Отдых в Турции превратился в кошмар: здоровую украинскую туристку заставили изолироваться в отеле на 10 дней
На отдых в Турцию Ярина Брунарская из Ивано-Франковска летела вместе с шестью подружками. Одна из девушек хотела отпраздновать свой день рождения на Средиземном море. Тур купили короткий — всего на три дня. Накануне поездки, как того и требуют правила, девушки сделали ПЦР-тесты на коронавирус, которые показали отрицательный результат. Но долгожданный отдых превратился в кошмар с изоляцией в антисанитарных условиях, потерей денег, вызовом юристов, консула и бригады медиков. «ФАКТЫ» выясняли, почему так произошло и как в разгар турсезона не попасть в подобную ситуацию.
«На результаты наших тестов, сделанных в Украине, никто даже не глянул»
По словам Ярины Брунарской, к поездке они с подругами готовились и тесты на COVID-19 сдавали в Ивано-Франковской областной клинической больнице.
— Результаты у нас были на бланках с QR-кодами, — рассказала «ФАКТАМ» Ярина. — Поэтому достоверность тестов вряд ли могла вызвать вопросы. Тем не менее в аэропорту Анталии возникли проблемы. На паспортном контроле одна женщина устроила нам целый допрос. Подозреваю, что мы просто чем-то ей не понравились. Она начала расспрашивать нас буквально обо всем: в каком отеле остановимся, в каких номерах… Мы отвечали, показывали документы, после чего четверым из нас сказали пройти повторный тест на коронавирус прямо в аэропорту. По какой причине, неизвестно. На бланки с результатами наших тестов, сделанных в Украине, никто даже не глянул. Это было странно, но поскольку каждая страна оставляет за собой право направить на повторный тест, мы не возражали.
Меня и трех моих подруг подвели к лаборанту, у которой маска была спущена на подбородок. Руками без перчаток она взяла палочку для забора материала и одним и тем же концом лезла мне и в нос, и в рот. После чего две пробирки — мою и еще одной девочки — даже не подписала! Просто положила их на стол. Мы были в шоке от этой антисанитарии. После этого нас отпустили, и мы поехали в отель Sherwood Suites Resort.
В отеле успели сходить в бассейн и как раз собирались поздравлять нашу подружку с днем рождения. Как вдруг в 22:30 в наш номер постучали. Я в тот момент была в душе, и ко мне прибежала напуганная подружка: «Тебя хочет видеть персонал отеля. Говорят, у тебя позитивный тест на коронавирус».
— У вас были какие-то симптомы?
— В том-то и дело, что нет. Я переболела ковидом еще зимой. А учитывая то, в каких условиях нам делали тесты, были все основания сомневаться в достоверности результатов. Я попросила сотрудников отеля показать документ с моим результатом. Они долго этого не делали, и только спустя десять минут сотрудница отеля показала мне на экране своего телефона кусочек бумажки, где было написано positive. При этом я даже не увидела на этой бумаге своей фамилии. Сказала, что хочу сейчас же пройти повторный тест, потому что это явно какая-то ошибка. «Хорошо, мы вызовем врачей и вам сделают тест, — ответила сотрудница. — Но пока вы должны пройти со мной в изолятор».
Изолятор — это номер в другой части отеля, предназначенный для самоизоляции туристов, у которых подтвердился коронавирус. Мне дали воду, сказали подготовить документы и ждать врача. Но врач так и не пришел. А в номере-изоляторе я обнаружила мусорное ведро с большим количеством использованных палочек для ПЦР-тестов. Оказывается, даже в пятизвездочном отеле, который позиционирует себя как элитный, может быть такая антисанитария. Я потребовала, чтобы меня переселили в другой номер. К счастью, хотя бы это они сделали.
Еще мне принесли какие-то таблетки. Это было совсем странно, ведь меня не осматривал врач. Мне даже температуру не мерили! Тем не менее сотрудники отеля сказали пить эти таблетки — «вы же болеете». Я отправила фотографию упаковки своей маме-врачу. Она сказала, что это какие-то противовирусные. Я, естественно, не стала их пить. Более того, потом выяснилось, что упаковка стоила 135 долларов, и, если бы я начала принимать эти лекарства, мне бы еще пришлось за них заплатить.
