Индустриальными парками Алексей Чернышов возвращает «азаровщину»: мнение экспертов
Верховная Рада поддержала во втором чтении законопроект об индустриальных парках, который предусматривает внедрение ряда стимулов для привлечения инвестиций. Соответствующие изменения парламентарии приняли на заседании 7 сентября, их поддержали 290 нардепов. Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов планирует построить в Украине сеть из 25 индустриальных парков (ИП). Эксперты предполагают, что это может стать очередной коррупционной схемой, поскольку преимущества, как обычно, будут доставаться «избранным» предпринимателям из известных промышленных групп.
Не исключено, что министр развития громад и территорий Алексей Чернышов взял на вооружение опыт двадцатилетней давности и решил создать в Украине целый ряд внутренних офшорных зон под видом «индустриальных парков» — специальных территорий со льготным режимом налогообложения и подведенной за счет налогоплательщиков инфраструктурой и системой коммуникаций.
«Результат, которого мы хотим достичь через три года, — это сеть из не менее 25 индустриальных парков. Для реализации этого правительство и Верховная Рада делают от себя все зависящее. В частности, подготовлены законопроекты, которые касаются инфраструктурных и налоговых стимулов. Также работаем над привлечением ресурсов для развития индустриальных парков и инфраструктуры для них. Еще раз обращаюсь к главам тергромад и руководителям регионов — определяться с территориями под создание индустриальных парков. Обратите на это особое внимание — инвестиции сами собой в регионах не появятся. Мы должны работать слаженно», — заявил министр Алексей Чернышов во время заседания Конгресса местных и региональных властей и Национального совета реформ при президенте Украины в конце июля.
Инвестиции — благородная цель, но может быть всего лишь формальностью, которая позволит получить для «правильных» инвесторов «особые» льготные условия налогообложения, считают эксперты.
Как заявил сайту UBR.ua замгендиректора компании «Изотекс групп» (является участником ИП «Мелитополь») Алексей Иванченко, из практически 50 парков, которые были зарегистрированы в Украине, сегодня полноценно работают не более 5−6.
«Никакой пользы от льготных зон в украинских условиях слабых институтов быть не может», — уверен исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук.
По мнению ряда экспертов, есть все предпосылки считать, что преференциями индустриальных парков, как и в 1990-х — начале 2000-х, могут воспользоваться не реальные иностранные инвесторы, а фирмы, которые будут стимулировать развитие коррупционных сетей внутри страны, как было во времена Виктора Януковича и Николая Азарова.
Для кого банкет?
Идею коррупционных индустриальных парков Чернышов, судя по всему, планирует реализовать с помощью народных депутатов, которые внесли в парламент ряд законопроектов на эту тему. Например, принятый накануне парламентом законопроект 4416−1 предполагает, что на территории ИП будут заниматься перерабатывающей промышленностью, переработкой отходов (кроме захоронения), научно-технической деятельностью и в сфере информации/телекоммуникаций, запрещено будет производить подакцизную продукцию (кроме автомобилей и других транспортных средств), заниматься игорным бизнесом. Проект закона предусматривает минимум 2 млрд грн бюджетных средств на развитие индустриальных парков ежегодно — с 2022-го до 2025 года. Управляющим компаниям и инициаторам создания парка предложат частичные компенсации расходов на подключение и присоединение к электросетям, процентные платежи по кредитам.
В свою очередь проект 5688, также стоящий на повестке дня, предполагает освобождение от НДС операций по ввозу на таможенную территорию Украины импорта — нового оборудования, которое ввозится участниками индустриальных парков для собственного использования. Также законопроект предлагает освободить на 10 лет участников парков от налога на прибыль, а еще предоставить органам местной власти право устанавливать льготные ставки налогообложения недвижимости и платы за землю.
По мнению аналитика Международного центра перспективных исследований Эгора Кияна, такие льготы несут существенный риск, потому что нечестный бизнес с целью минимизации налогов будет размещать свои офисы на территориях ИП.
Фактически, по данному документу, за который ратует и Чернышов, индустриальный парк превращается в некое подобие СЭЗ — свободной экономической зоны, которые в стране создавали с середины 90-х (первыми были СЭЗы на Донбассе. - Авт.). В таких зонах тоже, предположительно, работали инвесторы, вкладывая в новые заводы миллиарды, а взамен якобы получая развитую инфраструктуру, быстрое оформление документов, подключение к сетям. Но главное — инвесторам льготных зон предлагались особые налоговые условия, отличные от тех, что существовали для других предприятий — вне зоны. В итоге тогда появились шустрые делки и бизнесмены, обычно связанные с чиновниками, которые пользовались льготами как возможностью оптимизировать налогообложение, но государству, ее гражданам и госбюджету доставались одни убытки. В 2005 году правительство Тимошенко «лавочку» прикрыло, но все эти годы «искушение» легкого заработка на льготах из госбюджета не покидало умы многих чиновников.
По мнению экспертов VoxUkraine, инструмент СЭЗ был одним из ключевых инструментов по минимизации налогообложения в Украине. СЭЗ в стране активно использовались для ухода от налогообложения и для контрабанды товаров. Именно такими СЭЗами сегодня могут стать инициированные Алексеем Чернышовым индустриальные парки.
По мнению Владимира Анткива из Львовского регуляторного хаба, на льготы участникам индустриальных парков может влиять человеческий фактор: «Так, уполномоченный государственный орган может решать на свое усмотрение, какие компенсации и кому предлагать, и закон это никак не контролирует».
Более того, льготы в индустриальных парках рискуют крайне негативно повлиять на конкуренцию внутри страны, на возможности экспорта. Ведь компании, получившие особые условия, начнут быстро завоевывать рынок, а те, кому не повезло оказаться в индустриальном парке, станут банкротами и аутсайдерами.
«Создание налоговых льгот может нарушать конкуренцию в экономике Украины. Например, один производитель оборудования работает не в индустриальном парке 30 лет без налоговых льгот. Появляется новая компания в индустриальном парке и получает преимущество, за счет которого может вытеснить зарекомендовавшую себя на рынке компанию», — отмечает директор аналитического центра GMK Center Станислав Зинченко.
По сути, сейчас несколько законопроектов, два из которых упомянуты выше, педалируют идею о благе индустриальных парков. Но на деле в каждом проекте предлагаются льготы для инвесторов, которые в итоге выльются в миллиардные потери для госбюджета, искажение конкуренции, создание прочного схематоза по ввозу через таможню оборудования без уплаты импортной пошлины, реализацию коррупционных схем в закупках и откатах всяческих компенсаций новоявленным инвесторам.
Одной из версий лоббирования парков Чернышовым называют приближенных «инвесторов», которые получат особые условия, а сам министр или его «кураторы» — долю в таких проектах или прямые отчисления от объемов льгот в виде «благодарности».
Эксперты VoxUkraine напоминают: предлагаемые сейчас в Украине «индустриальные парки» хорошо выглядят лишь в теории (и то не всегда), а на практике почти всегда (и всегда в странах со слабыми институтами) приводят к потерям бюджета и искажению экономических стимулов.
По их мнению, введение льгот внутри страны часто приводит к перераспределению имеющихся активов, а не к созданию новых; льготы для отдельных предприятий или отраслей всегда означают большее налоговое бремя для остальной экономики, а неравные правила игры всегда создают возможности для коррупции.
«В случае Украины эти возможности, скорее всего, будут использованы», — предупреждают эксперты.
Что будет с инвестклиматом в Украине?
Против особых условий для бизнеса неоднократно выступали международные партнеры Украины, особенно МВФ. В последние годы Фонд немало внимания в программах с Украиной уделял развитию свободной конкуренции, с его подачи Украина запустила рынок газа и рынок электроэнергии, а также начала путь внедрения реформы корпоративного управления в государственных компаниях.
Теперь же под эгидой привлечения инвестиций через индустриальные парки с подачи министра Алексея Чернышова Украине грозит очередной конфликт с международным сообществом, с кредиторами и, конечно, с МВФ.
А ведь в декабре завершается программа Украины и МВФ stand-by, в рамках которой страна в 2020 году получила единственный транш. Новая программа будет подписана лишь тогда, когда представители Фонда, которые планируют посетить Украину в сентябре, убедятся, что страна не свернула с пути реформ и не начала движение и откат в сторону «азаровщины».
Однако инициативы министра Алексея Чернышова с индустриальными парками могут вызвать у них вопросы, а в последующем — негативно отразиться и на внутреннем инвестклимате, и на будущих поступлениях в госбюджет, и на имидже Украины.
844Читайте нас в Facebook