Ради женитьбы на принцессе Елизавете принцу Филиппу пришлось отказаться от греческого титула и взять фамилию матери
Как уже сообщали «ФАКТЫ», герцог Эдинбургский провел в нынешнем году 28 дней в больнице, находясь в очень тяжелом состоянии. Его госпитализировали в середине февраля с инфекцией. Затем ему пришлось делать операцию на сердце. Выписавшись из больницы, Филипп обосновался в Виндзоре, куда к нему приехала Елизавета II. Она называла супруга опорой всей ее жизни. Они вместе воспитали четверых детей: принца Чарльза, принцессу Анну, принца Эндрю и принца Эдварда.
У супруга британской королевы Елизаветы II остались также восемь внуков и десять правнуков, причем младших из них герцог Эдинбургский ни разу не видел. Принцесса Евгения родила сына Августа 9 февраля, а Зара Тиндолл, дочь принцессы Анны, произвела на свет сына Лукаса 21 марта. Оба мальчика получили второе имя в честь Филиппа…
Меган Маркл решила не участвовать в похоронах
Елизавета II, которой 21 апреля исполняется 95 лет, выразила глубокую печаль в связи со смертью супруга. Ее Величество, как и вся королевская семья, объявила, что будет соблюдать траур две недели.
Герцог Эдинбургский хотел, чтобы его похоронили с королевскими почестями в Виндзоре. Все сделают согласно воле Филиппа. Траурная церемония 17 апреля будет иметь статус королевских, но не государственных похорон. «Это полностью отражает пожелания герцога», — говорится в сообщении. Траурные мероприятия начнутся в 15:00 по местному времени (17:00 по киевскому времени) и будут транслироваться по телевидению. За гробом будут идти члены королевской семьи, в том числе наследник престола Чарльз, принц Уэльский. Королева отправится в часовню отдельно.
Стало известно, что принц Гарри уже прилетел в Лондон из Лос-Анджелеса, чтобы принять участие в похоронах своего деда. А вот его супруга Меган Маркл осталась в США. Она, как известно, ждет второго ребенка, и врач рекомендовал ей воздержаться от утомительных перелетов. То, что герцогиня Сассекская решила не участвовать в похоронах принца Филиппа, уже вызвало критику в ее адрес в британских СМИ. Одновременно эксперты по отношениям между членами королевской семьи в один голос утверждают, что присутствие Гарри на траурной церемонии поможет ему достичь примирения с ближайшими родственниками.
Из-за пандемии коронавируса и действующих в Великобритании ограничительных мер Букингемский дворец просит подданных «не стремиться попасть на траурные мероприятия». На похоронах будет присутствовать ограниченное число — не более 30 человек. Это единственное нарушение последней воли покойного. Филипп планировал собственные похороны и хотел, чтобы на них пригласили 800 человек. Это ставит непростую задачу перед Елизаветой II и ее помощниками. Они тщательно продумывают список приглашенных. Премьер-министр Борис Джонсон объявил, что решил отказаться от участия в похоронах, чтобы уступить место для одного из родственников принца Филиппа…
В 1922 году в Греции произошел государственный переворот, и семья принца бежала из страны
Филипп Маунтбеттен родился 10 июня 1921 года в Керкире, греческий остров Корфу. Сын принца Андрея и принцессы Алисы появился на свет на кухонном столе. Его родители были связаны кровными узами сразу с несколькими королевскими семьями. Андрей являлся сыном короля Греции Георга I, представителя датского дома Глюксбургов. Бабушка Филиппа по отцовской линии — внучка российского императора Николая I Ольга Константиновна Романова. Принцесса Алиса, представительница гессенского рода Баттенбергов была троюродной сестрой Николая II и племянницей последней российской императрицы Александры Федоровны. Таким образом, принц Филипп являлся правнуком датского короля Кристиана IX, праправнуком английской королевы Виктории и российского императора Николая I.
В 1922 году в Греции произошел государственный переворот. Революционный суд изгнал из страны принца Андрея вместе с семьей. Их забрал британский военный корабль, присланный его троюродным братом королем Георгом V. Бегство было настолько поспешным, что младенец Филипп провел большую часть путешествия в Италию в ящике из-под апельсинов.
Он был младшим ребенком в семье и единственным мальчиком. Принц против собственной воли стал скитальцем. Из Италии семья отправилась поездом во Францию. В Париже Филипп жил в особняке, предоставленном одним из родственников, но и он не стал его домом. Всего через год, когда маленький принц был в Британии, психическое здоровье его матери, принцессы Алисы, настолько ухудшилось, что ее пришлось отправить в приют для умалишенных. Его отец, принц Андрей, уехал с любовницей в Монте-Карло. А все четыре сестры Филиппа вышли замуж за немцев и перебрались в Германию.
