«когда мальчик клялся, что у него нет денег, старшеклассники его били, приговаривая: это твои проблемы! »
Последний звонок в Генической школе Ь 4 омрачен расследованием, которое проводит здесь криминальная милиция по делам несовершеннолетних. В самый канун летних каникул учебное заведение оказалось в эпицентре громкого скандала: двоих восьмиклассников обвинили в том, что они, запугав пятиклассника, вынудили его воровать дома деньги — за полмесяца мальчишка облегчил родительский кошелек на три с половиной тысячи гривен.
«Рому повалили и били ногами, требуя, чтобы он принес 500 гривен»
Все обитатели одноэтажного домика за высоким забором от зноя спрятались в тень, в глубину комнат, и мне приходится долго звонить в дверь.
- Ой, опять об этом! — хмурится молодая хозяйка, вышедшая узнать, кто и зачем пришел.
Супруги Маметовы, очень симпатичная пара, из крымских татар. Из Средней Азии Эдем и Нана уехали несколько десятилетий назад, когда их народ стал возвращаться на историческую родину. Купить жилье в Бахчисарае, откуда были вывезены родители Эдема, не хватило средств, вот и осели в Геническе. Сейчас у них свой небольшой бизнес, глава семьи уважаемый в городке человек, депутат, в семье подрастают трое сыновей: старшему — 16 лет, среднему — 11, младшему годик. Беда случилась с пятиклассником Ромой.
- Жена первая заметила: с парнем что-то происходит, — вспоминает отец мальчика Эдем. — Он у нас очень искренний, открытый ребенок, и вдруг замкнулся, на контакт не идет. Старший сын заметил как-то, что у Ромы ноги в синяках. Я играл в футбол, успокоил нас Роман, травмы спортивные. В школе будто бы все хорошо, он неплохо учится. А наступил апрель, вот-вот летние каникулы, и вдруг парень отказывается идти на уроки. Что такое? Почему? Не признается. Мы бы и дальше ломали голову, если б не подошло время делать бизнес-закупку — тут и обнаружилась пропажа крупной суммы денег.
Но и тогда подозрение на Рому не пало. Мы всегда давали сынишке деньги на карманные расходы, да и зачем ребенку наши тысячи? «Не брал!» — стоит на своем парень. Два дня спустя все-таки расплакался и признался. Оказалось, ребята-старшеклассники запугали его, били и требовали принести деньги. Суммы сначала были скромные — 10 гривен, но аппетиты у вымогателей росли с каждым днем: 300, 400, 500, 700, 900 гривен! В последний раз Роман отнес хулиганам 1000 гривен, а дома сказал, что больше в школу не пойдет. «Я потерял ключи, — стал сочинять. — Не смогу попасть в дом, когда вы будете на работе». Врать-то толком не умеет! Проснувшись утром, подолгу не вставал с постели, отказывался идти завтракать. Говоришь ему что-то, а он далеко, не слышит. Хорошо еще, пропажа денег быстро обнаружилась, и все открылось, а то неизвестно, чем это вообще могло закончиться! Еще сделал бы с собой что-то!
Отец Романа поначалу собирался выследить обидчиков сына самостоятельно, но вскоре от этой затеи отказался.
- Ну, поймаю, а дальше? — пожимает плечами мужчина. — Возьмешь за грудки, так сам, смотри, за решеткой окажешься.
- 5 мая в Генический райотдел внутренних дел обратился гражданин Маметов, — рассказала «ФАКТАМ» Светлана Мазур, капитан милиции, старший оперуполномоченный группы криминальной милиции по делам несовершеннолетних Генического РОВД. — Он рассказал, что неизвестные лица вымогают деньги у его сына. Некоторых мальчишек Рома знал в лицо — те учились в его школе, в старших классах. А вот с их друзьями-пэтэушниками знаком не был. У одного из вымогателей, правда, оказалась особая примета — рука в гипсе, это облегчало нам поиск.
Было принято решение во время уроков по очереди вывести мальчишек, начиная с седьмого по одиннадцатый классы, в школьный коридор: Роман ходил вдоль шеренг и пристально всматривался в лица.
- Пятиклассник указал на Сережу из 8-»В», — продолжает Светлана Ростиславовна. — Друг и одноклассник Сергея Олег, который действительно носил гипсовую повязку на руке, в тот день пропустил занятия. Как потом рассказали сами ребята, именно Олег заприметил Ромку, который покупал в магазине возле школы конфеты, апельсины и угощал своих друзей-одноклассников. «А меня не угостишь?» — подошел подросток к малолетке. Впрочем, сладости Олега интересовали мало, он велел пацану принести завтра в школу 10 гривен. Олега поддержал его друг и одноклассник Сергей. «Мне дома столько не дадут», — объяснял ребятам Рома. Это твои проблемы, настаивали ребята, надо достать.
Возможно, суммами в червонец двое восьмиклассников довольствовались бы и дальше, но Сережа посвятил в их с Олегом маленькую тайну соседа Кольку, учащегося местного ПТУ Ь 27. Колька уже был осужден и ходил под условным сроком. Когда Николай с однокашником Владом взяли дело в свои руки, суммы поборов резко выросли — Роме велели раздобыть 300 гривен. Он раздобыл. Колька отстегнул восьмиклассникам по тридцатке, а 240 гривен старшие ребята взяли себе. Потом к Роману наведывались регулярно — когда вдвоем, когда втроем, когда вчетвером. Мальчишка не успевал запоминать, кому и сколько он должен завтра принести. Каждый ставил свои условия.
Сообразив, что попал в кабалу, Рома наконец наотрез отказался выполнять просьбы подростков. Те возмутились: ах так?! Повалили мальчика, стали избивать ногами, запугивать. И он сдался, принес 500 гривен, а в дальнейшем уже безропотно носил вымогателям крупные суммы — благо, знал, где родители хранят деньги. Надеялся, что пересчитают папа с мамой свои сбережения не скоро. Маметовы, и в самом деле, кинулись не сразу — недели через две-три, за это время сын успел вынести из дома три с половиной тысячи гривен.
«Моего сына в милиции обвели вокруг пальца»
- Восьмиклассников мы опрашивали прямо в школе, в присутствии заместителя директора, — утверждает Светлана Мазур. — Сергей назвал фамилии двоих учащихся ПТУ, так сказать подельников. А через час те и сами появились на территории школы. Наши сотрудники к ним: что вы тут делаете? «Пришли водички попить, жарко», — растерялись пэтэушники. Всех подозреваемых, на кого Рома указал, отвезли в райотдел, туда вскоре подтянулись и родители набедокуривших хлопцев. Ребята не отпирались, сознались сразу. Мы возбудили уголовное дело за вымогательство, но обвинение четверке пока еще не предъявлено.
- Тем временем родители срочно стали предпринимать самые радикальные меры по спасению своих чад, — говорит начальник РОВД Геническа Алексей Соловей. — 19-летнего Влада, учащегося ПТУ, спешно отправили в армию — причем вопрос решился в два дня, мы и не знали. Другого паренька, Колю, мама спрятала в больнице, написав в прокуратуру заявление, что милиционеры выбили показания из ее сына.
- Я с ними нигде не оставалась один на один даже на минуту, — оправдывается Светлана Мазур. — Рядом были педагоги, родители. Но семья Николая стала выдвигать обвинения против милиции. Сам Коля условно осужден за грабеж из киоска, его старший брат сидел и недавно вернулся из мест лишения свободы. Так что уже опытные родственники действовали по принципу: лучшая защита — это нападение, и стали бомбардировать прокуратуру заявлениями.
Когда корреспондент «ФАКТОВ» приехала в Геническ, у всех участников этой истории начались каникулы. Не имея права встречаться с мальчишками без согласия их родителей, я отправилась на местный рынок, где в одном из ярких и шумных торговых рядов нашла маму восьмиклассника Сережи — она тут работает реализатором.
- Да, я тоже написала заявление в прокуратуру, — объясняет женщина. — На сына оказывали давление в милиции прямо при мне, не стесняясь, понимаете?
- А что ж это было за давление? — интересуюсь.
- Сереже сказали: мы все знаем! Если расскажешь правду, то пойдешь свидетелем по делу, а будешь запираться — самому придется отвечать. Ну, он и выложил, как было. Но милиционеры слова не сдержали. Дело будут передавать в суд. Обвели ребенка вокруг пальца!
- Но деньги-то он у Ромы вымогал?
- Божится, что это не он. Не знаю Муж мой умер, я одна дочку и сына поднимаю. Сережа понимает, как мне трудно — то на рыбалку едет, рыбой торгует, мне какую-то копейку еще даст. Хороший парень ведь! И в школе о нем плохого никто не скажет. А с Колей я ему не разрешаю водить компанию, но он не слушается. Мол, с младенчества вместе, живем по соседству. Как я могу верить, что Сережа отнимал у пятиклассника деньги, если у нас дома ни разу копейка не пропала? Ведь торгую на рынке, дома часто хранится выручка — он никогда не брал чужого.
Поначалу мы, мамы всех четырех провинившихся мальчишек, собрались и решили вернуть родителям Ромы деньги. Я как раз пенсию по утере кормильца получила Хоть в милиции и утверждают, будто большую часть из этих трех с половиной тысяч Коля взял себе, мы договорились разделить долг на четверых поровну и возместить. Но адвокат нас просветил: от того, что вернете деньги, уголовное дело не закроют. Мы и притормозили с расчетом. Тем более Влад ушел в армию, и делить сумму теперь придется на троих. У меня вообще таких денег нет!
«Если ребенок нам помогает в бизнесе, мы это поощряем, выплачивая небольшие суммы»
- Обидно, что в вымогательстве подозреваются ребята, о которых мы были самого лучшего мнения, — говорит Анатолий Цыгановский, директор Генической школы Ь 4. — Ученик ПТУ Коля у нас тоже раньше учился — тот да, нагловатый, от него всякого можно ожидать. Но Сергей и Олег? Олег, в отличие от Сережи, хорошо учится, активист. Не сказал бы, что ребята в чем-то нуждаются, все у них есть. Между тем говорят, именно Олег был зачинщиком травли пятиклассника. Я вообще удивлен, что родители Романа не пришли в школу, не сообщили нам, а сразу обратились в милицию.
- Если бы все школьники были такими, как Олег! Такого мнения об этом мальчишке до последнего времени были и я, и мои коллеги, — вздыхает классный руководитель 8-»В» Наталья Сницарь. — Мама воспитывает его одна. Однажды она мне сказала: «За все беды Бог послал мне подарок — Олежку!» Поэтому ни нам, ни ей не верится, что парень мог такое учудить. Подождем — может, произошла какая-то ошибка. Хотя Роман вроде бы твердит, что Олега запомнил больше других — у него рука была в гипсе.
Через минуту в учительской невольно вспыхивает дискуссия на тему «дети и деньги». Я дома лишних два рубля возьму, горячится один из педагогов, и жена сразу это обнаружит, а тут ребенок тысячи из дома выносит, но родители почти месяц ничего не замечают — как такое может быть? В разговоре проскальзывает, что Роман не только конфетами и бананами одноклассников угощал: одному из своих друзей подарил плеер, другому — дорогие канцтовары. Неудивительно, что у ребятишек это вызывало зависть. Дальше больше: появились экспроприаторы.
- Иногда родители чрезмерно балуют детей, — сокрушается директор школы. — Дорогие мобилки, одна круче другой Зачем это? Вот Минобразования издало приказ о запрете пользоваться мобильными телефонами на уроках, а как его исполнить? Собирать перед занятиями телефоны и прятать в сейф? Кто этим будет заниматься, отвечать за их сохранность? Ответов нет.
У родителей Романа на сей счет иное мнение.
- Мобильный телефон у сына есть, но в школу брать его Роме не разрешаем, — говорит Эдем Маметов. — А что касается его карманных расходов, то в нашей семье такая политика: если ребенок помогает нам в делах бизнеса, мы это поощряем. Так можно у мамы с папой заработать две-три гривни, еще две даем на сок и булочку. Но кто же думал, что найдутся охочие отнять их? Я человек верующий, мои мальчишки тоже ходят со мной в мечеть, и Рома очень переживает, что преступил одну из заповедей — украл родительские деньги. Раньше у мусульман за такой грех руку отсекали! Мне, например, непонятно, почему мамы и папы мальчиков, которые заставили Рому тайком выносить из дома деньги, теперь выгораживают своих деток — вместо того, чтобы преподать им настоящий урок. Как квочки, взяли сынков под крыло: никому не отдадим! Сначала надо исправлять таких родителей, по-моему.
Сгоряча Эдем отправился в школу забрать документы сына, хотел перевести мальчишку в другое учебное заведение.
- Однако доктор, который сейчас оказывает Роме психологическую помощь, отсоветовал так поступать, — рассказывает Эдем. — Мол, мужчина не должен бежать от трудностей, прятаться. Лучше помочь ребенку преодолеть страхи. Здесь, в этом городе и в этой школе. Мы согласились. Не всякое легко забывается, тем более что Сережа почему-то все время крутится возле нашего дома. Рому это пугает. Кто знает, что у того на уме? Но теперь я рядом с сыном каждую минуту. Думаю, вместе мы справимся с ситуацией.
P. S. Имена всех участников истории — детей и их родителей — изменены.
367Читайте нас в Facebook