ПОИСК
Происшествия

Анатолий тимощук: «водку не пью… И сало не люблю»

0:00 9 июня 2007
Андрей ВАНДЕНКО «ФАКТЫ» (Санкт-Петербург-Москва)
Полузащитник сборной Украины, перешедший весной из «Шахтера» в питерский «Зенит» за 20 миллионов долларов, рассказывает о своих коллекциях икон и футболок звезд, а также о житье-бытье на новом месте

В минувшую субботу в составе «жовто-синьощ» команды Анатолий Тимощук противостоял вице-чемпионам мира из Франции. Мечты о Евро-2008 украинской «четверке» придется отложить до осени, а пока предстоит заняться делами клубными. В ближайший понедельник у «Зенита» очередная игра чемпионата России с московским «Локомотивом». Питерской команде и ее новоиспеченному капитану пора возвращать полученные авансы…

«Англичане давали за меня 13 миллионов долларов, «Фейеноорд» — 7,5 миллиона евро. Но самые выгодные условия предложил «Зенит»

- Як справи, Анатолiю?

- Добре. Дякую. Будемо спiлкуватися укращнською мовою?

- Боюсь, не все поймут.

РЕКЛАМА

- А у меня создалось впечатление, будто в России чуть ли не каждый второй имеет украинские корни. Вот и в Питере постоянно встречаю земляков.

- Горилку предлагают?

РЕКЛАМА

- Я же вообще не пью спиртного. Ни разу в жизни не пригубил.

- Ну а глоток шампанского из победных кубков?

РЕКЛАМА

- Жизненный принцип! К тому же в России пока ничего не выиграл, а в Украине кубки такой конструкции, что в них не нальешь ни капли. Но я в любом случае минералкой ограничился бы. Или соком.

- Хотя бы сало едите, Анатолий?

- Не люблю.

- Как же вы с земляками общаетесь, о поддержке на новом месте просите?

- Не рассматриваю сало и водку как средство для общения. Нередко жиры и алкоголь доводят людей до состояния, когда им нужна помощь. А мне она зачем? Обстановка в команде доброжелательная. Хотя в «Зените» и немало легионеров, легко находим общий язык.

- Вас все время сватали в западные клубы, а вы оказались на берегах Невы. Здесь больше предложили?

- Сначала между собой должны были договориться клубы, лишь потом зашел бы разговор о моих деньгах. Тем не менее, думаю, в Западной Европе получал бы примерно столько же, сколько и в Петербурге. Это легенды, будто в России футболисты зарабатывают баснословные миллионы. Сейчас везде неплохо платят. Особенно игрокам национальных сборных. Они и должны много получать, это справедливо. К примеру, Ивица Олич, перейдя из ЦСКА в «Гамбург», в финансовом смысле ничего не потерял, даже выиграл, хотя армейцы — лидеры своего чемпионата, а немецкий клуб тогда прозябал в бундеслиге. Поэтому дело не в сумме.

Выбирал из тех вариантов, которые были интересны не только мне, но и клубу. Англичане остановились на 13 миллионах долларов, «Фейеноорд» давал за меня 7,5 миллиона евро, «Рома» и «Фиорентина» тоже участвовали в переговорах. Самые выгодные условия предложил именно «Зенит», хотя голландцы успели даже снять рекламный ролик, смонтировав на компьютере, как я выхожу на поле в форме «Фейеноорда». И клубную футболку под 17-м номером, считающимся у них счастливым, привезли в подарок. Попросил дать «четверку», к которой привык в Донецке и в сборной Украины. Ответили: «Нет проблем». Но поступавшие предложения не устроили «Шахтер», за который я переживаю до сих пор, стараюсь смотреть все матчи. Сожалею, что в этом сезоне мы отдали Кубок киевскому «Динамо», практически уже уступили ему «золото».

- «Мы»?

- Как же иначе? Я же в нынешнем сезоне отыграл за «Шахтер» полчемпионата! Хотите, чтобы за три месяца вычеркнул из памяти предыдущие десять лет, выкинул все из сердца? Так не бывает!

- А ведь вы могли в свое время оказаться в киевском «Динамо».

- Да, после спортинтерната оставляли во второй команде, где тогда начинали Андрей Шевченко, Сергей Ребров, но мне не понравились кое-какие нюансы, и я решил вернуться в родную «Волынь».

- С дедовщиной, что ли, столкнулись?

