ПОИСК
История современности

После того, как Ту-104 не вписался в полосу в Жулянах, в Киеве решили срочно строить новый аэропорт

12:31 1 мая 2021
Строительство аэровокзала в Борисполе. 1960-е
Михаил КАЛЬНИЦКИЙ, специально для «ФАКТОВ»

60 лет назад аэродром в Борисполе уже принимал турбореактивные самолеты, но пассажиры пользовались деревянным павильоном. Зато на специальном стенде можно было полюбоваться перспективами начатого строительства аэровокзала.

Первый Ту-104, приземлившийся в «Борисполе» в 1959 году, доставил 100 пассажиров и 1600 килограммов груза

В послевоенные годы киевлянам поначалу служил старый Жулянский аэродром, с которого для Киева еще в 1924-м началось регулярное пассажирское сообщение по воздуху. Здание аэровокзала в Жулянах выстроили в 1949 году по проекту архитектора Виктора Елизарова — одного из авторов обновленного Крещатика. Туда можно было проехать прямо из центра города обычным троллейбусом. Аэропорт в Жулянах успешно обеспечивал прием тогдашних моделей самолетов, таких как многоместный Ил-14 или неприхотливый биплан Ан-2.

Однако требования времени вынуждали перейти к новым воздушным машинам, намного более быстрым и вместительным. Для Советского Союза важный этап в развитии гражданской авиации начался с появления турбореактивного самолета Ту-104. Его характеристики позволяли существенно увеличить перевозки, более чем вдвое сократить время полета. Вот только оказалось, что размеры взлетно-посадочной полосы в действующем киевском аэропорту не позволяли принимать Ту-104.

Проблему нужно было решать срочно, и руководство Гражданского воздушного флота приняло решение устроить новый, более мощный аэродром в другом месте. Для его размещения в 1959 году выбрали территорию вблизи Борисполя — райцентра Киевской области. История этого города, названного по имени погибшего мученической смертью князя Бориса, сына Владимира Великого, началась еще в эпоху Киевской Руси. Однако спустя короткое время после его приобщения к авиации название «Борисполь» стало ассоциироваться для миллионов людей в первую очередь с воздушными полетами.

РЕКЛАМА

Уже в июле 1959-го на Бориспольском аэродроме приземлился первый Ту-104, прилетевший из Москвы. На его борту было 100 пассажиров и 1600 килограммов груза. Время перелета составило всего 70 минут. Спрос на скоростное сообщение между двумя столицами был очень велик, и через считаные дни на том же маршруте ввели еще один рейс. Вскоре начались ежедневные полеты Ту-104 между Бориспольским аэродромом и Ленинградом. Этому не помешало даже практическое отсутствие удобных построек для пассажиров. Первоначально аэродром располагал только несколькими небольшими домиками и палатками, затем появился деревянный пассажирский павильон.

Тем временем в институте «Киевпроект» велось проектирование полноценного аэровокзала. Авторами проекта стали архитекторы Анатолий Добровольский, Александр Малиновский, Дмитрий Попенко, инженер Михаил Панич и другие. 60 лет назад, в 1961 году, невдалеке от временного павильона установили большой щит с изображением проектного макета. Пассажиры могли любоваться будущим сооружением и оценить его архитектурные качества, характерные для периода так называемой борьбы с излишествами.

Проект аэровокзала «Борисполь» на щите аэродрома. Фото из газеты «Вечірній Київ», 1961 год

РЕКЛАМА

Аэровокзал под железобетонным парусом стал символом покорения человеком воздушного пространства

Строительство аэровокзала «Борисполь» завершилось в 1965 году. Главным зданием сложного, функционально насыщенного комплекса стал обширный корпус длиной 240 метров и шириной 50 метров, объем которого составил свыше 100 тысяч кубометров.

Здание было разделено на два основных яруса. В нижнем находился операционный зал, осуществлялись прием и отправка пассажиров. Для обслуживания рейсов в пределах СССР использовались левое крыло и центральная часть вокзала, для международных перелетов — правое крыло. Четкое распределение потоков позволило отделить улетающих от прибывающих и обеспечило пропускную способность аэровокзала до 1600 человек в час. Второй ярус, соединенный широким пандусом с первым, был предназначен для продолжительного ожидания. Здесь предусматривались помещения для отдыха, бытовых услуг и торговли, имелись два кафе и ресторан на 200 мест.

