- 19:17 Стрельцам — «Колесница», Львам — «Сила», а Козерогам — «Император»: Таро-прогноз на 29 декабря
- 18:49 Придется ждать: Klavdia Petrivna снялась в новом образе и объявила, когда состоится первый в 2025 году концерт
- 18:25 Украина прекращает транзит газа: насколько увеличатся цены для населения
- 17:55 Никто и не догадается: нежный пудинг из бюджетной рыбы на новогодний стол
- 17:25 рф бросила силы на захват Курахово: аналитики ISW рассказали, что происходит в этом районе
- 17:20 Графики не действуют: по Украине начали снова вводить экстренные отключения света
- 16:58 Предприниматели жалуются на действия БЭБ в Одесском морском торговом порту: что происходит
- 16:45 Некоторые пенсионеры имеют право на ежемесячную доплату к пенсии: как ее оформить
- 16:22 Слишком стараются: принца Гарри и Меган Маркл раскритиковали из-за открытки
- 16:17 Правительство согласовало увольнение двух глав ОВА: в каких областях будут новые руководители
- 15:50 За столом собралась немалая «компания»: Виктория Бекхэм показала, как они с детьми отметили Рождество
- 15:21 У НАТО проблемы с ресурсами: аналитики о том, нужно ли менять доктрину Альянса
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Время выпуска: 1992
Скульптор: Salvador Furió
Высота: 42 cm
Из экспозиции «Shvets Museum»
Ровно 130 лет назад, 29 декабря 1890 года, в Киеве в семье дворянина и офицера, дослужившегося впоследствие до полковничьего чина, родился будущий легендарный военный лётчик, один из первых асов истребительной авиации Евграф Николаевич Крутень. Юноше было всего 18 лет, когда он, закончив в родном городе Владимирский кадетский корпус, поступил в Константиновское артиллерийское училище. Через три года перед молодым подпоручиком, ставшим командиром крупного конно-артиллерийского подразделения, открылись большие перспективы. Однако, увлекшись авиацией, неожиданно для всех он подаёт начальству рапорт о переводе из артиллерии в новый род вооруженных сил. В августе 1913 года Евграфа направляют в 3-ю Киевскую авиационную роту для подготовки к полётам в качестве лётнаба (лётного наблюдателя).
Тут следует пояснить, что в канун Первой мировой войны считалось, что главной функцией авиации является воздушная разведка. Экипажи самолётов состояли из пилота и лётчика-наблюдателя, в функции которого входили фотосъёмка и картографирование местности. Прослужив некоторое время в авиаотряде, которым командовал легендарный Пётр Нестеров (тот самый Нестеров, которому удалось первым в мире выполнить сложнейшую фигуру высшего пилотажа, получившую название «мёртвой петли» или «петли Нестерова»), Крутень решил всё-таки стать пилотом. И вскоре с блеском закончил офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине под Петербургом. Незадолго до выпуска молодой пилот буквально потряс всех идеальным исполнением на пилотажном «Фармане» сразу нескольких «петель Нестерова».
В первый же год войны имя военного лётчика Крутеня прославилось на всю армию. Ещё бы. Его успешные ночные налёты на базу немецких самолётов, начавших бомбить санитарные поезда и госпитали Красного Креста, вызывали восхищение не только у руководства, но и у сослуживцев. Пройдя полугодичное обучение в авиационных школах Франции и Англии и даже успев во время совместных боевых вылетов с союзниками сбить несколько вражеских самолётов, Крутень возвращается на родину и возглавляет истребительную авиагруппу, действовавшую на Западном фронте. И тут снова заговорили о редком бесстрашии и лётном мастерстве молодого командира. О его подвигах начали передавать из уст в уста настоящие легенды. В июне 1917 года, сбив над своим аэродромом немецкий «Фоккер» и захватив в плен вражеского лётчика, Крутень начал допрашивать пленника лично. В это время над аэродромом появился самолёт командира немецкой эскадрильи, решившего выяснить судьбу сбитого лётчика. Крутень, прервав допрос, поднял в воздух свой боевой «Ньюпор» — и на глазах у всех сбил вражеский самолёт.
Как позже выяснилось, эта воздушная победа стала последней в жизни киевского аса. Возвращаясь из очередного боевого задания, при заходе на посадку на малой высоте, самолёт Крутеня неожиданно перешёл в штопор и врезался в землю. Похоронили 26-летнего капитана с воинскими почестями на Лукьяновском кладбище в Киеве. Кстати, рядом с могилой Петра Нестерова, погибшего при совершении первого в мире воздушного тарана. За свою короткую жизнь Крутень успел прославиться не только как классный военный лётчик, а ещё и как автор целого ряда научно-практических работ («Наставление лётчику-истребителю», «Воздушный бой», «Военная авиация во Франции», «Что думалось в Лондоне»), по которым лётному мастерству училось не одно поколение покорителей неба.
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.
вологість:
тиск:
вітер: