ПОИСК
Украина

Дистанционное обучение в «красных» зонах: как должно быть и как происходит на самом деле

10:43 1 ноября 2021
ребенок с компьютером

Несмотря на то, что согласно постановлению Кабмина «Об установлении карантина…» детские сады и младшая школа должны работать независимо от определенного уровня ковод-опасности и прививки персонала от ковида, как и все образовательные учреждения, где персонал полностью вакцинирован, в ноябре на дистанционное обучение отправляют всех школьников в Киеве, Львове, Сумской области и других регионах. Обязательным условием для работы детских садов была установлена стопроцентная вакцинация персонала.

«Дистанционное обучение, хотя и не может заменить очного, позволяет обеспечить непрерывность образовательного процесса в регионах с широким распространением COVID-19», — отметил в своем Telegram-канале глава МОН Сергей Шкарлет. Государственная служба качества образования опубликовала итоги исследования качества организации дистанционного обучения. Где вместе с положительными оценками изложила также и ряд выявленных проблем: качество интернет-связи, участие не всех учащихся из класса в синхронном режиме обучения (онлайн-уроки в Zoom и другие средства видеоконференций), недостаточную оперативность появления актуальной информации об организации дистанционного обучения на сайтах учебных заведений.

Учителя уже рассылают в мессенджерах сообщения типа: «Дети, которые будут отсутствовать на уроках в Zoom, будут отмечаться как отсутствующие в электронном журнале даже во время дистанционного обучения. Будет проверять департамент образования. И вам придется писать объяснение, почему ваш ребенок не учится». Отмечают, что на онлайн-конференциях учащиеся должны быть с включенной камерой.

Предыдущий опыт дистанционного обучения показал, что учащиеся среднего и старшего школьного возраста могут более или менее самостоятельно справиться с компьютерами и смартфонами (если они и доступ к Сети имеются), пока родители на работе. Младшие же школьники, особенно первоклашки, часто вынуждены были пропускать уроки, если родители решались оставить детей самих дома — редко из 20−30 учеников класса на уроке присутствовало больше десяти. К счастью, большинство учителей понимали ситуацию и выкладывали в Интернете записи онлайн-уроков. Также часто родители брали детей с собой на работу (если условия труда и руководство позволяли), и те в подсобках, раздевалках и даже в туалетах с родительских смартфонов посещали уроки (опять же, если этот смартфон не нужен был родителям, если он был достаточно мощным для работы с необходимыми приложениями, если там был доступ к Интернету и другие «если»).

Именно с учетом опыта «дистанционки» в прошлом учебном году и было решено, что младшая школа в этом году будет учиться при любых обстоятельствах в обычном режиме. К сожалению, попытки затормозить распространение ковида заставляют власть на местах игнорировать решение центральных органов. А ведь родители, заботящиеся о здоровье своих детей, также часто вынуждены игнорировать распоряжения учителей и чиновников образования.

РЕКЛАМА

Санитарный регламент ограничивает время непрерывной работы школьников с техническими средствами обучения: 10 минут — для первоклассников, 15 — для учащихся 2−4 классов, 20 — 5−7 классов, 20−25 — 8−9 классов, для учащихся 10−12 классов (при сдвоенных уроках) на час занятий — до 30 минут, на втором — до 20. Эти же нормы действительны и для дистанционного обучения. Но для него также действительны нормы продолжительности уроков, которая определяется Законом «О полном общем среднем образовании»: 35 минут для первоклассников, 40 — для 2−4 классов, 45 — для 5−12 классов. Причем не менее 30 процентов учебного времени должно организовываться в синхронном режиме (для 2−4 классов это, например, 60 минут на пять 40-минутных уроков). Все остальное время уроков учитель должен как-то организовать учеников, которых он не видит и не слышит, чтобы те не играли, не спали, а работали самостоятельно с тетрадями, учебниками и т. д.

Кроме того, учитель должен организовывать физкультминутки-движения и гимнастику для глаз. Обычно это выглядит так: после объяснения материала или демонстрации презентаций учитель говорит: «А теперь отошли от компьютеров, не смотрим на экраны и повторяем движения за мной». После этого дети смотрят, что делает учитель на экране, и повторяют его движения. А закончив зарядку, учитель снова продолжает онлайн-урок — ведь, по его мнению, «непрерывная работа» была прервана. Конечно, многие педагоги пытаются втиснуться в отведенные нормативами 10−20 минут, чтобы объяснить новый материал, дать задание для самостоятельной работы и еще как-то опросить учащихся по материалу… Хорошо, если у родителей есть возможность организовать детям дистанционное обучение, быть дома во время занятий и помочь детям понять то, что скороговоркой пытается донести до них учитель.

РЕКЛАМА

Кстати, врачи советуют ограничивать «экранное время» детей (не имеет значения, занимаются они за компьютером, на смартфоне или смотрят мультики по телевизору): до 40 минут в день — для 6−10-летних, час — для младших подростков и 1,5 часа — для старших. Кроме того, для школьников 1−6 классов очень не рекомендуются занятия с планшетами и смартфонами из-за малого экрана. По санитарному регламенту, например, в школах все компьютеры и ноутбуки для школьников должны быть оборудованы обособленной клавиатурой.

Поэтому иногда родителям приходится выбирать между обучением своих детей и риском нанести вред их здоровью. Хотя для многих проблемы выбора нет — из-за отсутствия или низкого качества технических средств или Интернета. Как показал опрос в территориальных общинах пяти областей Украины, именно эти причины сделали невозможным онлайн-обучение прошлой зимой более половины учеников. К сожалению, картина в других регионах отличается ненамного.

РЕКЛАМА

Согласно Положению о дистанционной форме получения общего среднего образования, «для учащихся, которые не могут принять участие в синхронном режиме взаимодействия по уважительным причинам (состояние здоровья, отсутствие доступа (ограниченный доступ) к сети Интернет или техническим средствам обучения, в частности детей из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетных, малообеспеченных и т. п.), учебное заведение обеспечивает использование других средств коммуникации, доступных для учащихся». Во многих селах учителя вынуждены были просто обходить учеников, чтобы разнести им задания и собрать выполненные работы. Конечно, в больших городах с Интернетом получше. Но, как приводит пример сайт «Новая украинская школа», даже в Киеве на онлайн-уроках занимается около трети учеников, еще треть имеет возможность просматривать изложенные учителями материалы, общаться с педагогами по телефону и получать от них распечатки для самостоятельной работы. А треть учащихся вообще «пропадают» на все время карантина.

Чего еще ждать украинцам в последний месяц осени, читайте в материале «Увольнение невакцинированных, штрафы в транспорте и противопоказания к прививкам: что изменится с 1 ноября«

Фото https://ru.depositphotos.com/

6309

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров