Более 5 из 10 миллионов гектаров госземель в Украине нечестно приватизировали: кто и как это делал
О самых распространенных схемах нечестной приватизации рассказал в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко.
Так, по словам чиновника, распорядителем земли был Госкомзем, который впоследствии переименовали в Госгеокадастр, то есть вывеска менялась, а принципы работы — нет. Так вот, чиновник принимал решение — кому сейчас давать 2 гектара земли, а кому отказать. Объединенные территориальные громады или в целом органы местного самоуправления не влияли на этот процесс.
Читайте также: Открытие рынка земли: можно ли будет продать свой пай, если он в долгосрочной аренде?
Как рассказал министр, в село приезжали люди, которые говорили — мы собственники земли, и начинали ее обрабатывать. При этом они показывали какие-то документы, в частности, выписку из государственного реестра, где отмечалось, что они безвозмездно приватизировали землю. Кто эти люди, на каком основании они получили наделы — это был открытый вопрос. Чиновники постоянно менялись.
Фактически чиновничьи кланы формировали эти процессы. Те, кто находился у власти, сразу приватизировал землю для себя.
— Были «донецкие» у власти — приватизировали огромные массивы земли на востоке Украины, «винницкие» делали то же самое, но в своей области, то есть в Центральной Украине. Каждая смена власти приводила к тому, что участки перепродавали, — говорит Роман Лещенко.
Министр добавляет, что эта земля находилась на правовом титуле ЛПХ (земля для ведения личного подсобного хозяйства). То есть это были наделы, которые не подпадали под действие моратория: их можно было свободно покупать, продавать, даже иностранцам, ставить на балансы юридических лиц.
Читайте также: Рада приняла поправки в Земельный кодекс: какие изменения ожидают украинцев
Однако люди, которые имели земельные паи, наоборот, подпадали под действие моратория и не могли распоряжаться своей собственностью.
Таким образом, ловкие чиновники создали условный офшор и сделали на этом рынке базар. Они отчуждали землю, торговали ею… То есть была полная анархия.
— Фактически у нас образовался квазирынок, на котором одни чиновники, приватизируя землю, делали рынок, а владельцы паев вообще не могли ничего с ней сделать. Единственное, что им оставалось — умереть и передать ее по наследству другому лицу. С этим была полная несправедливость, — отмечает Роман Лещенко.
В то же время чиновник отмечает: мы проводим реформу, чтобы показать все эти схемы, по которым обманывали людей и наживались, рассказывая о любви к родной матушке-земле. На этих миллионах гектаров проворачивали многочисленные коррупционные схемы.
Фото: https://ua.depositphotos.com/
2305Читайте нас в Facebook