«по ночам не сплю, все думаю, из чего сделать пиджак александру морозу»
«Надо быть немножко ненормальным, чтобы заниматься такой сложной работой»
- Как случилось, что портрет Катерины Михайловны — красивой женщины, первой леди страны — оказался невостребованным? — не могу скрыть удивления. — Ведь Виктор Андреевич, насколько я знаю, еще в августе минувшего года, на Сорочинской ярмарке, хотел купить портрет.
- Даже, было, полез в карман за деньгами, но я его остановил, — отвечает Николай Переясливец. — Говорю: не спешите, иначе меня земляки побьют. Я ведь обещал им выставить свои последние работы в День независимости. А потом, мол, можете забрать. Кстати, на днях за портретом должны приехать соратники Президента, чтобы подарить его Катерине Михайловне на Рождество.
- Работа просто изумительная, глаз не оторвать. А портрет Русланы, кажется, сейчас заговорит.
- Выступление Русланы в Турции с «Дикими танцами» мне так понравилось, что я за какой-то месяц на одном дыхании сделал ее портрет. А вот над портретом жены Президента трудился целых три месяца. Сложность этих работ в том, что требовалось подобрать текстуру дерева, которая передала бы особенность одежды, элементы окружающей обстановки. Создавая одежду певицы, я применил несколько разновидностей ореха, а в портрете Катерины Ющенко использовал тигровый глаз.
Николай Демьянович не скрывает своих профессиональных секретов. Наоборот, сожалеет, что некому передать редкое искусство. Сын Виталий школьником еще захаживал в мастерскую отца, но с годами перестал появляться в ней. Сейчас он работает юристом. А внук мастера еще совсем маленький.
- Несколько человек пытались научиться у меня технике маркетри, думали, быстро начнут деньги зарабатывать, — рассказывает Николай Переясливец. — Но больше, чем на день-два их не хватало. Надо быть немножко ненормальным, как я, чтобы заниматься такой сложной работой. Иногда с трудом заставляю себя взяться за очередной портрет. То нет настроения, то — нужных материалов. Но, когда приступаю к работе, забываю и о своих болячках (семь лет назад Николай Переясливец перенес сложнейшую операцию по резекции желудка. — Авт. ), и обо всем на свете. Тогда точно знаю: пока не закончу картину, не умру.
А начинал заслуженный мастер народного творчества Украины с автопортрета. Это было более двадцати лет назад, но Николай Демьянович до сих пор помнит ужас, который испытал, глядя на готовую работу.
- Я тогда не знал, что в зависимости от направления волокна дерево бликует, — улыбается мой собеседник. — И вот, смотрю я на готовый портрет: одна сторона блестит так, что ничего не разобрать, а другая — темная.
«Лишь через пять дней проявляется истинный цвет покрытого лаком дерева»
В те годы Николай Переясливец работал плотником на газопромысле на севере России. Там и познакомился с Игорем Калиниченко из Ленинграда, который еще мальчишкой посещал кружок, где учили технике маркетри. Понравилось это нашему герою, стал он присматриваться, как Игорь Павлович из тончайшего шпона, привезенного из дома, создает незатейливых зверушек с цветочками. А вскоре мужики, отпахав по двенадцать часов в тундре, искусанные гнусом и мошкарой, сидели ночами до следующей смены в комнатке общежития и клеили на эпоксидную смолу шпон — кусочек к кусочку, изображая природу. Переясливец и сейчас демонстрирует на выставках одну из первых работ, которая называется «Мальчик с пальчик». Пчела, везущая крохотного ребенка в скорлупе, вызывает самый большой интерес у детей.
Довольно скоро ученик перерос учителя и взялся за более серьезные работы.
- В советские годы особым спросом пользовались портреты Ленина, — вспоминает Николай Демьянович. — Делать их было довольно просто — выкладываешь мозаику по картинке из кубиков или ромбиков, и никаких бликов. Сколько я Лениных сделал, не сосчитать! И ни одного у меня не осталось, все были повешены в кабинетах начальников. Узнав об открывшемся во мне таланте, некоторые из руководителей стали заказывать мне портреты передовиков труда. Самую большую коллекцию я изготовил для сельского музея в Деревках, что недалеко от Котельвы. Там колхозом руководил знатный хлебороб, кавалер ордена Ленина Василий Яковлевич Джирук, который очень ценил своих тружеников и пожелал увековечить лучших из них в деревянных портретах.
Часть этой коллекции находится сейчас у Николая Демьяновича. И хотя портреты выложены уже не кубиками с ромбиками, а «мазками» из шпона, как и те, что мастер делает сегодня, они разительно отличаются от теперешних. Сейчас Переясливец использует итальянские материалы, а тогда основой, на которую впрессовывались картинка, служила ДСП (древесно-стружечная плита). Да и покрывалось изображение не полиэфирным и не матовым лаком, как нынче, а обычным нитролаком, поэтому и выглядели портреты, как вся советская мебель — практически одинаково.
Сейчас в работе у Николая Демьяновича сразу два портрета — председателя Верховной Рады Александра Мороза и руководителя одной из крупных организаций Харькова. Он создает их в гостиной, в которой царит творческий беспорядок. А затем перемещает в мастерскую, где стоят циркулярка с прессом и поддерживается постоянная температура воздуха 22 градуса тепла. Черно-белые портреты, увеличенные с помощью компьютера и выведенные на бумагу, разделены карандашом на маленькие сегментики самых причудливых форм. Они будут заполнены шпоном, вырезанным точно по контурам. Уже выложенные детали скреплены небольшими ленточками скотча.
- Пока не на что смотреть, — предупреждает меня хозяин. — Удался или не удался портрет, можно будет сказать только через пять суток после нанесения лака. Я сам до этого стараюсь не глядеть на картину — страшно. А вот через пять суток начинают проявляться истинные цвета различных пород дерева, скомпонованных в одном портрете. Именно лак «вытягивает» их наверх. Только одни, более рыхлые породы, отдают цвет быстрее, а другие, более плотные, дольше. Лишь тогда становится видно, угадал ли я с оттенками, переходами линий, фактурой материала. Случается, приходится что-то менять. А шпон-то бывает разной толщины, от 0,6 до двух миллиметров, и направление волокон у него разное, и твердость неодинаковая. Вот и начинаешь потихоньку снимать микроскопические стружечки
«Татьяну Засуху мне заказали ее друзья»
- Тот, кто работает в технике маркетри, должен зрительно смешивать краски, знать, какая порода и каким образом реагирует на лак, — рассказывает Николай Демьянович. — Часто бывает, несколько дней не могу приступить к работе, потому что не удается сформировать палитру. Ночами не сплю, ворочаюсь. Вот сейчас размышляю, из чего сделать пиджак Александру Морозу. Пиджак должен быть черным и сам политик задуман на темном фоне, чтобы изображение получилось объемным. Сделаю, наверное, из ореха. Он имеет очень много оттенков — от светлого до совершенно черного.
- У вас, смотрю, представлены все фракции парламента, даже сошедшие с политической арены. И, что приятно, здесь они мирно сосуществуют.
- Спрашивайте уж напрямик: работаю ли я в угоду политической коньюктуре? — улыбается мастер. — Политика — дело грязное, в ней принято говорить одно, а делать другое. Но есть люди, которые творят современную историю. Правильно, не правильно — время все расставит по местам. Я же хочу увековечить самых выдающихся людей современности. Изделия, выполненные в технике маркетри, неприхотливы к условиям хранения и очень долговечны. До наших дней сохранились работы французских мастеров еще ХII века. Возможно, кто-то из потомков соберет когда-нибудь хотя бы часть моей уникальной галереи выдающихся современников, и это станет национальным достоянием. Чем черт не шутит!
Мастер создал уже около двухсот портретов. За небольшим исключением, все они изготовлены в единственном экземпляре. Некоторые находятся за границей: портрет принцессы Дианы — в частной коллекции в Лондоне, Тараса Шевченко — в Музее Шевченко в Торонто, Джорджа Буша — в Вашингтоне. Как рассказывает Николай Демьянович, отдел подарков Белого дома принял сувенир, отметив, что ничего подобного у них в коллекции нет. Автора за подарок поблагодарил в письме лично президент США.
Виктор Ющенко и Виктор Янукович — единственные из украинских политиков, над портретами которых заслуженный мастер народного творчества работал дважды. Существует также два портрета Тараса Шевченко в технике маркетри. Один находится в Канаде, а другой висит в загородном доме Президента Украины на почетном месте.
Обычно работы Переясливца покупают однопартийцы и близкие изображенных на портретах людей. Вот только с Юлией Тимошенко вышло несколько иначе — региональные лидеры ее партии не захотели взять портрет, зато один народный депутат из другой фракции купил не торгуясь.
- А Татьяну Засуху мне заказали ее друзья, — объясняет мастер. — Но под заказ я работаю очень редко.
Удовольствие повесить в своем доме портрет, изготовленный Николаем Переясливцем, не из дешевых. Хотя для людей состоятельных заплатить несколько тысяч долларов — сущий пустяк. Но именно они, как ни странно, очень часто забывают рассчитываться с автором. Многие работы мастер просто дарит, за некоторые берет, сколько заплатят. Так что пока назвать себя обеспеченным человеком он не может, а порой приступать к новой работе вынуждает банальное безденежье. Кстати, доводилось слышать от знакомых художников, что они не занимались бы маркетри ни за какие деньги — слишком хлопотно.
- Вам лично какой портрет нравится больше всех? — любопытствую.
- Я обычно обращаю внимание не на целое полотно, а на детали, — отвечает уклончиво Николай Демьянович. — Со временем краски устаиваются и становятся более выразительными Пожалуй, особенно мне удаются прически. Наверное, мог бы стать неплохим парикмахером.
1042
Читайте нас в Facebook