Шавуот у иудеев: чего нельзя делать в праздник дарования Торы и как его отмечают
С заходом солнца 16 мая иудеи зажгут свечи в честь Шавуот — праздника дарования Торы. Это один из трех иудейских праздников, напрямую связанных с самыми главными событиями еврейской истории и являющихся паломническими (по предписанию Торы, в Песах, Шавуот и Суккот совершались паломничества в Иерусалим и приносились жертвы в Храме. Теперь такое паломничество совершается к Стене Плача). В Израиле Шавуот празднуется один день — 6 сивана по еврейскому календарю, вне Израиля — 6 и 7 сивана (в нынешнем году им соответствуют 17 и 18 мая).
История праздника
Посвящен праздник событию, произошедшему 6 сивана 2448 года от сотворения мира (1312 г. до н.э.), получившему название Синайское Откровение. Тогда, на 50-й день после исхода евреев из Египта, на горе Синай они получили от Всевышнего в дар Тору и Десять заповедей.
Буквальный перевод слова Шавуот (таково название этого праздника в Торе) — «недели». И связано такое название с тем, что отмечают это торжество, отсчитав ровно семь недель (полных сорок девять суток) после второго дня Песаха. Существует и другое объяснение такому названию праздника — слово «шавуот» созвучно со словом «швуот» (клятва). И действительно, в этот день были даны две клятвы: народ Израиля дал обет быть верным Всевышнему, свято хранить и постоянно изучать Тору, неукоснительно соблюдать ее законы. А Всевышний поклялся, что не заменит избранный народ никаким другим.
Но Шавуот — не единственное название праздника. В Талмуде он упоминается как Ацерет («завершающий праздник»), что еще раз подчеркивает неразрывную связь между днем дарования Торы и днем освобождения евреев от египетского рабства. А еще его называют Хаг ха-Кацир — «праздник жатвы первого урожая» и Йом ха-Биккурим («День приношения биккурим», то есть первинок — первых фруктов и злаковых). По библейскому предписанию, часть первых плодов нового урожая (это были пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливы и финики) должна была быть принесена в Иерусалимский храм. В качестве благодарственной жертвы обязательным было приношение в святилище Храма двух хлебов из муки нового урожая пшеницы с использованием закваски.
Церемония приношения биккурим была настолько торжественной, что жители Иерусалима, оставив свои дела, стоя встречали процессии людей, несущих в Храм лучшие плоды нового урожая. Приношения выставлялись в Храме для обозрения, а потом отдавались его служителям как часть их содержания.
Однако со временем Шавуот стал восприниматься в основном как праздник дарования Торы, а не жатвы и биккурим.
Чего нельзя делать в праздник
Поскольку Шавуот — это «праздник из Торы» (Йом-Тов), на него распространяется запрет на любую работу (можно только приготовить еду на праздник, используя для этого огонь, зажженный еще до его начала) и перенесения огня.
Запрещено и поститься.
Что можно делать
Нужно радоваться, веселиться, носить красивую нарядную одежду.
Чтобы в веселье могли принять участие и бедные люди, положено перед этим праздником дать цдаку (пожертвование). Кроме того, как и перед другими паломническими праздниками, перед Шавуот надо очиститься — совершить омовение в ритуальном бассейне (микве).
К празднику Шавуот принято синагоги и дома украшать цветами, травами и листьями, собранными специально для этих целей. А свитки Торы часто украшают лепестками роз. Когда-то в древности существовал обычай в синагогах устанавливать целые деревья и молиться за них, так как в этот праздник Всевышний решает судьбу плодовых деревьев. Но впоследствии от этой традиции отказались, так как многие другие народы тоже ввели ее в свои праздники.
Существует обычай, который называется Тикун, что в переводе означает «исправление (мира)». Следуя ему, ночь проводят в изучении Торы, исправляя таким образом упущение своих предков, не вовремя заснувших у горы Синай, так что Всевышнему пришлось их будить, чтобы вручить им свой дар.
Существует целый учебный план на всю эту ночь. В древнейшей Книге Зоар (Книге сияния) написано, что тот, кто в эту ночь изучает Тору, получит семьдесят благословений свыше, увенчается Небесной короной, а имя его будет записано в особую Книгу Памяти. Считается также, что тот, кто в эту ночь занят учебой, а не сном, сможет спокойно спать в остальные ночи в течение года и с ним ничего не случится.
Традиции праздника
Еще в давние времена сложился обычай именно в Шавуот начинать изучать Тору с маленькими детьми. Для этого их рано утром приводили в синагогу. Чтобы заинтересовать детишек учебой, придумывали разные способы. Например, готовили табличку, на которой писали буквы алфавита и несколько небольших стихов. Учитель читал каждую букву и клал на нее немного меда, а ребенок повторял за ним название буквы и слизывал мед. Или пекли специальный медовый торт, на котором писали стихи из Торы. После окончания урока этот торт отдавали детям на съедение. Шавуот считается лучшим временем для начала изучения Торы и для взрослых, ранее не учивших ее.
В синагогу на утреннее богослужение, во время которого сразу после утренней молитвы читают главу Торы о ее даровании и Десять заповедей, принято приходить всей семьей, даже с грудными детьми. И слушают верующие чтение стоя, с благоговением, даже если священный язык им непонятен.
Читают в синагогах в Шавуот и Книгу Рут (Руфь). Это история о девушке по имени Рут из страны Моав, которая вышла замуж за еврея, семья которого покинула Иудею, спасаясь от голода (кстати, в Торе есть запрет на вступление в брак моавитян с народом Израиля, но устная Тора разъясняет, что этот запрет касается мужчин-моавитян, но не женщин). Очень рано Рут овдовела, не успев обзавестись ребенком. И когда ее свекровь решила вернуться в Иудею, Рут решила пойти с ней. Свекровь пыталась отговорить невестку, предупреждая о трудностях жизни среди чужого для нее народа. Но девушка была непреклонна, отвечая: «Твой народ — мой народ. Твой Бог — мой Бог». И она разделила судьбу народа Израиля, в результате став прабабушкой одного из величайших его царей — Давида, который, как предполагается, родился в Шавуот и в память о котором в этот день читается книга Теилим (Псалмы).
В дни праздника принято всем членам семьи собираться и за праздничным столом. Первый раз это делается уже вечером, с наступлением праздника, а потом — днем, после посещения синагоги. По традиции, главная еда в Шавуот — молочные продукты и мед.
Столы ломятся от йогуртов, разнообразнейших сортов сыров, творога и приготовленных из них блюд. Здесь и сырники, блинчики и вареники с творогом, и различные салаты на основе сыров, булочки, печенье и пироги с творожной начинкой, пирожные, медовики и коврижки на меду.
Объясняется эта традиция несколькими причинами. Когда вместе с Торой евреи получили законы кашрута (пищи, разрешенной евреям) и шхиты (законы резки скота), начать соблюдать их сразу же возможности не было. Поэтому и пришлось им есть в тот день только молочную пищу. Вспоминают в связи с этим и Моисея в младенчестве. Когда 6 сивана его нашли в реке и кормилица-нееврейка попыталась накормить его своим молоком, ребенок от него отказался. Едят мед и молочные продукты и в знак того, что Тора для евреев так же сладка и приятна, как эти продукты. Кроме того, в самой Торе Израиль назван «страной, текущей молоком и медом». А еще одно из названий горы Синай — белой, как головка сыра, — созвучно с самим словом сыр. Вообще, в разных еврейских общинах существуют свои праздничные меню, которые могут разительно отличаться друг от друга.
Так, если в одних местностях едят в этот праздник только молочные продукты, в других, выполняя заповедь «Радуйся в свои праздники», едят в Шавуот и мясо, так как многие считают, что во время праздника именно мясные блюда могут приносить особое удовольствие. Но смешивать мясные и молочные блюда категорически запрещено. Не раньше, чем через час после употребления молочных продуктов, накрыв стол новой скатертью и полностью поменяв сервировку, можно приступать к мясным блюдам. Для молочного и мясного стола используются две разные буханки хлеба — в память о двух хлебах, приносимых в этот праздник в Храм.
В Израиле 6 сивана, а вне его — на второй день праздника, читается поминальная молитва Изкор. Эта молитва за усопших произносится в синагогах всего четыре раза в году. Важная ее часть — обещание сделать после праздника пожертвование в честь покойного. Когда в память об умершем делается такое пожертвование, душе оно засчитывается как дополнительная заслуга и духовное вознесение.
Согласно обычаю, во время произнесения этой молитвы тот, у кого живы оба родителя, должен выйти из зала синагоги. Тот, у кого один из родителей умер менее года назад, остается в синагоге, но не произносит за него Изкор.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о самом «пьяном» еврейском празднике, который называется Пурим.
Фото в заголовке Pixabay
1190Читайте нас в Facebook