Филипп впервые пошел в школу во Франции, однако в возрасте семи лет его снова отвезли в Англию и поселили у Маунтбеттенов в графстве Суррей. «Полагаю, в те годы никто и не знал, что у меня есть отец», — сказал он как-то. Принц Андрей умер во время Второй мировой войны. После того как немцы оставили Францию, Филипп отправился в Монте-Карло, чтобы забрать оставшиеся от отца вещи — пару платяных щеток и несколько запонок.
Все это закалило характер молодого человека. Он стал решительным, самостоятельным, замкнутым. Филипп до конца своих дней был уверен в том, что его личная жизнь никого не касается и никому не интересна. Он так и говорил своим биографам.
У него было множество интересов. Он увлекался историей, техникой, наукой, спортом, охотой, кино. Но у Филиппа вместе с тем было две подлинных страсти в жизни — море и Елизавета. Любовь к жене и служение короне вынудили его отказаться от блестящей карьеры морского офицера.
«Я единственный мужчина в стране, неспособный дать свою фамилию детям»
С будущей супругой Филипп познакомился в 1939 году, когда учился в морском колледже в Дартмуте. Однажды дядя Филиппа лорд Маунтбеттен привез туда короля Георга VI вместе с юными принцессами Елизаветой и Маргарет. Красавец кузен произвел неизгладимое впечатление на старшую из сестер. 13-летняя Елизавета не сводила с 18-летнего Филиппа глаз. А он, нужно признать, всячески стремился поразить ее воображение — прыгал через сетку на теннисном корте, шутил, с восторгом рассказывал о море…
Они стали переписываться. Елизавета поставила на своем столике фото кузена. В 1946 году, после окончания Второй мировой войны, в которой Филипп участвовал в качестве офицера Королевского флота и принимал участие в сражениях, он попросил у Георга VI руки его старшей дочери. Король согласился, но выдвинул условие. Филиппу пришлось отказаться от греческого титула, принять британское подданство и взять фамилию матери. Так он стал Маунтбеттеном.
Как оказалось потом, это были далеко не самые важные уступки, на которые пришлось пойти ради Елизаветы ее супругу. Его, свободолюбивого и упрямого молодого мужчину, буквально каждый день «учили» жить при дворе. Филиппу не позволили даже дать фамилию Маунтбеттен его детям. Все четверо стали Виндзорами. «Я единственный мужчина в стране, неспособный дать свою фамилию детям. Я не что иное, как чертова амеба», — жаловался он немногочисленным друзьям.
Однако Филипп, играя второстепенную роль в делах государственных, старался быть главным в семье. Он был строг с детьми, с кипучей энергией хватался за обновление дворцов и загородных имений и управление ими, участвовал в различных мероприятиях, произнося по 60—70 речей в год, даже больше, чем королева. При этом его часто критиковали за то, что многим при дворе казалось грубостью, несдержанностью, отсутствием такта или, как говорят сегодня, неполиткорректностью. Одна из его самых знаменитых «оплошностей» произошла во время государственного визита в Китай в 1986 году. Филипп в частной, как ему казалось, беседе назвал китайцев узкоглазыми. Его слова попали в британские газеты, которые тут же обрушились на герцога Эдинбургского с критикой. Примечательно, что в Китае на этот скандал почти никто не обратил внимания.
В 2002 году, в ходе визита в Австралию, Филипп спросил у бизнесмена-аборигена: «Вы все еще бросаете копья друг в друга?» Это тоже попытались раздуть в скандал, однако австралийцы от души посмеялись шутке герцога. Сторонники Филиппа считают до сих пор, что все его «оплошности» на самом деле были вполне успешными попытками разрядить атмосферу и помочь собеседникам преодолеть скованность.
Принято считать, что Филипп был излишне строг со своими детьми, с безразличием относился к их проблемам. На самом деле, и это подтверждают и Чарльз, и Анна, и Эндрю, и Эдвард, отец первым протягивал им руку помощи, пытаясь войти в их положение. Филипп был глубоко расстроен неудачными браками троих своих детей, закончившихся разводами. Он по себе знал, как тяжело состоять в браке с членом королевской семьи. В узком кругу герцог был внимателен и пытался разобраться в возникших проблемах, но никогда не соглашался на публичные доверительные беседы и интервью.
После смерти принца Филиппа Букингемский дворец обнародовал никогда прежде не публиковавшиеся королевские семейные снимки. В том числе и те, где принц Филипп и королева Елизаветы II фотографировались со своими правнуками.
1454Читайте нас в Facebook