Андрей жолдак: «богдан ступка использовал все свои связи, чтобы не пустить меня в театр имени ивана франко»
Андрей Жолдак, режиссер знаменитых спектаклей «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Месяц в деревне», «Ромео и Джульетта», «Гамлет. Сны», уже несколько лет живет в Берлине. Делает постановки для немецких и российских театров. Москва от Жолдака в восторге и называет его российским режиссером. Андрей читает лекции по театральному мастерству в Кембриджском университете и вузах Японии. Его мечтой в последние пять лет была большая театральная постановка в Украине. Похоже, она сбылась
«Получается, что на родину меня вернули немцы»
- По-моему, с 2004 года ты не сделал ни одной постановки в Украине. Последней была
— «Ромео и Джульетта» по Шекспиру.
— Спектакль, который в Украине так и не видели.
— Да, его запретили. Поэтому премьеру мы играли в Берлине. Считай, пять лет художник такого уровня, как я, НЕ присутствовал в родном театральном пространстве.
— При этом каждый год баловал московского зрителя очередными премьерами.
— В этом году Москва увидела две мои постановки. «Кармен» — сюрреалистический спектакль с Марией Мироновой. Кстати, я только недавно прилетел из Петербурга, где мы играли этот спектакль на фестивале «Балтийский дом». Я, как это ни странно звучит, представлял Россию. А 20 сентября в московском Театре современной пьесы состоялась премьера спектакля «Москва. Психо» с Еленой Кориковой, от которой сейчас фанатеет вся российская молодежь.
— Немного парадоксально — в Украину с постановкой тебя вернули немцы.
— Год назад они начали переговоры со мной по поводу постановки спектакля в рамках Недели немецкой культуры. Получается, они вернули меня на родину и финансировали театральный проект — спектакль «Войцек» немецкого автора Георга Бюхнера. Мне предложили выбрать любой театр в Киеве, Харькове, где я осуществлю эту постановку с участием украинских актеров. Это идея соединить украинскую и немецкую культуры.
— В качестве спарринг-партнера ты выбрал Черкасский драматический театр. Почему?
— У меня очень хорошие отношения с директором этого театра Владимиром Осиповым. К тому же пять лет назад я ставил там «Женитьбу» по Гоголю, имевшую большой успех.
— В Черкасском театре ты ведь делаешь еще один спектакль.
— Переговоры по второму проекту велись около года. Это очень важно для меня лично, ведь речь идет о Голодоморе, спектакль по роману канадца украинского происхождения Василия Барки «Желтый князь». Но наш проект будет называться «Ленин лав. Сталин лав»!
— Оригинально.
— Его премьера состоится в Киеве. «Войцека» мы будем показывать четыре дня, начиная с 26 октября, в помещении Киево-Печерской Лавры, а «Ленин лав. Сталин лав» — в конце ноября в Национальном оперном театре. Затем я подарю эти спектакли Черкасскому театру, и они войдут в его репертуар.
— От твоих постановок вновь стоит ждать потрясений?
— Конечно! «Войцек» — радикальный спектакль, и в этом меня очень поддерживают немцы. Изначально они хотели, чтобы я сделал бесцензурный в политическом культурологическом смысле проект. Поэтому я очень свободно себя чувствую! Действие спектакля разворачивается в Украине и в космосе.
«Есть сцены, во время которых даже я закрываю глаза»
- Страшно представить, что будет!
— Честно говоря, есть сцены, во время которых даже я закрываю глаза.
— Ты раздел всех черкасских артистов?
— Не скажу. Лучше это увидеть Как и «Ленин лав » постановка многим может показаться неоднозначной. Это международная премьера, но детали пока держатся в секрете. Там будут грандиознейшие декорации и много массовки.
— Из-за спектакля разгорелся скандал в Театре имени Ивана Франко?
— Да, изначально «Ленин лав » должны были играть там. Это государственный спектакль, государственный заказ, постановка одного из серьезных современных режиссеров
— Чего уж там скрывать
— Конечно, выбирая площадку, я первым делом остановился на национальном театре — первом в стране. Но его художественный руководитель Богдан Ступка, думаю, очень испугался и использовал ВСЕ свои мыслимые и немыслимые связи и таланты, чтобы перекрыть проект. Поэтому я ставлю в Черкассах. Мне здесь комфортно несмотря на огромное напряжение в связи с двумя проектами. Но я хочу еще раз доказать, что дело не в театре, хотя и это немаловажно, главное — хорошая концепция, голова. Тогда можно великолепно творить и в Черкассах, и в Мукачево, да в любом селе!
— Черкасские актеры сопротивлялись твоим жестким методам работы?
— Из 35-ти человек я оставил лишь 15! Зато с ними у меня практически с первой репетиции полное взаимопонимание. Когда смотришь спектакль, создается такое ощущение, что сидишь где-нибудь на премьере в Лондоне или Амстердаме.
— Как у тебя в голове «помещаются» одновременно два больших спектакля?
— Для меня это настоящий эксперимент. В первую очередь физический. Мне сейчас можно вставлять в голову всякие трубки, индикаторы и смотреть, что происходит с мозговой функцией. Действительно, очень сложно удерживать два таких разных спектакля.
— Что тебе в этом помогает?
— Сознание того, что в ближайшее время я вряд ли буду что-то еще ставить в Украине. Просто не останется для этого времени. А сейчас, учитывая, что пять лет на родине я ничего не ставил, наверстываю упущенное.
606Читайте нас в Facebook