудь умирают лишь в одном случае из тысячи
Как следует из выводов судебно-медицинской экспертизы, «потерпевшему было нанесено тяжкое телесное повреждение в виде закрытой травмы грудной клетки в форме поверхностных надрывов внутренней оболочки аорты с кровоизлиянием в ее стенку, кровоизлияниями в околоаортальную клетчатку, под плевру правого легкого, в мягкие ткани передней поверхности грудной клетки, что повлекло развитие рефлекторной остановки сердца и смерть потерпевшего».
— На первом же заседании Военного местного суда Киевского гарнизона подсудимый заявил, что признает свою вину, раскаивается в содеянном и умысла на убийство нашего сына у него не было, — рассказывает Николай Иванович, отец Андриана. — Шабан попросил у нас прощения. Уверял, что и с Андрианом, и с другими сослуживцами более позднего призыва, которых он в тот день «учил жизни», у него сложились дружеские отношения. Но, как оказалось, «кулачные бои» и именно удары в грудь, в область сердца, вошли у него в привычку чуть ли не с первых дней службы. Видимо, столь усердно отрабатывал технику удара. Причем на суде он сознался, что знал о случаях смерти в таких ситуациях! Но продолжал дубасить всех, кто оказывался рядом, орудуя не только большими сильными кулаками, но и армейскими ботинками. Не понимаю, как этот дебошир мог бить сослуживцев в строю, священном месте и для солдата, и для генерала?
На суде были заслушаны показания солдат и младших сержантов, в тот день тоже подвергшихся избиению Шабаном. Военнослужащие рассказали, что им действительно частенько доставалось от задиристого сослуживца, любившего «побоксировать» и оставить у «противника» на груди синяк. Но начальству ни один не пожаловался, опасаясь, что тогда пострадает еще больше. Кроме того, многие считали, что не годится «распускать сопли», в армии надо учиться постоять за себя!
— Судья разъяснил потерпевшим, что каждый из них может обратиться в суд с ходатайством о возмещении морального ущерба с подсудимого, — присоединяется к разговору Елена Николаевна, мама Андриана. — Но ни один из бойцов не заявил гражданского иска. Своим поведением они как бы демонстрировали: «Дайте дослужить, а больше нас ничего не интересует!»
Впрочем, верится с трудом, что офицеры, обязанные поддерживать дисциплину в воинской части, не замечали подобного безобразия. И уж совсем не знаю, как расценивать выступление Шабана на апелляционном суде. Видимо, прочувствовав, что сидеть в заключении не очень сладко, он неожиданно «разговорился» и сообщил, что избивал сослуживцев, потому что этого требовали от него офицеры. Они, дескать, давали наставления: если ты не будешь бить, будут бить тебя. Один из командиров при этом еще и добавлял, что здесь, в воинской части, он может повелевать, здесь он император! Увы, эти признания Шабана почему-то не были рассмотрены в суде. К слову, ранее в материалах служебного расследования фигурировали фамилии некоторых офицеров, которым якобы вынесены дисциплинарные взыскания. Вот только какое именно наказание они понесли, нам так и не сообщили.
Подсчитав, что уже достаточно помогли семье Андриана, офицеры воинской части отказались возмещать моральный ущерб
Военный местный суд квалифицировал содеянное солдатом срочной службы Михаилом Шабаном, нарушившим уставные правила взаимоотношений между сослуживцами, по нескольким статьям Уголовного кодекса Украины, предусматривающим уголовную ответственность за нанесение легких телесных повреждений сослуживцам, а также за умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего. Суд учел обстоятельства происшедшего: количество, характер и локализацию телесных повреждений, поведение и взаимоотношения подсудимого и погибшего парня, то, что виновник трагедии считает содеянное им неосторожностью. Как смягчающее обстоятельство зачлось Шабану то, что он раскаялся в содеянном и активно способствовал раскрытию преступления, что к уголовной ответственности привлекается впервые, что сослуживцы, которых он избивал, никаких претензий к нему не предъявили, а также то, что его мать является инвалидом. Суд приговорил Михаила Шабана к пяти годам лишения свободы.
Кроме того, приговором суда были частично удовлетворены и гражданские иски потерпевших — родителей и сестры Андриана Тамилы. В пользу каждого из них суд постановил взыскать с Центрального управления Военной службы правопорядка в Вооруженных cилах Украины по Киеву и области по 80 тысяч гривен, а также 42 тысячи гривен материального ущерба (такая сумма была потрачена на похороны погибшего), поскольку именно в воинской части не были соблюдены дисциплина и порядок во время прохождения солдатами срочной службы.
