«повышение минимальной цены на водку может привести к банкротству не менее пятидесяти отечественных предприятий»
Пристрастие людей к крепким напиткам издревле использовалось государством как средство пополнения казны. Так, еще в 1474 году царь Иоанн III ввел на Руси первую государственную монополию на производство и продажу водки. А его последователь — Иоанн IV (более известный как Иван Грозный) — с 1533 года начал открывать специальные «царевы кабаки», получая от продажи этого напитка неплохой доход. Не упустил возможность пополнить казну за счет водочного бизнеса и Петр I. В начале XVIII века, чтобы собрать средства на ведение Северной войны, он ввел свободу винокурения, но обложил производителей водки особой пошлиной: они платили налоги как с оборудования, так и с готовой продукции.
С тех пор прошло шесть столетий, но и сейчас производство и продажа водки по-прежнему являются одним из столпов, на которых держится бюджет многих стран. Украина не исключение. Может быть, поэтому Кабинет министров в поисках дополнительных поступлений в государственную казну обратился к испытанному веками источнику. С 15 ноября Кабмин поднял минимальные цены на алкоголь отечественного производства. Чем это может обернуться для отрасли и всей экономики? Своим мнением с «ФАКТАМИ» поделился директор ликеро-водочного завода «Александрия БЛИГ» Николай Николаевич Тарасов.
«Когда в 2001 году были установлены минимальные цены на водку, большая часть этого бизнеса мгновенно перешла «в тень»»
- Это постановление правительства, на мой взгляд, будет иметь очень негативные последствия для рынка и страны в целом, — отметил Николай Тарасов. — Сейчас розничная цена пол-литровой бутылки водки не может быть меньше 14 гривен, трехзвездочного коньяка — 25 гривен, пятизвездочного — 32 гривен. При этом себестоимость бутылки водки составляет 7 гривен 60 копеек. Получается, минимальная цена на бутылку водки почти вдвое выше себестоимости
Ныне всех пугают кризисом. Можно понять, чем обусловлены увеличение тарифов на транспорт или жилищно-коммунальные услуги, рост цен на лекарства, продукты питания и прочее. Но видел ли кто-то в правительственном постановлении обоснованные мотивы подорожания водки?
- Неужели их нет?
- Нет. Более того, с учетом нынешнего рекордного урожая зерновых цена на спирт, из которого, собственно, изготавливается водка, сейчас даже имеет обоснованную тенденцию к снижению.
- И все-таки, чем плохо введение минимальных цен? Бюджет только выиграет
- Дело в том, что это не первая попытка ввести минимальную цену на водку. Печальный опыт у нас уже есть, когда в 2001 году постановлением Кабинета министров был установлен уровень минимальных цен на алкоголь. И чем это закончилось? Тем, что большая часть водочного бизнеса мгновенно перешла «в тень». Поэтому правительство было вынуждено отменить это решение в 2005 году другим своим постановлением.
Кроме того, нужно учесть, что у нас есть различные производители водки, которые ориентируются на разные целевые группы потребителей. Несколько известных заводов благодаря миллионным рекламным бюджетам могли и раньше продавать в розницу свою продукцию по цене 14-19 гривен за бутылку. Но при этом свыше 50 украинских предприятий выживали за счет оптимального соотношения «цена — качество», продавая свой напиток по цене 10,5-11 гривен. И последних правительство поставило на грань выживания.
Чтобы понять проблему, достаточно представить себе фермера, который откармливает цыплят на продажу. Допустим, росчерком пера его принуждают продавать их дороже, чем это выгодно и фермеру, и его покупателю-крестьянину. Сможет ли такой предприниматель конкурировать с птицефабрикой, которая «заваливает» своими бройлерами половину Украины? Если обанкротятся 50 водочных заводов, на сколько человек пополнится армия безработных?
«Качественный алкоголь станет недоступным для многих наших сограждан»
- Возможно, высокая цена на водку обусловлена борьбой с пьянством?
- Тогда нужно объяснить, почему постановление правительства касается только отечественного производителя. Ведь оно повысило минимальную цену на алкоголь лишь для украинских «водочников». Получается, что мы одной рукой как бы боремся с пьянством, перекрывая кислород своим заводам, а второй — даем зеленый свет заграничным производителям.
Я просто хочу еще раз подчеркнуть, что в результате непродуманного постановления правительства могут остановиться несколько десятков заводов. Такая ситуация позволит укрепить свои позиции на внутреннем рынке нескольким монополистам, а это уже вопросы компетенции Антимонопольного комитета.
В условиях кризиса следует снижать цены и повернуться лицом к национальному производителю. Например, одна компания, которая продавала в России элитный алкоголь (в том числе изготавливаемый по лицензии миллиардера Дональда Трампа; одна бутылка такого напитка стоит более тысячи гривен, а в емкости, покрытой золотом, — до 2 тысяч гривен), сейчас подала в Роспатент заявку на выпуск водки «Антикризисная», которую хочет продавать по минимальной цене. Все страны мира, чтобы спасти свою экономику, защитить людей и увеличить потребительский спрос, наоборот, добиваются снижения цен. А что происходит в Украине?
Страна неоднократно переживала революции в алкогольной отрасли. Стоит только вспомнить горбачевские реформы образца 1985 года. На этом печальном опыте мы уже знаем: что бы правительство ни делало с алкогольным рынком, все равно за год жители страны выпивают до миллиарда бутылок водки. И вопрос заключается только в том, какую именно водку они будут пить? Качественный алкоголь станет недоступным для многих наших сограждан: по прогнозам экспертов, водка в низком ценовом сегменте подорожает на 25-30 процентов. И тогда активизируется теневой рынок, как это уже неоднократно было. Кто выиграет от того, что процент качественной водки уменьшится, а часть «шмурдяка», самогона и «паленого» напитка увеличится? Мы все прекрасно понимаем, что деньги, вырученные от продажи подделок, будут течь вовсе не в бюджет, а в карманы теневых дельцов. Таким образом, поступления в казну государства от производителей водки, наоборот, уменьшатся. Но самое главное, что активизация черного рынка приведет к массовым отравлениям суррогатом. Скольких жизней может стоить такое непродуманное решение?
510Читайте нас в Facebook