Я посмотрел вулкану прямо в глаза, — Борис Андресюк
Нет ничего интереснее, чем открывать новые миры. Тем более когда Вселенная меняется. Ведь кто знает, каким будет завтрашний день планеты. Сегодня наш собеседник в проекте «Мир после пандемии» — известный украинский политик и фотохудожник, член Национального союза фотохудожников и Всемирной организации фотохудожников, директор Института дизайна и рекламы Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств Борис Андресюк.
Борис Павлович много путешествует по миру и самое интересное запечатлевает на фото. Недавно он побывал на Гавайских островах.
«Сейчас производства тростникового сахара на Гавайях практически нет. Это экономически невыгодно»
— Борис Павлович, с возвращением вас из тропического рая, который находится, как говорится, на краю света!
— Спасибо. Путь действительно не близкий. Летел я через Стамбул в Сан-Франциско, а оттуда — в столицу Гавайев Гонолулу. Время перелета составило 21 час. Куда уж дальше!
— Дальше, как говорится, только космос…
— Это правда. Кстати, интересный момент: на многих моих гавайских фото я заметил странный оптический эффект — горизонт будто слегка закруглен. Кажется, что в этом месте можно заглянуть за край Земли. Вообще Гавайи — это большое количество островов. Самых же крупных и обитаемых — восемь. Я побывал на трех из них. Сегодня на Гавайях проживает около полутора миллионов человек. Кстати, это 50-й штат Америки, хотя открыли эти острова британцы — точнее, всем известный капитан Джеймс Кук, которому на Гавайях установлен памятник. Коренных жителей на островах осталось не так много, в основном они занимаются земледелием, выращивают фрукты. Раньше же на Гавайях были сплошные тростниковые плантации. На них работало местное население. Но сейчас производства тростникового сахара на Гавайских островах практически нет. Это экономически невыгодно. Остался один сахарный завод, куда водят туристов на экскурсии. Музейный экспонат! Это мне напомнило ситуацию с производством сахара из сахарной свеклы в нашей стране, которое тоже оказалось нерентабельным.
— Все-таки удивительно, как может меняться мир. Порой и пандемии для этого не нужно. К слову, как обстоят дела с коронавирусом на Гавайских островах?
— Пандемия сегодня повсюду, и там тоже. Но везде свои особенности. Я привит американской вакциной Moderna. Для посещения США этого достаточно. Но для вылета из Сан-Франциско в Гонолулу требовалось сделать еще и тест на коронавирус. Причем годился только сделанный в США, поэтому мне пришлось там ночевать и ждать результата. В ресторанах и других общественных местах необходимо носить маску и быть готовым предоставить данные о вакцинации. С этим все очень серьезно. Прилетев на Гавайи, я отправился на завтрак в кафе. У меня сразу попросили сертификат о вакцинации. И вот казус: в электронном виде у меня оказалась зафиксированной только вторая прививка. Работник заведения, который вносил все данные о посетителях в компьютер, попросил показать информацию о первой. Я ему сказал: мол, вторая же не может быть без первой. Но у них строгие правила. Пришлось вернуться в отель, взять бумажный сертификат, где были внесены сведения об обеих прививках.
«Извержение вулкана может начаться в любую минуту»
— С интересом рассматривала ваши гавайские фотографии. Но особенно меня поразили снимки с крестами в океане и пост: «Гавайи — рай для серферов; место, где рождаются самые высокие и опасные волны. И даже самые опытные серферы часто становятся их жертвами! Побывав в таких местах, я убедился в этом: берег заставлен крестами в память о погибших!»
— Гавайи считаются родиной серфинга и входят в тройку мест на земле, где лучше всего им заниматься. А вообще изначально серфинг был уделом королей. Простым людям этот вид развлечений был недоступен. Сегодня же на Гавайи съезжаются серфингисты со всего мира. Но очень часто новички ошибочно думают, что серфинг — это очень просто. Немало из них разбиваются об очень острые, порой невидимые, рифы. Кто-то ломает спину или шею, кто-то вообще погибает. И эти кресты на берегу океана я снял, чтобы люди знали и другую, коварную сторону серфинга.
— Они мне напомнили кресты, которые иной раз можно увидеть в Украине вдоль дорог.
— У меня, к слову, тоже была такая же ассоциация. Нужно быть профессионалом, чтобы там кататься на серфе. Но опасности не останавливают людей.
— Потрясающе красивы на ваших фото и вулканы.
— Запечатлеть их было основной моей мотивацией поездки на Гавайи. Я думал, что, быть может, даже удастся снять действующий вулкан. Но в данное время они были неактивны. Магма не выходила за пределы котловины кратера. Она клокотала глубоко внутри, и вечером можно было увидеть легкое свечение. Однако у меня по-прежнему есть мечта запечатлеть драматическую встречу двух стихий, когда раскаленная лава истекает в океан.
— Снимать вулканы опасно?
— Вообще извержение может начаться в любую минуту. Но я смог приблизиться и снять крупным планом жерла вулканов. Я рад, что мне удалось посмотреть вулкану прямо в глаза. Правда, при этом опасался, чтобы он не глянул в глаза мне. Что тогда от меня осталось бы? Но желание снять эту неимоверную мощь и необузданную природную силу и показать ее людям превалировало. Сейчас уже думаю о фотовыставке по Гавайям, обрабатываю фото, потом нужно будет отобрать лучшие, напечатать, оформить. Это непростой процесс. Все, что я делаю, стремлюсь делать максимально качественно.
«Местные фрукты спелые и очень вкусные»
— Накануне поездки у вас вышел потрясающий фотоальбом.
— Спасибо. Это фотоотчет за последние пять лет моей творческой деятельности. Туда вошло 80 моих работ. Это лишь небольшая часть того, что мне удалось сделать, путешествуя по миру. Фото в альбоме охватили десять стран. Среди них и такие далекие, как Намибия, Боливия, Перу… Гавайские фотозарисовки продолжат эту серию.
Читайте также: Во время пандемии побывал в 50 странах: достижение киевлянина внесено в Национальный реестр рекордов Украины
— Чем удивила вас гавайская кухня?
— Гавайи — рай для любителей рыбы и морепродуктов. Все свежайшее и изумительное. Правда, хочу отметить, что продукты питания на Гавайах ощутимо дорогие. Вообще за время пандемии во всем мире еда подорожала. Это касается и фруктов. Они и в магазинах, и на базарчиках стоят недешево. Однако есть особенные места. Фермеры выставляют вдоль дорог столики с фруктами. Вы можете взять, сколько вам надо, и положить в рядом стоящую деревянную шкатулку плату по своему усмотрению. Местные фрукты спелые и очень вкусные.
— С местным населением пообщались?
— Вместе с проводником мы пошли в джунгли, встретили на пути местных жителей. Я их сфотографировал, они предложили мне покататься над озером на тарзанке. Но я, честно говоря, не рискнул. А вообще, поездка впечатлила очень сильно. Сидя дома, из окна такого не увидишь.
— Борис Павлович, в очередной раз вы проехали полмира. Что сейчас думаете о том, как будут развиваться события в связи с пандемией?
— Очевидно, что большинство людей придерживаются новых правил жизни. Нарушение их чревато огромными штрафами. И, пока с пандемией такая ситуация, думаю, требования будут становиться только строже.
— Недавно Олег Скрипка сказал мне в интервью, что путешествия сейчас напоминают квест.
— Конечно, хотелось бы упростить все, потому что проверки на каждом этапе занимают много времени, нужно заранее приезжать в аэропорт, но это необходимость. А как по-другому регулировать этот процесс? Ведь, к сожалению, пандемия продолжается, ежедневно умирает огромное количество людей.
— Что бы вы пожелали читателям «ФАКТОВ»?
— Путешествуйте и познавайте мир! Познавая мир, человек глубже познает себя. А значит, он более защищен в этом мире от всяких невзгод!
Ранее собеседником «ФАКТОВ» в рубрике «Мир после пандемии» стал известный украинский телеведущий и режиссер Евгений Синельников, который, несмотря на пандемию, также продолжает путешествовать по миру и радовать зрителей новыми проектами.
Фото в заголовке из альбома Бориса Андресюка
Читайте нас в Facebook