Это возмутило ответчика — руководство воинской части А 2100, в которой служил Андриан. Временно исполняющий обязанности начальника Центрального управления Военной службы правопорядка по Киеву и области обратился в Военный апелляционный суд Центрального региона Украины с жалобой, в которой обосновывал необходимость отменить приговор относительно удовлетворения исков потерпевших. Дескать, согласно законодательству, юридическое лицо может возмещать ущерб, нанесенный сотрудникам, если в это время выполняет свои служебные обязанности. В данном же случае, считают офицеры, выяснялись личные взаимоотношения, следовательно, ущерб должен возмещать виновный, который из-за содеянного принес душевные страдания потерпевшим. К тому же офицеры подсчитали, что уже и так достаточно помогли семье погибшего: собрали и передали родителям пять тысяч 50 гривен, кроме того, две тысячи 100 гривен потратили на приобретение гроба, креста, венков и других ритуальных предметов, а также продуктов для поминального обеда. Еще учли, что родителям Андриана выплачена страховка — две с половиной тысячи гривен — и выдано удостоверение членов семьи погибшего военнослужащего, предусматривающее льготы
Военный апелляционный суд Центрального региона Украины оставил эту жалобу без удовлетворения. Однако подкорректировал приговор Военного местного суда в части наказания осужденного. Судья апелляционного суда посчитал, что его коллегам не удалось добыть убедительных доказательств того, что, избивая кулаком в грудь нескольких сослуживцев, среди которых оказался и Андриан Поперечный, Шабан умышленно наносил им тяжкие телесные повреждения. И вынес решение о переквалифицировании инкриминируемого Шабану преступления — «умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего» — на «убийство по неосторожности». В результате приговор Военного местного суда изменен и Шабана осудили по совокупности совершенных им преступлений к четырем годам лишения свободы.
Военный прокурор Киевского гарнизона подал кассационную жалобу в Верховный суд Украины.
«Желаю, мамочка, тебе здоровья! И чтобы никогда ты не грустила, чтобы все беды обходили тебя стороной!»
«Дорогие мама, папа, сестренка! Вот стою в наряде на КПП и думаю о родном доме, о всех вас! Так соскучился! Мамочка родная, поздравляю с днем рождения, желаю здоровья и успехов, и чтобы все беды обходили тебя стороной, чтобы никогда ты не грустила!
У нас поменяли комбата. Устанавливаются новые правила, новые законы. Каждый напрягает как хочет, порой терпения не хватает »
Эти строки из последнего письма солдата его родные вспоминают каждый день. Готовятся вскоре, в годовщину смерти Андриана, помянуть его всем миром. И сетуют, что судебная тяжба отбирает много сил и здоровья. По воскресеньям ходят в церковь и вместе с односельчанами молятся у иконы святого мученика Андриана. Икону Поперечные подарили церкви.
— Многие из армейских начальников Андриана приезжали к нам домой, уверяли, что сочувствуют нашему горю! — продолжает Николай Иванович. — Когда же мы стали излагать свои требования, они даже здороваться с нами перестали! Как-то в ожидании судебного заседания, которое должно было состояться в расположении части, мы зашли пообедать в армейское кафе. И были поражены, увидев, что на прилавках красуются бутылки с водкой, коньяком, шампанским. Нас убеждали, что, дескать, продают спиртное только офицерам, исключительно по удостоверениям. Но если офицер на службе — зачем же ему горячительные напитки? И кто может поручиться, что они не попадут к солдатам, которые затем начнут дебоширить?
Знаете, мы с женой и дочерью поначалу не имели намерения заявлять гражданские иски, — продолжает отец погибшего солдата. — Ведь никакие деньги несоизмеримы с нашей утратой! Но затем решили: а как иначе заставить армейское начальство наконец-то осознать свою ответственность и за случившееся, и за судьбы других солдат, которые тоже могут пострадать!
— В суде мы не получили ответ на вопрос, почему Андриан часто одалживал деньги у навещавших его родственников и знакомых и жаловался, что без денег возвращаться в часть ему никак нельзя! — рассказывает Елена Николаевна. — А ведь сумма долга превысила тысячу гривен! И мы периодически передавали ему деньги, хоть ничего, кроме сигарет, он себе не покупал! Мы предполагаем, что деньги у него кто-то вымогал! Слышала, некоторые наглые старослужащие отбирают деньги у молодых сослуживцев. Неужели нельзя, наконец, разобраться и с этим?
После происшедшей с Андрианом трагедии многие парни в нашем районе отказываются служить, да и родители не отпускают их в армию, в которой убивают. Оплакивая своего сына, мы искренне желаем, чтобы подобных трагедий больше не случалось
К сожалению, в воинской части, в которой служил Андриан Поперечный, избиения военнослужащих продолжаются. Как сообщил старший помощник военного прокурора Киевского гарнизона майор юстиции Андрей Козак, уже после взятия под стражу Михаила Шабана его «кулачные поединки» продолжили сослуживцы. Так, «отличился» младший сержант Николай К. , избивший восьмерых солдат, находящихся у него в подчинении. Его осудили к одному году дисциплинарного батальона. А солдат Виталий Р. испытал крепость своих кулаков на двух товарищах, за что заработал шесть месяцев дисбата. К слову, оба нарушителя проходили по уголовному делу Шабана как потерпевшие. Солдат Евгений Г. одним прицельным ударом сломал челюсть сослуживцу и сел на два месяца на гауптвахту. Поскольку злоумышленник полностью оплатил расходы по лечению потерпевшего, тот простил его. Еще двух солдат избил рядовой Иван Д. Несмотря на то что в то время он уже был уволен со срочной службы, его осудили к ограничению свободы на год с годичным испытательным сроком.
Военная служба правопорядка, которая должна являться образцом дисциплины, достоинства и чести военного мундира, превращается в службу беспорядка и беспредела?
1165
Читайте нас в Facebook