Светлана тома: «когда на экраны вышел фильм «табор уходит в небо», цыгане скупили в главном кинотеатре харькова билеты на все сеансы на несколько дней»
После фильма «Табор уходит в небо» Светлана Тома стала «главной цыганкой» Советского Союза. С той поры актриса снялась в десятках картин (»Мой ласковый и нежный зверь», «Благочестивая Марта», «Звезда»), но звонкая слава «Табора», не отпускает ее всю жизнь. Особенности фильма, по сию пору не утратившего свою молодость, невероятным образом передались Светлане. За последние пятнадцать лет она нисколько не изменилась. Ни у кого даже язык не поворачивается обращаться к ней по имени-отчеству.
«Гадание — это потайная дверца, за которую нельзя заглядывать»
- Обычно картины детства подсвечены в нашей памяти особым ностальгическим светом. Какие из них вам запомнились больше всего?
- Сейчас я вспоминаю детские годы как самую счастливую пору моей жизни. Я росла в молдавской деревне Надушита, потом мы переехали в село Николаевцы. Это время связано для меня с очень эмоциональными воспоминаниями. Когда я сегодня общаюсь с городскими детьми, то иногда прихожу в ужас от того, насколько они урбанизированы. Недавно слышала размышления девочки, которая абсолютно серьезно рассказывала, что булочки растут на деревьях.
- Ваша мама, наверное, сама пекла хлеб?
- Конечно. А я работала в поле, знала названия всех растений, как их сажать, пропалывать, собирать урожай. Когда пошла в школу, у меня были подшефный жеребенок и теленок, которых я растила. Мы держали кур, уток, поросенка. Для меня было страшной травмой, когда свинью кололи, чтобы заготовить на зиму мясо и колбасы.
- А сейчас у вас есть домашние животные?
- У дочери четыре кошки, а у меня нет. Ведь моя профессия связана с разъездами.
- Вы говорили, что родители поселились в деревне, а где они до этого жили?
- Папа родом из Воронежской области, но его отправили восстанавливать в Молдавии сельское хозяйство. В Кишиневе он встретил маму, которая училась в мединституте. У нее много разных кровей намешано: французской, венгерской, молдавской. Мама — человек совершенно городской, любила ходить в туфельках, элегантно одеваться. Она выросла в Бухаресте. Но после встречи с папой бросила институт, согласилась переехать в деревню. Из-за любви мама совершила настоящий подвиг, и я — дитя любви.
- Несмотря на непростой быт, вы, наверное, и развлекаться успевали?
- Я помню наши пруды и игру в шайбу (это мы хоккей так называли), когда клюшкой служила палка из изгороди. Каждое время диктует свою моду, а в деревне на этот счет были свои понятия. Родные моей мамы, жившие в Кишиневе и Бухаресте, присылали нам хорошую одежду. Но одно время я страшно мечтала о кирзовых сапогах. Когда папа мне их купил, я могла гонять на льду шайбу в этих сапогах (к ним привязывали самодельные коньки, закручивающиеся на палочку) и была просто счастлива.
- А когда вы подросли, какие «одежды» в ходу были?
- Став постарше, очень хотела тюбетейку, которую увидела, когда нас возили в городской театр. А еще мечтала о маленьком платочке с рисованными цветами — они были очень красивыми. Долго просила маму купить эту вещь.
- Светлана, а вы в своей внучке себя узнаете?
- Я вырастила Машу и продолжаю возить ее с собой, стараюсь показать ей мир. Вообще современные дети совсем другие. Меня беспокоит их рано появляющийся взрослый взгляд на жизнь. Я не хочу, чтобы Маша раньше времени становилась взрослой.
- Детей с ранних лет отдают в учебу, натаскивают так, будто готовят героев для книги Рекордов Гиннесса. Хотя, может, это и нужные вещи?
- Дети перегружены психически. Считаю, что телевидение играет отрицательную роль в формировании личности. Для меня телевизор — враг номер один. С сожалением это констатирую, поскольку наблюдаю программы, которые несут пошлость и насилие. Я не могу назвать передачи для детей, которые бы действительно их развивали и воспитывали. Сплошные игры или шоу, засоряющие сознание. В каждой школе своя программа, бесконечные эксперименты. Педагоги нагружают невероятно, но я не вижу, чтоб от этого знания прибавлялись. А в городе еще накладываются шумы, расстояния, безумный ритм. Чего стоит один раз проехать в метро!
