На Олимпиаде в Париже можно будет вызвать авиатакси на электрике: ведущие компании переходят на электротранспорт
Сегодня можно уверенно сказать, что наземный электрический транспорт завоевывает мир. А вот воздушные перевозки, казалось, еще долго будут осуществляться самолетами и вертолетами, работающими на классическом топливе. Однако это не так. Есть все основания утверждать, что эпоха регулярных коммерческих полетов на электрических самолетах и аэротакси начнется не позднее 2024 года!
За последний месяц было заключено сразу несколько крупных международных сделок в этой области.
DHL, одна из наиболее известных в мире компаний, работающих в сфере экспресс-доставки почты и прочих грузов, 3 августа заказала американской авиастроительной фирме Eviation сразу 12 самолетов Alice. Эти летательные аппараты работают на электричестве. Они способны перевозить 1 200 килограммов груза или девять пассажиров на расстояние до 815 километров без подзарядки. Чтобы зарядить аккумуляторную батарею примерно на час полета, требуются около 30 минут. Управляет таким электросамолетом всего один пилот.
Прототип Alice демонстрировался в 2019 году на Парижском авиасалоне. В этом году электросамолет должен впервые подняться в воздух. Фирма Eviation возникла в Израиле как стартап, но затем переселилась в США.
О сумме сделки ничего пока не сообщается. Вместе с тем известно, что один аппарат Alice стоит примерно 3,5 миллиона евро. Следовательно, стоимость контракта превышает 40 миллионов евро. И это только начало. Немецкий концерн Deutsche Post, частью которого является DHL, намерен до 2030 года вложить 7 миллиардов евро в сокращение выбросов CO2. Следовательно, если с Alice все получится, то Eviation может рассчитывать на новые большие заказы.
Основатель и глава Eviation Омер бар Йохай заявил журналистам: «Наше сотрудничество с такими первопроходцами экологичных грузоперевозок, как DHL, показывает, что эра электрического воздухоплавания уже началась».
«Мы твердо верим в безэмиссионное будущее логистики. На пути к этому решающую роль играет электрификация всех видов транспорта», — со своей стороны подчеркнул генеральный директор DHL Express Джон Пирсон.
Компания настроена очень серьезно. В 2016 году DHL начала ускоренно переводить свой парк автомобилей для развозки корреспонденции и посылок на электрические коммерческие автомобили StreetScooter, которые сама же и выпускает на двух заводах в Германии. Менее чем за пять лет было введено в эксплуатацию 15 тысяч таких электромобилей.
2 августа немецкий стартап Lilium объявил о договоре с бразильской авиакомпанией Azul. Она собирается купить у немцев 220 электрических бизнес-джетов. Сумма сделки — 900 миллионов евро или миллиард долларов.
Lilium была основана в 2015 году группой выпускников Мюнхенского технического университета. Молодым инженерам удалось создать электрический бизнес-джет с вертикальным взлетом. Аппарат с четырьмя крыльями оснащен 36 электромоторами, которые позволяют ему развивать скорость до 280 км/ч. Самолет способен перевозить шесть пассажиров на расстояние 250 километров без подзарядки.
Бразильская компания Azul, созданная в 2008 году, намерена использовать эти бизнес-джеты для воздушных перевозок пассажиров между Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.
Выпускаться электросамолет будет на заводе под Мюнхеном, где уже трудятся порядка 600 человек. С этого предприятия началось бурное развитие аэрокосмической отрасли в Баварии.
За этим бизнес-джетом уже выстроилась очередь. Его хотят приобрести также компании в США и самой Германии. Пока аппарат не поднимался в воздух. Испытания запланированы на следующий год. А в 2024 году должна начаться его коммерческая эксплуатация.
В конце июля немецкий стартап Volocopter получил сертификацию Европейского агентства по авиационной безопасности EASA для своего авиатакси. Произошло это после слияния Volocopter с компанией DG Flugzeugbau. У молодой фирмы сразу появились серьезные партнеры. Инвестировали в стартап авиакомпании Lufthansa и Japan Airlines, Франкфуртский аэропорт, логистическая «дочка» немецкой железной дороги DB Schenker и американский IT-гигант Intel Capital.
Что же их всех так заинтересовало? Это двухместное аэротакси с вертикальным взлетом VoloCity. Летательный аппарат приводится в действие 18 электромоторами, которые работают от 9 литий-ионных аккумуляторных батарей. Аэротакси способно развивать скорость до 110 км/ч.
27 июля VoloCity совершило четырехминутный показательный полет на аэрошоу в штате Висконсин (США). За три недели до этого — 21 июня — без пилота облетело аэропорт Ле Бурже в Париже.
Именно там в 2024 году планируется начать коммерческое использование VoloCity. Услуги авиатакси с вертикальным взлетом на электричестве хотят предоставить гостям и участникам Олимпийских игр, которые пройдут в Париже.
Немецкие компании не единственные, кто успешно работает в этом направлении. В феврале 2021 года американская авиакомпания United Airlines заявила о готовности вложить 1,5 миллиарда долларов в покупку 200 электрических воздушных такси с вертикальным взлетом американского стартапа Archer.
В начале июня еще одна новая компания Eve (дочерняя фирма бразильского авиастроителя Embraer) получила из США и Великобритании заказ на 200 своих аэротакси, серийное производство которых запланировано на 2026 год. В том же месяце британский стартап Vertical Aerospace сообщил, что собрал предварительные заявки на 1 000 своих электрических аэротакси на сумму до 4 миллиардов долларов. В числе заказчиков крупные авиакомпании American Airlines и Virgin Atlantic.
Разработчиков и создателей авиатакси на электрической тяге с вертикальным взлетом уже так много, что было уже утверждено единое название для этого вида транспорта — electric vertical takeoff and landing или eVTOL.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что в Украине электромобили становятся все более популярными. Наша страна является одним из мировых лидеров по темпам роста продаж авто, работающих на электрике.
Между тем простые электросамокаты пока в Украине «вне закона».
5779Читайте нас в Facebook