— Вам или страховой компании?
— С этим тоже все интересно. Отправляясь в Турцию, мы с девочками оформляли страховки, покрывающие случаи с COVID. Я сразу же обратилась в страховую, подробно описала им все, что со мной произошло. И выяснила, что моя страховка покрывает только случаи госпитализации и стационарного лечения ковида. А если форма легкая или бессимптомная, то и лечение, и изоляцию оплачиваешь сам. Нам этого при оформлении страховки никто не сказал. А мы, честно говоря, не вчитывались в договор.
Читайте также: СOVID-сертификаты станут доступны для украинцев на устройствах с Android
— Повторный тест вам так и не сделали?
— Нет. Когда на следующий день я снова спросила об этом сотрудников отеля, мне было заявлено, что согласно действующим в стране правилам повторный тест сделают только через 10 дней. А так как тур у меня был всего на три дня, следующие семь дней в номере-изоляторе отеля я еще и сама должна буду оплатить! Моих подруг при этом уже отправили домой — как людей, которые со мной контактировали. В общей сложности они заплатили за трехдневный тур 90 тысяч гривен, а пробыли в отеле, по сути, всего один день. Деньги за следующие два дня им никто не вернул.
Ярина подняла на ноги всех, кого могла:
— Обращалась к консулу, параллельно к юристу из Украины, которая занимается подобными случаями, вызывали даже туристическую полицию. Мы подключили даже мужа маминой подруги, который живет в населенном пункте, где находится отель. Он тоже приходил и пытался вести переговоры, но бесполезно.
Тем временем юрист из Украины, которая продолжала забрасывать отель письмами и жалобами, рассказала, что в ее практике подобные случаи уже были. Не в этом отеле, но тоже в Турции. Когда людей без объяснения причин направляли в аэропорту на ПЦР-тест, после чего приходил позитивный результат и турист не мог добиться повторного анализа. Юрист говорит, были даже случаи, когда наши граждане вылезали из окон отеля и пытались сбежать в независимые лаборатории, чтобы пересдать тест. Естественно, их ловили и штрафовали за нарушение режима изоляции.
«Турция признает только первый позитивный тест. Второй можно делать лишь на десятый день»
Об аналогичной ситуации в начале августа в «Фейсбуке» рассказала турагент Людмила Пидхомутная: «03.08 группа из 11 человек прилетела с рабочей поездкой в аэропорт Анталии… Был забронирован отель Mukarnas Resort & Spa Hotel, организован конференц-зал. И тут одного туриста в аэропорту просят куда-то пройти… Без объяснений берут у него тест (на коронавирус. — Авт.). Условия антисанитарии налицо (при этом турист летел с негативным ПЦР, взятым за сутки до вылета и со всеми надлежащими документами). Отпускают и говорят: «Это так, для проверки, ничего страшного». Турист спокойно едет в отель… В 1:00 ночи сотрудники отеля находят его и просят их с коллегой переселиться. Потом говорят, что пришел тест с положительным результатом.
Туристов переселили в другой номер. Наутро второму коллеге берут тест, результат получают отрицательный, и ему разрешают выйти. А туристу с положительным тестом приносят пачку таблеток и говорят выпить сразу восемь штук и еще столько же в течение дня. Это при отсутствии обследования и какой-либо симптоматики! Просим вызвать лабораторию, доктора или разрешить лечь в клинику на обследование. Все расходы готов оплатить сам турист… Нам отказывают и мотивируют это тем, что они в отель не пустят никого, кроме «своего доктора». А «свой» доктор ничего переделывать не собирается. Повторный тест можно сделать только через 10 дней. А у туриста работа, конференции, и вылет обратно через шесть дней".
По словам Людмилы, в отеле туристу показали постановление Минздрава Турции, где сказано, что повторный тест положено сдавать только через 10 дней.
«Но это постановление носит рекомендательный характер, — утверждает Людмила. — Тем не менее к туристу не пускали лабораторию три дня. После долгих переговоров и угроз, что вызовем туристическую полицию, согласились. Мы нашли лабораторию, все оплатили… У туриста взяли повторный тест — он отрицательный. Но при этом в лаборатории сказали, что не могут внести новый результат в базу, так как срок предыдущего результата еще не истек».
В комментариях под этим постом в «Фейсбуке» представитель отеля Mukarnas Resort & Spa Hotel подтвердила, что такой случай был, и отметила, что вины отеля в этом нет — дескать, в стране сейчас действует такой порядок: «Турция признает действительным только первый позитивный тест. Второй можно делать лишь на десятый день».
Получается, что в подобной ситуации может оказаться каждый турист. Потому что страна оставляет за собой право без объяснения причин попросить въезжающего пересдать тест.
И если он вдруг окажется позитивным, а человек имел несчастье взять тур меньше, чем на десять дней, за десятидневную изоляцию в отеле (до момента сдачи повторного теста) придется доплатить — если страховка не покрывает изоляцию при подтвержденном ковиде.
Читайте также: COVID-сертификаты: когда украинцы смогут беспрепятственно путешествовать в ЕС и Израиль
Что же касается Ярины Брунарской, то ей все же удалось вырваться из Турции через трое суток.
— Мне повезло с юристом, — признается девушка. — Она подняла на ноги буквально всех и добилась, чтобы ко мне в отель приехали представители частной турецкой лаборатории. Они взяли повторный тест, который показал отрицательный результат. Пришлось заплатить за него 60 долларов, но это лучше, чем оплачивать семь дополнительных дней в номере-изоляторе. В результате я вернулась в Украину тем рейсом, которым и должна была лететь обратно вместе с подружками. Девочки, кстати, сейчас пытаются вернуть деньги за два дня тура. Подали заявление туроператору, но ответ пока не получили.
«Оформляя страховку, следите, чтобы там был прописан пункт об изоляции»
Есть ли шанс в таком случае добиться компенсации? Юристы говорят, что есть.
— Здесь нужно смотреть условия договоров с туроператором и страховой компанией. Но добиться компенсации за тур, который, по сути, не состоялся из-за ошибочного результата теста на коронавирус, вполне реально, — сообщил «ФАКТАМ» старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. — Если же не удастся взыскать средства с туроператора, необходимо будет обращаться в организацию, которая принимала решение об изоляции туриста, и для этого уже придется нанимать адвоката в Турции. Процесс нелегкий, но шансы есть. Кроме того, я порекомендовал бы в любом случае направить жалобу в Министерство туризма Турции и максимально широко осветить ситуацию. Турция дорожит своей репутацией туристической страны. И если подобные случаи будут повторяться, для страны будут колоссальные потери — репутационные и, как следствие, финансовые.
— В страховой компании туристке, получившей позитивный результат теста на ковид, отказали в выплатах, мотивируя это тем, что ее страховка покрывает только госпитализацию, но не лечение в условиях изоляции. Хотя в страховом полисе было написано, что она просто «покрывает случаи COVID-19».
— К сожалению, этот случай не единичный. Нацбанк не справляется со своими функциями регулятора деятельности страховых компаний, и на этом рынке творится неразбериха. Давно уже должен быть разработан типовой договор страхования туристов в случаях с COVID-19. Но пока этого нет, и недобросовестные страховые фирмы этим пользуются. Человек уверен, что оформляет страховку, покрывающую все случаи с коронавирусом, а на деле оказывается, что это совсем не так. Поэтому, оформляя страховку, прежде всего следите, чтобы там был прописан пункт об изоляции. В договоре, который подписывает клиент, этой информации может не быть. Поэтому я порекомендовал бы требовать в компании правила страхования. В них более подробно расписано все, что покрывает медицинская страховка.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об ужесточении карантина, связанного с пандемией коронавируса, в странах, где предпочитают отдыхать украинцы, в частности на курортах Таиланда.
На фото в заголовке: «Как потом выяснилось, моя страховка покрывала только случаи госпитализации и стационарного лечения ковида. А если форма легкая или бессимптомная, то лечение и изоляцию оплачиваешь сам», — говорит Ярина
175837Читайте нас в Facebook