Рождество Богородицы: что нужно сделать в праздник и как молиться в этот день
21 сентября православные и грекокатолики отмечают Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. С этого двунадесятого (одного из двенадцати важнейших после Пасхи церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви) непереходящего (то есть имеющего постоянную дату) Богородичного праздника начинается богослужебный церковный год. А народное название праздника — Вторая (Малая) Пречистая (Первую Пречистую, или Успение Богородицы христиане восточного обряда отметили 28 августа).
История праздника
Первые упоминания о праздновании христианами Рождества Богородицы относятся приблизительно к V веку. После того как на III Вселенском соборе, который прошел в 431 году в городе Эфесе, епископы христианских общин признали Деву Марию Матерью Божьей, началось ее общецерковное почитание и стали устанавливаться посвященные ей торжества. О праздновании Рождества Богородицы говорится в трудах Константинопольского патриарха Прокла (439−446 годы) и в богослужебной книге Папы Геласия (492−426 годы). О нем писали и праведники Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. Гораздо позже, не раньше VII века, была установлена и постоянная дата праздника в сентябре.
История рождения Девы Марии
Что касается сведений о семье Девы Марии и обстоятельствах ее рождения, то в Новом Завете их нет. Но зато есть Церковные предания и написанные позже документы, среди которых, например, «Протоевангелие Иакова» (датируется приблизительно концом II — началом III века), рассказывающие о земной жизни Богородицы. (Слово протоевангелие произошло от греч. πρῶτος, что означает «первый», так как текст в нем посвящен событиям, произошедшим до тех, что описаны в канонических Евангелиях. Часто протоевангелия были написаны на основе устных преданий первых христиан. Вот и авторство «Протоевангелия Иакова» приписывается, правда, без особых тому доказательств, брату Господню апостолу Иакову — одному из сыновей Иосифа Обручника от первого брака. А такое название этому документу дал французский иезуит Гийом Постель (1510−1581). Именно он во время своего путешествия по Востоку нашел и перевел на латынь этот текст, который изначально, вероятно, назывался «Рождество Марии» или «Откровение Иакова».)
Мария родилась в семье благочестивых Иоакима, выходца из рода царя Давида, и Анны, дочери первосвященника Аарона.
(Церковное предание говорит, что дом Иоакима и Анны располагался в северо-восточной части Иерусалима. Но до сих пор идут споры о точном месте, где он стоял. На расстоянии 70 метров друг от друга православные построили монастырь святой Анны, а католики — базилику святой Анны. Под зданием монастыря находится пещерка, которая считается частью дома Иоакима и Анны. А католики считают частью их дома подземные пещеры, находящиеся под базиликой.)
Прожив вместе в любви и взаимном уважении 50 лет, пара оставалась бездетной, но супруги не теряли надежды на рождение ребенка и продолжали усердно молить об этом Бога. Поскольку отсутствие детей у евреев считалось знаком гнева Божьего и наказанием за грехи, а количество чад у супругов напрямую связывали с их личным благочестием, Иоаким и Анна, несмотря на праведный образ жизни, постоянно терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Дело дошло до того, что однажды в большой праздник в Иерусалимском храме Иоакима, стоявшего среди других раньше всех пришедших в храм иудеев, чтобы принести дары Богу, просто выставили из очереди. При этом служитель Храма по имени Рувим сказал ему: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю».
От позора и обиды Иоаким ушел в пустыню. Он дал обет сорок дней оставаться там, не есть и не пить, решив: «Да будет мне едою и питьем молитва» и надеясь, что Бог услышит его. А Анна, тоже наслушавшаяся порицаний от окружающих, даже от собственной служанки, горячо молилась дома Всевышнему, пообещав отдать дитя на служение Господу, если их мольбы будут услышаны.
И вскоре явившийся обоим супругам ангел сообщил каждому из них, что Господь внял их молитвам, что будет у них потомство, о котором будут говорить во всем мире. Получив эту радостную весть, супруги поспешили друг к другу. Их встреча состоялась у Золотых ворот Иерусалима. Вместе они пошли в Храм и принесли Богу щедрую жертву.
Когда через положенные девять месяцев Анна родила дочь, радости родителей и благодарности Создателю за это чудо не было границ. Девочке дали имя Мария (госпожа, надежда).
Родители Пресвятой Девы души не чаяли в дочке, но выполнили свой обет Богу и отвели малышку, которой к тому времени исполнилось три года, в Иерусалимский храм, где она и была воспитана в чистоте и кротости (праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы, или Третью Пречистую, православные и грекокатолики отметят 4 декабря).
Как говорится в одном из переложений «Протоевангелия Иакова», родители Девы Марии прожили после этих событий еще около 12 лет и умерли приблизительно в 80-летнем возрасте.
Богослужение на Рождество Богородицы совершается вечером 20 и утром — 21 сентября. В современную праздничную службу входят удивительные по красоте песнопения, созданные святителем Андреем Критским (VII век), преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век), святым Германом, Константинопольским патриархом (VIII век).
Что нужно сделать и как молиться в этот день
Верующие люди стараются в этот день побывать в церкви на праздничной службе, чтобы принять участие в совместной молитве.
К Пресвятой Богородице как заступнице небесной верующие люди обращаются каждый день с бесчисленными молениями, прося помочь в решении проблем, касающихся любой стороны жизни. И всегда получают помощь, если таковая действительно им нужна. Но многие считают, что молитвы, обращенные к Богородице в день ее Рождества, имеют особую силу.
Тропарь Рождества Богородицы
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак Рождества Богородицы
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
Молитва на Рождество Богородицы
Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная.
Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество.
Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему, всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы приходится на 25 сентября. Это значит, что во время богослужений все дни попразнства будет прославляться рождение Девы, ставшей Матерью самого Спасителя. Вот как об этом торжестве говорил преподобный Иоанн Дамаскин: «День Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость».
В этот праздник принято отставить в сторону все, что может его омрачить, — никаких ссор, выяснений отношений, сквернословия и грубости.
Поскольку в этом году Рождество Богородицы приходится на вторник, а не на среду или пятницу, у Церкви никаких ограничений в еде для верующих нет.
Традиции праздника
В народе этот праздник называется Второй Пречистой, или Малой Пречистой. С давних времен с нетерпением его дожидались бездетные женщины. Питая особые надежды быть услышанными Богородицей в этот день, они заказывали службу в церкви и приглашали к себе на обед бедных людей, прося их помолиться Богородице о даровании щедрой хозяйке детей. (Кстати, одними из главных ходатаев перед Богом о даровании детей считаются и родители Богородицы. Их церковь будет поминать 22 сентября.)
Погодные приметы
На Рождество Богородицы было принято наблюдать за погодой, такие наблюдения помогали нашим предкам определить, какими будут осень и зима.
Считалось, что если ночное небо на Вторую Пречистую безоблачное и звездное, скоро наступят холода.
Если праздничным утром идет дождь, поливать будет еще в течение 40 дней.
Дождливая погода в этот день обещает и раннюю морозную зиму.
Если день будет теплым и ясным, теплая и сухая погода сохранится до конца октября.
Роса на траве в утро Рождества предупреждает, что через месяц земля уже будет покрыта инеем.
А иней, покрывший землю 21 сентября, говорит о скором ухудшении погоды.
Если утром будет тепло, а после обеда заметно похолодает, зима наступит рано и будет морозной.
Ветер на Вторую Пречистую — к малоснежной зиме с сильными ветрами.
Низко летящие по небу птицы — к похолоданию, птицы высоко в небе — к теплой погоде.
О потеплении говорит и большое количество паутины на деревьях.
А рано опавшие с деревьев листья предупреждают о ранней зиме.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об истории, традициях и запретах праздника Усекновение главы Иоанна Крестителя.
5179Читайте нас в Facebook