В Украине создали боевого робота: как он сможет воевать на Донбассе
«Робот может выехать на позицию и замереть, выжидая, когда появится цель»
— Создание робота началось с того, что группа участников АТО придумала установить крупнокалиберный пулемет на металлическую платформу и управлять им дистанционно из блиндажа, чтобы свести к минимуму риск для пулеметчиков, — говорит главный конструктор боевого робота «Мисливець» Иван Кириченко. — В этой системе предполагалось использовать видеокамеру, чтобы изображение с нее передавалось на монитор, установленный в блиндаже. Это давало бы возможность оператору вести прицельный огонь. Нам показалось, что в таком варианте идея не очень удачная, поскольку все же остается серьезный риск для бойцов. Когда пулемет отстреливает боекомплект, его нужно перезаряжать. Значит, солдат должен подойти к пулемету и сделать эту работу. Это связано с повышенной опасностью, ведь крупнокалиберным пулеметам и их расчетам всегда уделяют особое внимание снайперы и артиллеристы противника.
Когда ведется огонь из пулемета, враг засекает место, где он установлен и накрывает его минами, снарядами. Если рядом с пулеметом находятся люди, снайпер старается их застрелить. Поэтому мы предложили поставить пулемет на роботизированную самодвижущуюся платформу. Благодаря этому он может часто и быстро менять позиции, а перезаряжать его можно в более или менее безопасных местах. Основательно изменили модуль, на котором был установлен пулемет. В первоначальном варианте модуль был сварен из труб. Мы усовершенствовали его — придумали, как самортизировать отдачу от выстрелов. Кроме того, сделали возможным для оператора вести огонь одиночными выстрелами (это было непростой задачей).
Первый вариант нашего робота ездил на траках, а не на колесах, как нынешний. На выставке мы представили уже четвертую модификацию. Переносной пульт управления (размещен в специальном кейсе) оснащен баллистическим калькулятором. Это дает возможность использовать наш робот как мобильный снайперский комплекс. Робот выезжает на позицию и замирает — выжидает, когда появится цель. Собственно, поэтому мы назвали его «Мисливець». Перед тем как он выезжает на боевое задание, в небо поднимается коптер, оснащенный видеокамерой, и проводится разведка территории, на которую предстоит направить робот. Важно убедиться, что там нет минных полей, слишком глубоких ям. «Мисливець» хоть и является вездеходом, но и он может застрять. Управление осуществляется по радио. Оператор находится на значительном расстоянии. Если местность ровная, то максимальная дистанция между ним и роботом может быть в пределах трех километров. Но в боевых условиях и на пересеченной местности расстояние должно быть не таким большим — километр или чуть больше. Тогда оператор сможет гарантированно контролировать робота. Если контроль все же утерян, то с помощью автопилота машина вернется туда, откуда стартовала.
— Изначально проект по созданию этого робота был волонтерским: собралась группа из 10 инженеров, специалистов по радиоэлектронике, программистов и занялась разработкой беспилотной машины для военных, — расcказал сотрудник конструкторского бюро Robotics Валерий Гужва. — «Мисливець» уже более 20 раз использовали на фронте — там проходили его испытания. Бойцы, которые находятся в окопах на передовых, подсказывали, что следует улучшить в роботе, от чего можно отказаться. Изменения в конструкцию наши сотрудники по возможности вносили непосредственно на передовой. После доработок мы получили универсальный, эффективный, с высокой степенью живучести, простой в обслуживании и недорогой робот. Пару месяцев назад успешно прошли его государственные испытания в учебном центре ВСУ «Десна». Руководство Министерства обороны Украины предложило нам участвовать в параде на Крещатике в День независимости Украины. Готовим для этого четыре робота.
«Если на улице температура выше 10—15 градусов, то для тепловизоров противника наш робот становится совершенно невидимым»
— Какие двигатели установлены на роботе?
— Электрические. Причем ими оснащены все шесть колес. Это увеличивает живучесть и проходимость машины. Предположим, враг попадет пулями в одно, два, даже в три колеса — машина все равно продолжит движение. Все шесть электромоторов оснащены собственными аккумуляторами. Важно, что шины робота наполнены не воздухом, а специальным веществом. Поэтому они не сдуются, если будут пробиты пулями или осколками. Если же повреждения машины окажутся уж слишком сильными, то на ее эвакуацию можно направить такой же робот.
— Использование в «Мисливцях» электромоторов (они работают очень тихо) дает еще одно преимущество — врагу их очень сложно услышать, — продолжает Валерий Гужва. — И даже увидеть в тепловизор. Ведь нагрев этих двигателей, а также бортового тепловизора несильные. Если на улице температура выше 10—15 градусов, то для тепловизоров противника наш робот становится совершенно невидимым.
Читайте также: Пропутинские боевики получат «привет» с воздуха: в Украине разработаны специальные авиабомбы для беспилотников
«Мисливець» может доставлять на передовую ящики с боеприпасами, оборудование, воду, еду, медикаменты. Если понадобится, эвакуирует в тыл раненых. Во время испытаний на передовой наш робот выполнял преимущественно логистические задачи — перевозил различные грузы. Но он может делать много чего. Следует понимать, что «Мисливець» — это высокотехнологичная платформа. Существует большое количество вариантов ее оснащения — все зависит от конкретных боевых задач.
Робот не оснащен амортизаторами, но это не создает существенных проблем, поскольку скорость его движения невысокая — пять-шесть километров в час (этого вполне достаточно). Замечу также, что наша машина обладает высокой проходимостью в условиях степной и лесостепной местности — в зоне нынешних боевых действий. Потенциальные заказчики из стран Ближнего Востока просили нас поработать над вариантом боевого робота для использования в пустыне.
— Многие стартапы начинались в гаражах. У вашего проекта такая же история?
— Да, но наш гараж большой, мы его называем цехом (улыбается).
— Как финансируется ваше конструкторское бюро?
— У нас есть инвесторы. Эти люди понимают, что сиюминутной отдачи вложенных ими средств ожидать не следует. Вообще, как правило, прибыль от вложения денег в такого рода проекты инвесторы начинают получать примерно на десятый год после создания машины.
Я участвую еще в одном проекте, представленном на нынешней выставке. Речь идет о двух очень интересных видеокамерах для боевых летательных аппаратов. Обе они изготовлены по технологии «стелс» — их не могут засечь радары, поскольку эти камеры сделаны из композитных материалов — металлические детали не используются. Камеры могут работать как на дозвуковых, так и сверхзвуковых скоростях полета. С очень высокой точностью определяют местонахождение целей и передают их координаты для поражения огневыми средствами. Более совершенная из этих камер способна «видеть» сквозь облака, туман, дым. Для этого она с борта летательного аппарата сканирует землю на ультравысоких частотах, никак себя не обнаруживая. Камера может передавать координаты целей в режиме реального времени. Но это рискованно — ее радиосигналы может засечь враг. Безопаснее передать информацию, когда летательный аппарат выйдет из зоны поражения средствами ПВО противника.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о том, что в Украине дочернее предприятие ГК «Укроборонпрома» «СпецОборонМаш» создало новый вид боеприпасов, отвечающий стандартам НАТО, — пластиковые гранаты.
Фото автора
1784Читайте нас в Facebook