РЕКЛАМА
Встреча президента Франции Шарля де Голля в Бориспольском аэропорту. 1966 год (из фондов Центрального государственного кинофотофоноархива Украины имени Г. С. Пшеничного)

Особую выразительность корпусу аэровокзала придавало покрытие центрального зала — криволинейная оболочка из железобетона размером 48 на 58 метров, опирающаяся по контуру на наклонные железобетонные колонны. С дальнего расстояния эта оригинальная деталь воспринимается как надутый парус, а на тех, кто внутри, производит впечатление легкости и свободного пространства. Вертикальным акцентом всей композиции стала 11-этажная башня со службами обеспечения полетов.

Читайте также: Первый аэровокзал в «Борисполе» размещался в палатках, а пассажиры пили воду из одной на всех кружки

Для украшения интерьеров были применены керамические панно. Художники Иван Литовченко, Валерий Ламах и Эрнест Котков выполнили несколько монументальных композиций. Тематически они были тесно увязаны с тогдашней идеологией. Искусство должно было пропагандировать «мир, труд, братство и счастье всех народов». В помещении ресторана находилось панно «Киев» — изображение нескольких достопримечательностей столицы Украины (правда, главным образом советского происхождения). Ключевое место в художественном оформлении заняло панно «Человек покоряет небо». Пластичная фигура летящего человека на стене центрального зала смотрелась ярко и динамично.

Старый терминал законсервировали и лишь в случае повышенной нагрузки возвращают в строй

Несмотря на существенную удаленность (18,5 километра от въезда в город), аэропорт «Борисполь» успешно играл роль «воздушных ворот» Киева. Жители города привыкли к тому, что на площадке рядом с Центральным агентством воздушных сообщений вблизи площади Победы днем и ночью можно было сесть в специальный автобус «Полет». Он курсировал по четкому графику между городом и аэропортом. Основная часть его маршрута пролегала по Бориспольскому шоссе — образцовой скоростной дороге, начинавшейся от нынешней Харьковской площади. Согласно популярной версии, основным поводом для обустройства этой трассы было стремление не ударить в грязь лицом, когда в 1972 году столицу Украины собрался посетить американский президент Ричард Никсон.

Выразительная архитектура сделала аэропорт весьма «киногеничным». Его характерные строения можно видеть в художественных фильмах, для перечисления которых уже не хватит пальцев обеих рук, таких как «Инспектор уголовного розыска», «Анна и командор», «Такая она, игра», «Последний гейм», «Женщины шутят всерьез». Бориспольский аэровокзал появился на значках и почтовых открытках.

Шли десятилетия, и уровень мировых стандартов организации авиаперевозок неуклонно повышался. Ввиду этого приходилось не раз пересматривать исходное планировочное решение аэровокзала, проводить реконструкции и пристройки (часть керамических панно при этом исчезла). Все более быстрыми и вместительными становились модели самолетов, которые принимал «Борисполь». Но особенно заметные изменения начались после распада СССР.

Столица независимой Украины наладила воздушное сообщение с городами всего мира. Разрушение «железного занавеса» дало возможность тысячам и тысячам киевлян беспрепятственно совершать деловые или культурные поездки в разные страны. Понятно, что вследствие всего этого дальние авиалинии работали с повышенной нагрузкой. Потребовалось существенное расширение аэропорта «Борисполь».

Одно время исходный аэровокзал оставался главным терминалом (с обозначением «B»), принимая и внутренние, и международные рейсы. Слева от него устроили терминал «А» только для перелетов в пределах Украины, справа — терминал «С» с комфортными условиями для VIP-пассажиров. Однако затем был выстроен новый огромный терминал аэропорта с обозначением «D». Его фасад протянулся длинной остекленной лентой вдоль пути к прежнему комплексу.

В 2012 году этот терминал открыли для международных перелетов, с 2014-го сюда перевели также внутренние рейсы. Его пропускная способность (3000 пассажиров в час) почти вдвое превысила старый терминал «В». И тупиковое здание оказалось на обочине неутомимой деятельности аэропорта. Его законсервировали и лишь время от времени, в случае повышенной нагрузки, возвращают в строй. Но прежние архитектурные формы терминала «В» вполне еще можно узнать. Как повлияют на его судьбу новые реалии, связанные с карантином и сокращением числа пассажирских полетов, покажет время.

На фото в заголовке: Строительство аэровокзала. Начало 1960-х годов

1762

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров