«ухаживая за лицами высокопоставленных особ, я считалась на секретной работе»
Юбилей киевского Института красоты Нина Павленко встречает как личный праздник. Ведь она была среди тех, кто готовил его к открытию: развешивала занавески, раскладывала инструменты на рабочих столиках. С тех пор прошло шесть десятилетий. А сколько лиц помнят руки Нины Ивановны — членов семей Брежнева, Черненко, Подгорного, Шелеста
«Женщина всегда хочет быть красивой: когда бигуди нет, накручивает волосы на бумажки»
Первое диво в доме Нины Ивановны — она сама. Знаешь, что хозяйке 93 года, но навстречу выходит женщина на два десятка моложе! Второе диво ждет за порогом: пирамида из сухих роз, которая высится почти до потолка.
- Розы — мои любимые цветы, — объясняет хозяйка. — И мне их всегда дарили: поклонники, друзья, ученики Я их высушивала и строила букет. В этом — третьем в моей жизни! — цветы за последние тридцать лет.
Но главное диво, что все это состоялось в судьбе Нины Ивановны — и розы, и сама жизнь! Ведь в шестилетнем возрасте она едва не погибла от рук родной матери. Дело было в 1921 году. Арестовали отца Нины Ивановны директора школы Ивана Павленко. Мать девочки бросилась в местное ЧК! Там ей сообщили: да, произошла ошибка, но вашего мужа уже расстреляли. Обезумев от горя, Матрена Павленко бросилась к реке: покончить со всем одним разом! Но тут будто из-под земли перед ней вырос мужчина. «Ты что?! — схватил ее за руки. — У тебя же ребенок! Как ты можешь распоряжаться его жизнью?». Молодая женщина словно очнулась. Мужчина же как появился неожиданно, так и исчез — бесследно! А Матрена Фоминична и ее дочка Нина остались жить.
- В те годы жить — значило каждый день вырывать у смерти, — вспоминает Нина Ивановна. — Мама иногда на целый день закрывалась в своей комнате, чтобы выплакаться. Потом брала себя в руки, и мы выбирались из очередной проблемы. Главная была — голод. Голодал весь Киев. Помню: у входа в Ботанический сад стоял нищий. Однажды я шла за хлебным пайком и решила, что на обратном пути обязательно поделюсь с ним. А возвратившись, увидела, что он умер. По всему городу лежали трупы людей — просто на тротуарах! Голод и нищета в 1933 году стали причиной болезни, из-за которой я не смогла иметь детей.
Потом война. Мы с мужем были в Сталинграде. Чудом уцелели Кстати, видели, как брали в плен Паулюса.
- Люди, пережившие подобное, обычно приобретали профессии, гарантировавшие кусок хлеба. Косметолог — из их числа. И как вы ее нашли?
- Это она меня нашла! Уже взрослой девушкой подруга привела меня в гости к косметологу Марьяне Жидро. В те годы секреты косметики были для избранных. Я с удивлением, а потом с восторгом слушала Марьяну Викторовну об особенностях человеческого лица, кожи, волос, о том, как ухаживать за руками, что делать, чтобы не растолстеть. Марьяна Викторовна, наверное, заметила мой восторг, и сказала: «Девушка, вы попробуйте себя в косметологии. Учитесь!». Как раз организовывался Институт красоты и врачебной гигиены. Я туда и пошла.
- Но ведь только кончилась война. Везде разруха, есть нечего. Какая красота?
- Женщина всегда хочет быть красивой: когда бигуди нет, накручивает волосы на бумажки! Но что правда, то правда: долгие годы косметология была не для всех.
«Брежнев помнится как любитель пококетничать с дамами»
- Кто же были ваши клиенты?
- Знаете ли, я в свое время подписала документ, который ограничил меня в праве называть фамилии. Кроме того, некоторые клиентки так и остались для меня тайной.
- То есть как?
- Ухаживая за лицами высокопоставленных особ, я считалась на секретной работе. «Персоны» имели определенные номера. Это чтобы я не знала, кто пользуется моими услугами. Утром за мной приезжала машина, причем я должна была в считанные секунды пройти расстояние от подъезда до автомобиля. Потом так же быстро выйти из него и войти в подъезд дома, где жил клиент.
- Вы говорите, что давали подписку о неразглашении. Но столько лет прошло! Давно нет страны, в которой это требовали
- Страны-то нет, а слово осталось. Может быть, я потому и продержалась так долго на этой работе, что умела держать язык за зубами.
- Неужто не было среди ваших клиентов людей, которые не конспирировались?
- Были. Например, Ираида Шелест. Мы с ней поддерживали дружеские отношения. Однажды в дверях дома Шелестов я столкнулась со Щербицким. Он вопросительно посмотрел на меня, но Ираида не захотела нас знакомить. Потом шепнула мне: «Неужели я ему признаюсь, кто меня красавицей делает?». О других могу только в общем сказать: бывала в семьях Леонида Брежнева, Константина Черненко, Николая Подгорного Николай Викторович мне запомнился как очень тактичный человек. Однажды мы с ним встретились перед входом в дом одной важной особы. Он галантно посторонился. Не поверите, но в то время это могло потрясти! Ведь мужчины из власти не считались с тем, кто перед ними — женщина или мужчина. Они во всех видели подчиненных.
Брежнев помнится как любитель пококетничать с женщинами. А вот жена его, Виктория Петровна, была строгой. Она буквально парализовывала окружающих. Даже походка у нее была особенная — сдержанно-властная. Женщина толковая — на ней держался дом, где постоянно проходили какие-то совещания, собрания. И голос Виктории там много значил.
- Своим высокопоставленным клиентам вы какие-то особенные маски делали?
- Маска делается не по чину, а по лицу. В том смысле, что каждое лицо требует своего подхода. Для масок использовались такие ингредиенты, как спермацет (воскоподобная масса, из подчелюстных мешочков кашалота. — Авт. ), разные масла: какао, персиковое, кокосовое, розовое, а также ланолин, воск. Далеко не все можно было достать у нас, и косметологи держали связь с моряками, которые ходили в загранку. Мы знали, какой корабль в какой порт приходит.
- Контрабанда?!
- А где, скажите, было взять, например, вытяжку из костного мозга кашалота?
- Зато сегодня косметических средств море! Как вы, кстати, их оцениваете?
- Не хочу никого обидеть, но ведь все эти «фирменные» кремы держатся на консервантах. Если о кремах пишут, что в них консервантов нет, то женщины держат их в холодильнике. Это неправильно. От холода крем теряет свои свойства. Косметическим средствам нужно просто темное и прохладное место. Я всегда держала их в специальной кладовке на цементном полу. Но это к слову. Вы спросили о новых средствах. На самом деле их нет! Действенными средствами остаются те, о которых я говорила, — из Индии, Египта
- А как относитесь к пластическим операциям?
- Признаю их только в случаях, когда требуется исправление явных дефектов. Ведь это такое коварное дело! Один раз сделаешь, потом надо повторять и повторять. Вы видите лица актрис, которые решились на коррекцию внешности? Сначала — прелесть что такое! А потом просто жалко на женщину смотреть.
- Так что же делать женщинам, которым не хочется стариться? Дайте рецепт
- С удовольствием. Начнем со лба. Это проблемная зона лица. Разгладить лобные морщины состоятельные люди пытаются при помощи инъекций. Есть и другой способ. Найдите полоску лайковой кожи и три недели вымачивайте ее в касторке. Затем нужно отбить лайку специальным молоточком, максимально утончив полоску. Перед сном нанесите на лоб питательный крем и положите на него подготовленную лайку. Утром снимите повязку и сполосните лицо.
Поскольку возраст женщины выдает шея, старайтесь спать на спине. Кроме того, важно отучить себя от мимических гримас, они — причина морщин на лице. Хороший цвет лица помогает сохранить умывание попеременно холодной и горячей водой.
Оздоровительная процедура общего действия
В миску с 5 литрами воды высыпьте 2 столовые ложки морской соли, добавьте 3 столовые ложки одеколона (можно спирта). Перемешайте. Наденьте на руки шерстяные рукавицы, а рядом положите домотканое полотенце в полтора метра. Смочите в растворе рукавицы и начинайте круговыми движениями втирать раствор в тело — от шеи до пяток. После этого оботритесь полотенцем. Кожа покраснеет и начнет дышать. Закончив процедуру, заберитесь под одеяло и оставайтесь там минут 20. После этого можете встать и заняться своими обычными делами.
Женщинам следует проделывать такую оздоровительную процедуру каждое утро натощак, за исключением критических дней.
Нина Ивановна и сегодня работает в Институте нетрадиционной медицины, учит тому, как делать людей красивыми. Минимальный курс — это полгода. Но те, кто хочет стать настоящим профессионалом, учатся по нескольку лет, а потом открывают свои салоны. Сама же Нина Ивановна, по ее словам, учится всю жизнь. Ведь что ни лицо, то очередная загадка.
435Читайте нас в Facebook