- А вы ездите в метро?
- Да. И это страшная откачка энергии. Мы стараемся летом вывозить Машу за город, чтобы ребенок почувствовал природу. К сожалению, не у всех есть такая возможность. Я, например, дачу снимаю.
- Ну вот, современную жизнь мы раскритиковали. А теперь вопрос, навеянный мотивами вашей главной роли: в юности вам никто карты не кидал? Или вы этого боитесь?
- Очень. Это потайная дверца, за которую вообще не надо заглядывать. Ни к чему хорошему такое любопытство не приводит.
«В жизни каждого есть некие знаки, расставленные неведомой нам силой»
- Ощущение указующего перста было? Ведь человеку часто кажется, что он сам принял какое-то решение, потом он понимает, что его вела и направляла не только собственная воля
- Я считаю, что в жизни каждого из нас есть определенный коридор, по которому мы идем. Из этого коридора ты не вывалишься. Не помню, какие были день и число, но однажды я четко поняла, что существуют некие знаки, расставленные неведомой нам силой для того, чтобы правильно пройти свой путь. И если ты их верно считываешь, относишься к этому миру серьезно, то достигаешь назначенного коротким путем. А если пропустил мимо, тебя будет крутить, как в водовороте. Ты все равно придешь к этому, но через мытарства и испытания.
- А у вас как в жизни было?
- По-всякому, но когда я поняла, что эти знаки есть, стала внимательнее к ним относиться. Я не уверена, что все слышу, но стараюсь угадывать. Человек ведь очень загадочное существо, мы многого о себе не знаем. Это великая тайна. Я, например, никогда не стремилась быть актрисой. В школе занималась спортом, но складывалось так, что я была занята во всех представлениях. А потом ко мне подошли на улице и привели в мою первую картину.
- И кто выступил в роли проводника?
- Актер, дочку которого в фильме «Красные поляны» я сыграла. Эмиль Лотяну, снимавший эту картину, так и сказал ему: «Ищите себе дочку». Он увидел меня на остановке и подошел. А я не соглашалась, мало ли что у этого дяденьки на уме. Я ж из деревни приехала в Кишинев поступать на юридический факультет. Но есть судьба. И Светлана Фомичева стала Светланой Тома.
- Почему вы выбрали именно этот псевдоним?
- Мою прабабушку звали Фанни Тома' (с ударением на последнем слоге). Когда Эмиль Лотяну узнал мою родословную, он предложил мне стать Светланой Тома. Так меня и подписали в титрах фильма «Красные поляны». Как бы сложилась жизнь, останься я Фомичевой, можно только предполагать. Но я верю в судьбу.
- На сколько Эмиль Лотяну старше вас?
- На двенадцать лет. Он очень властный и сильный человек. Но при этом мембраны, которыми он воспринимает мир, необыкновенно чувствительны и настроены на очень тонкие колебания. А это чрезвычайно важно, на кого выводит тебя судьба, особенно в начале пути.
- Для вас он и стал судьбоносным человеком?
- Он открыл во мне и актрису, и женщину. Лотяну два раза был женат, а я даже ни с кем не встречалась. Но он умел ухаживать, был очень галантным, внимательным, элегантным. Он нравился женщинам и знал это. Ко мне Эмиль относился, как к ребенку, и я чувствовала себя полностью защищенной. А потом мы остались друзьями.
- Ваш первый брак закончился трагически. Откуда взялись силы у такой молодой женщины, чтобы выстоять?
- Потому и хватило сил, что была молода. Да и ребенок остался. Когда мой муж, Олег Лачин, погиб, нашей дочери Ирине было всего восемь месяцев. А через четыре месяца я уже снималась.
- Возле вас всегда были интересные мужчины
- Мне дарила их судьба. Были романы и браки, я не говорила «больше никогда». Но теперь занимаюсь творчеством, своей дочкой и внучкой.
- Чаще всего вас, наверное, спрашивают о «Таборе». Не устали от его славы?
- Нет. Я очень рада, что у меня есть фильм, о котором говорят уже 30 лет. Он дал мне популярность, признание, огромное количество международных призов. Можно сказать, я проснулась знаменитой на следующий день после премьеры. Правда, были и смешные случаи. Некоторые воспринимали меня, как цыганку. Помню, в Харькове, когда «Табор» триумфально шествовал по стране, меня пригласили выступить перед началом сеанса в самом крупном кинотеатре города. Дело привычное, но выйдя на сцену, я увидела, что зал битком набит цыганами. Как мне потом объяснили, они скупили билеты на все сеансы на несколько дней. Смотрю: одни сидят, другие стоят, а некоторые лежат в проходе, тут же разложив еду. Я начинаю говорить и чувствую: что-то не так. Нехорошая такая тишина. И тут зал зашумел: «Позовите сюда директора!» Когда он вышел на сцену, цыгане затопали ногами, стали кричать: «Кого ты нам привел? Обещал красавицу Раду, а притащил какую-то девчонку в очках!» Я сначала ужасно растерялась, но потом поняла, что это оптический эффект сработал. В жизни я маленькая и хрупкая, а на экране получилась крупной и дородной. Хотя я и тогда, и сейчас вешу 52 килограмма.
«В нашей семье будут рождаться только девочки»
- Света, вы совершенно замечательно выглядите.
- Спасибо. Думаю, дело тут вот в чем: каждый человек чувствует свой внутренний возраст, а я себя ощущаю лет на 20 моложе. Я даже не могу себе представить, что мне больше сорока. Не чувствую себя умудренной опытом матроной. Это состояние очень важно. Я никогда не морила себя диетами. Правда, не ем мясо, яйца, ничего «убиенного».
- Значит, вы вегетарианка?
- Пришла к этому лет пятнадцать назад. Хотя в юности с удовольствием ела куски мяса с кровью, отбивные. Но в какой-то момент организм стал отторгать такую пищу.
- Дома что вы готовите?
- Все вегетарианское. Мой муж, который раньше тоже ел мясо, сейчас от него отказался. Я, например, очень люблю кукурузную кашу мамалыжку. Но готовлю ее не так, как в деревне, а очень просто. Засыпаю стакан кукурузной муки в кастрюльку, заливаю водой один к двум с половиной. Когда закипит, мешаю две минуты, вминаю туда брынзу, немножко сметанки.
- И как у вас эта каша называется?
- «Здоровье». Маша смеется: у Светы вся еда «здоровье» — салат, суп. Никаких бульонов я, разумеется, не признаю. Даже если тортик делаю, то и он «здоровье» — из овсяной крупы с яблочным пюре.
- Вкус к одежде у вас природный или стилисты что-то советуют?
- Нет, я все сама выбираю. Для меня в одежде важно, чтобы она была функциональной, из натуральной ткани. В моем гардеробе нет ничего синтетического. Люблю простую форму одежды, спортивную. Предпочитаю натуральную гамму, но люблю и красный цвет. Я же одно время выступала как модель.
- Когда же вы вышли на подиум?
- Первый раз еще двадцать пять лет назад, в Риме, когда ездила туда представлять картину «Табор уходит в небо». Я никому тогда об этом не рассказывала, чтобы не было неприятностей. После премьеры мне предложили участвовать в показе мод, потом я снялась там для нескольких дамских журналов. Демонстрировала в Италии одежду прет-а-порте и даже нижнее белье. А это не у всех получается, как мне рассказывали. Но организаторы дефиле посчитали, что я справлюсь, так как в фильме снималась обнаженной. Это их тогда безумно удивляло.
- Храните одежду, которая связана с чем-то важным?
- Храню платье, в котором получала Гран-при на международном фестивале в Сан-Себастьяно за роль в «Таборе». Мне его пошила портниха в Кишиневе. Еще у меня есть украшение из монет, которое носила на лбу цыганка Рада, юбка, шаль роскошная. Я все выкупила у студии, потому что для меня это знаковые вещи. Шаль старинная: на натуральном шелке вручную вышиты красные цветы. Одно время я надевала ее на концертах, а потом мне стало жалко такую вещь трепать. Хочу ее сохранить как реликвию, пусть останется моей внучке, которая дальше ее по женской линии будет передавать.
- Вы уверены, что продолжится именно женская линия?
- Уверена. У меня есть амулет, передаваемый по наследству. У той девушки из нашего рода, которая его получит, будут рождаться только девочки. Как видите, наша женская линия расцветает!
1659
Читайте нас в Facebook