- Бытовые проблемы заели: на тренировки добирался с тремя пересадками, тратя на дорогу по полтора часа, не успевал к ужину, ходил голодным… Подумал: «Зачем мне это нужно, если в «Волыни» гарантируют место в «основе»? Из Киева отпускать категорически не хотели, не возвращали документы, используя это как инструмент давления на меня. Уехал в Луцк без паспорта и свидетельства о рождении. Сделал потом дубликаты, а оригинал так больше и не видел. Думаю, правильно поступил, что не остался в «Динамо». И Лобановский спрашивал об этом, когда в сборную пригласил. Ответил, что не жалею о выборе. На скамейке запасных в Киеве запросто мог затеряться, а так — из «Волыни» сперва чуть не попал в «Тироль», где меня опекал Стас Черчесов, потом перешел в «Шахтер», который на тот момент еще ни разу не становился чемпионом, но имел большие амбиции.

«С момента появления в раздевалке «Шахтера» иконы команда при мне не проиграла в Донецке ни одного матча»

- Знаю, жилье долго в Питере искали…

- Да, сделать это оказалось труднее, чем предполагал поначалу.

- Запросы высокие?

- Не сказал бы. Мы с Надей привыкли к определенному уровню, смотрели на качество ремонта, мебели. Нам предложили несколько вариантов. Выбрали тот, который сочли лучшим. Нет, особых хоромов не искали, хотели жить на природе, но в таком месте, чтобы удобно было добираться на тренировки и обратно.

- Жилье оплачивает клуб?

- Да, арендует коттедж за городом. Место красивое, воздух чистейший, соловьи поют…

- Какие-то вещи из Донецка сюда перевезли?

- Сначала планировали взять самое необходимое, то, к чему привыкли: домашний кинотеатр, музыкальный центр, полки для компакт-дисков… Потом решили захватить всякие безделушки, которые можно поставить на подоконник для создания уюта. В итоге добра набралось на целый трейлер. Руководила загрузкой и отправкой машины Надя, я в тот момент находился в расположении сборной в Киеве и не мог подсобить жене. Впрочем, она вполне справилась с задачей, хотя на границе все равно возникли проблемы с таможней.

- Контрабанду обнаружили?

- Груз шел с сопровождающим, у которого не оказалось какой-то там доверенности. Машину возвратили в Донецк, заставили переделывать бумаги… Словом, целая история! Сегодня, к счастью, эпопея завершена, все вещи доставлены в целости и сохранности.

- Иконы захватили с собой?

- Вот как раз их везти через границу нельзя. Художественная ценность! Оставил коллекцию в Донецке, там есть специально оборудованное для подобных целей место.

- А почему вдруг вас заинтересовали иконы, а не, скажем, обычная живопись?

- Я же вырос в Западной Украине, где люди и в советские времена продолжали верить в Бога. Во многих домах висели иконы. Большинство из них, правда, особой ценности не представляли. А потом товарищ — это было уже в Донецке — показал работу старого мастера, она мне сразу понравилась. Купил ее, и с тех пор пошло-поехало. Начал читать специальную литературу, предметно интересоваться вопросом. Сейчас сберегаю около восьмидесяти экспонатов, хотя по отношению к иконам это слово, наверное, не вполне уместно. Правильнее говорить о духовных и исторических памятниках, произведениях искусства.

- Скупаете старину ради вложения денег?

- Абсолютно нет. Хочу сохранить потрясающую красоту для будущих поколений. Многие шедевры ведь были безвозвратно уничтожены во времена, когда религию объявили вне закона. Надо спасать, что осталось. Иконы требуют бережного обращения, даже пыль полагается стирать по-особенному, чтобы рисунок не повредить…

- Доверяете собственному вкусу или кто-то помогает вам находить ценные экземпляры?

- Со мной работают квалифицированные эксперты — отец и сын. Они давно в этом деле, у каждого своя уникальная коллекция. Для них собирание икон — не хобби, как для меня, а существенная часть бизнеса.

- Дарить иконы вам приходилось?

- Неоднократно — друзьям, второму тренеру «Шахтера», начальнику команды… Считаю, для верующего человека ничего лучшего быть не может. Кстати, и у нас в раздевалке в Донецке висит икона конца XVI века. В прошлом году ее подарил клубу мой близкий друг. И вот такой факт — сверхъестественный, божественный, объясняйте, как хотите, но с момента появления иконы «Шахтер» не проиграл ни одного матча на родном стадионе. Даже в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. По крайней мере, так было при мне. После моего отъезда из Донецка пара поражений все же случилась. Но икона по-прежнему на месте, висит в специально сооруженном киоте за бронированным стеклом. Верю, она еще поможет «Шахтеру».

«Ход вечного календаря в моих часах собьется только через 577 лет»

- Известно, что, кроме икон, вы собираете футболки. Надеюсь, эта коллекция транспортировке через российско-украинский кордон подлежала?

- Пока все не перевез, но уже в Питере пополнение получил. С Максимом Калиниченко символически поменялся, с Дмитрием Хохловым, Войцехом Ковалевским, то есть с ребятами, которых давно знаю. Несколько футболок отправил на трибуны фанатам «Зенита». На память и в знак благодарности за поддержку. Нельзя не уважать болельщиков, которые едут за командой во Владивосток или в Пермь.

- В клубе спокойно смотрят на то, что разбазариваете казенное имущество?

- Почему? Это мое. Сам допечатываю майки, чтобы дарить всем, кому захочу. Так и в «Шахтере» было. Какой смысл мелочиться, когда можно пойти и заказать любую партию формы?

- А коллекция у вас большая?

- Точных подсчетов не вел, но футболок двести есть.

- Все добыты в бою?

- Значительная часть.

- Кого удалось «раздеть»?

- Рауля, Бекхэма, Бергкампа, Креспо… Сейчас из Парижа привез майку Малуда. Есть две футболки Зидана. Первую получил после товарищеской игры со сборной Франции в Париже. Уступили тогда 0:1, пропустили гол на 89-й минуте. Зидан был капитаном в той встрече, как и я. Вторую приобрел в декабре 2005 года, когда принял участие в благотворительном матче между командами звезд, поделенных на друзей Зидана и Роналдо.

- Как вы в эту компанию попали, Анатолий?

- Спасибо Миятовичу.

- Тому самому, забившему некогда решающий гол за «Реал» в финале Лиги чемпионов?

- Ну да. Я давно знаком с Предрагом, он несколько раз приезжал в Донецк, мы встречались, общались. Во время одного из визитов Миятович предложил: «Не хочешь сыграть в сборной Зидана?» А я, мол, буду на стороне Роналдо. Кто же от подобного отказывается? После окончания сезона у меня был запланирован отпуск в Эмиратах, но я специально все подгадал, чтобы раньше вернуться в Украину и успеть в Германию. Оставил дома вещи и с Надей полетел в Дюссельдорф. Матч получился очень интересным. А после игры прошел аукцион, на который выставили памятные сувениры, в том числе футболки Зидана и Роналдо. Майку последнего я сразу купил за 450 евро, а за ту, в которой играл Зинедин, пришлось поторговаться с Маттеусом. Лотар сломался на 700 евро, я поднял цену еще на полтинник и забрал лот. Дело не в том, что так уж сильно хотел обладать именно этой футболкой. Я знал, что вырученные деньги пойдут на благотворительные цели, а ради хорошего дела мне ничего не жалко.

- Маттеус, к слову, в курсе, что вы играете с его капитанской повязкой?

- Разговор на эту тему пока не заходил. Думаю, еще будет возможность рассказать.

- А как к вам этот раритет попал?

- От Александра Спиридона, второго тренера «Шахтера». Когда-то он был играющим тренером сборной Молдовы и после матча с немецкой командой обменялся повязками с Маттеусом. Александр Федорович знал, что я с детства люблю этого игрока, и сделал подарок. Специально привез из Кишинева.

- Анатолий, бизнесом занимаетесь?

- Такие вещи совмещать с футболом невозможно. Будет страдать либо одно, либо другое, а скорее — все сразу. Надя — да, она пробует себя в разных сферах. Раньше у жены была дизайнерская студия, сейчас держит в Донецке магазин элитной мебели, издает в Западной Украине ежемесячный глянцевый журнал «City life». Уже в Питере познакомилась с Татьяной Парфеновой, известным российским модельером, оказавшейся землячкой из Полтавы. Надежда без дела точно сидеть не будет, она человек очень энергичный, мобильный.

- К слову, о мобильности. Машинами увлекаетесь?

- Без фанатизма. Клуб предложил на выбор «Форд» и «Тойоту», я взял «японку». Еще есть джип «Рейндж-Ровер» и старенький «Мерседес», к которому привык, никак расстаться не могу. Вообще-то мне нравятся спортивные ретроавтомобили, например, «Мерседес SL» 1957 года выпуска, за оригинальную конструкцию дверей получивший название «Крылья чайки». Классная игрушка, но редкая и дорогая…

- Часы, смотрю, у вас на руке красивые.

- Да, друг из Донецка подарил на день рождения. Тут даже вечный календарь есть. Ход собьется только через 577 лет. Правда, через столетие нужно будет поменять маленькую запчасть.

- Похоже, долго жить собираетесь.

- Никуда не тороплюсь. Поспешишь — людей насмешишь…

255

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров