ПОИСК
История современности

«Мать ходила в степь, находила там норы мышей и забирала оттуда зерно»: свидетельства людей, переживших ужасы Голодомора

9:45 27 ноября 2021
Голодомор
— Пока мы еще имеем уникальную возможность пообщаться с людьми, которые в детстве пережили Голодомор 1932—1933 годов, — говорит Михаил Костив, заведующий отделом Национального музея Голодомора-геноцида, где 7 сентября открылась обновленная экспозиция Зала памяти. — При финансовой поддержке Украинского культурного фонда мы провели в этом году экспедицию по сбору свидетельств этих людей. Проехали почти 10 тысяч километров, посетили 92 населенных пункта в одиннадцати областях, записали интервью со 120 свидетелями Голодомора и многими местными краеведами, занимающимися исследованиями того страшного периода истории. Хотя свидетели Голодомора уже в очень почтенном возрасте, многие из них сохранили ясную память. Они рассказали, благодаря чему спаслись, о своих родных и односельчанах. Это уже была вторая подобная экспедиция, проведенная в рамках проекта нашего музея «Голодомор: мозаика истории. Неизвестные страницы».

«Выжить помогло то, что ловили и ели черепах»

— Какая из историй вас больше всего поразила?

Рассказ 96-летней Александры Филипповны Леонтьевой из Николаевской области. Когда начался Голодомор, ей было восемь лет, поэтому она многое запомнила. Кроме нее, в семье было еще трое детей. Отец умер от болезни в 1929 году, мама осталась с четырьмя дочерьми. Семья была небогатая. Самое ценное — корова. Да и ее, как запомнила Александра Филипповна, зимой нечем было кормить. Советская пропаганда во второй половине 1920-х агитировала людей становиться колхозниками. Тогда еще был жив отец, его привлекла лживая большевистская риторика о том, что в колхозе все будет твое, земля будет принадлежать всей общине. Когда после смерти отца председатель сельсовета объявил о создании колхоза, мама Александры Филипповны одной из первых туда записалась.

Многие односельчане также вступили в колхоз. Сопротивления коллективизации в их селе, которое тогда имело идеологическое название Ленино, не было. Колхоз назвали именем Тараса Шевченко. Скоро мама Александры Филипповны поняла, что это такое «колхозное счастье» — за трудодни ей выдавали жалкий паек, при определении размеров которого (и это было хуже всего) не учитывали, сколько у работницы иждивенцев. Так что семья недоедала еще до начала Голодомора. Из-за нищеты мать даже была вынуждена отдать одну из дочерей на воспитание в другую семью. Там девочка осталась навсегда.

Читайте также: «Мужик — наш должник»: как Сталин узаконил в СССР «колхозное рабство»

Хотя жители Ленино (сейчас оно называется Лукьянка) активно не противились коллективизации, осенью 1932 года режим поступил с ними так же, как и с другими крестьянами Украины. В село приезжали специальные отряды, забирали у людей все продукты — до зернышка, до картофелины. Александра Филипповна хорошо запомнила тех незваных гостей в кожаных куртках. У них в руках были длинные металлические шомполы, которыми они тыкали в солому, в землю — искали прежде всего зерно, муку. Но забирали всю еду, которую удавалось найти.

РЕКЛАМА

Мать была вынуждена по ночам, чтобы не видели сельские активисты, ходить в поле искать мышиные норы, потому что там можно было добыть немного зерна детям. Ведь мыши запасали зерно на зиму. Женщина и забирала его, если, конечно, находила.

Дом, в котором жила семья Александры Филипповны, находился на самом краю села у реки Громоклея. Старшие сестры заходили в воду и ловили черепах. Дома разбивали панцири и добрались до нежного мяса. Александра Филипповна говорила, что для них это был настоящий деликатес.

РЕКЛАМА

Читайте также: Голодомор деморализовал украинскую нацию: выживать пришлось за счет взяток, предательства и воровства

Она запомнила, как однажды мама жарила на сковороде мясо черепахи. Оно еще не было готово, но маленькая Александра не выдержала, схватила еще сыроватый кусок и с наслаждением съела. Уже когда была взрослой и имела собственных детей, попросила дочь наловить черепах — чтобы попробовать мясо, казавшееся ей в детстве чрезвычайно вкусным. Дочь выполнила просьбу, но взрослая Александра особого удовольствия от деликатеса не получила.

Александра Леонтьева рассказала, что из-за нищеты мать была вынуждена отдать одну из четырех дочерей на воспитание в другую семью

РЕКЛАМА

— Семья этой женщины выжила тогда благодаря мясу черепах?

Был еще один источник животного белка — суслики. Мальчики с девочками шли в степь с ведрами с водой. Искали норы сусликов, выливали туда воду, чтобы заставить животных вылезть наружу. Как только грызун высовывал мордочку, кто-то из мальчишек хватал его и изо всех сил бил головой о землю. Закончив охоту, сусликов делили между собой и несли домой жарить.

Очень хотелось хлеба. Александра Филипповна вспомнила, что у них в доме была деревянная бочка, в которой раньше месили тесто. Мать выскребла крошечные остатки теста со стен вместе со стружкой, получилась маленькая горстка продукта. Мама скатала ее в колобочек и отдала самой маленькой дочери Александре. Та съела колобочек сырым. И до сих пор помнит, как это было вкусно.

Она рассказала, что ели дикие травы и сорняки: паслен, молочай, одуванчик, заячьи ушки, калачики… Паслен употребляли сырым или варили. Стебель молочая разрывали зубами, и из него выступал белый сок. «Он горький, но мы не перебирали, ели, — вспоминала женщина. — А вот у одуванчика стебель вкусный». Мама пекла коржи из конского щавеля.

Читайте также: Ежедневно по селу ездил на подводе человек и выкрикивал: «Выносите покойников!» — свидетель Голодомора

— В ее селе многие погибли от голода?

- Она рассказала, что примерно половина односельчан не пережили Голодомор. Преимущественно пожилые люди. Во многих селах в 1932—1933 годах председатели колхозов выделяли подводу с лошадью, нескольких мужчин, чтобы периодически вывозить из домов и с улиц умерших. В Ленино такого не было, так что родственники сами носили покойников на кладбище.

Вообще же, смертность на юге Украины во время Голодомора была особенно высокой. Во многих степных селах единственная возможность иметь продукты — это вырастить их на здешних плодородных землях. Рек, озер, моря, а тем более леса поблизости нет. Все, что вырастили на земле, забрало государство. Добыть какую-нибудь другую пищу возможностей почти не было, так что села вымирали.

Александра Филипповна рассказала, что во время Голодомора в их село начали наведываться незнакомые люди из других мест. Они ходили по дворам и просили хоть что-нибудь поесть. У женщины запечатлелось в памяти, что у многих из них ноги были толстые, как бревна, — опухли от голода. Незнакомцы без разрешения хозяев рыскали по подвалам, надеясь найти там остатки каких-то овощей. Причем делали это не только тайком ночью, но и не таясь, днем.

Читайте также: В разгар Голодомора магазины «Торгсин» скупили за бесценок у умиравших украинцев более 9 тонн золота

После войны нашей собеседнице пришлось пережить массовый искусственный голод 1946—1947 годов. Она говорит, что в 1932—1933 годах было намного хуже. Ведь в послевоенный голод люди получали карточки, по ним выдавали хоть немного продуктов. Поэтому и умирало тогда от нехватки еды гораздо меньше людей. Став взрослой, Александра Филипповна (она человек образованный, работала учительницей украинского языка и литературы) много думала, зачем советское государство устроило зверскую расправу над ее односельчанами в 1932—1933 годах. Пришла к выводу: «Я думаю, они (большевистский режим) хотели, чтобы мы все вымерли, украинцы».

Подворный обыск. Активисты нашли продукты, зарытые хозяином во дворе в бочонке. Фото сделано в Одесской области

«Соседу удалось сберечь немного зерна благодаря тому, что закопал его в… могиле на кладбище»

— Во время экспедиции рассказывали вам истории о том, как люди спасали других от голода?

— Да. Например, одна женщина, с которой мы пообщались в Николаевской области, этническая россиянка, во время Голодомора жила в России недалеко от границы с Украиной — в Восточной Слобожанщине. Она рассказала, что в 1932—1933 годах к ним в село стали приходить украинцы с Полтавщины, Харьковщины, других мест, надеясь спастись от голодной смерти. Одной украинке кто-то из местных дал бражки, истощенная женщина от этого умерла. Сиротами остались две маленькие дочери. Дедушка нашей собеседницы приютил этих детей и еще одного мальчика, спас им жизнь. Они были почти сверстниками нашей собеседницы, какое-то время росли вместе. Через несколько лет отец девочек разыскал их и забрал в Украину. Но семьи еще многие годы не теряли связь.

Читайте также: «Появляться на улице с хлебом опасно — ограбят»: в Англии найдены письма из Украины времен Голодомора

— Советское государство не занималось детьми селян, умерших во время Голодомора?

Питание в детских домах, куда отдавали сирот, было ужасным — там умерло множество детей. Самые известные из этих детдомов были в Миргороде и Запорожье. За их заборами вырывали рвы, и там, в братской могиле, хоронили маленьких покойников.

Одной из свидетельниц Голодомора из Николаевской области удалось выжить в детдоме. Ее история особенно врезалась мне в память. Отец этой женщины был моряком. Она показывала его фотографию — коренастый, плечистый мужчина. Голод его очень сильно истощил. Видимо, чувствуя, что умирает, отец обнял дочку ногами. Она, маленькая, просидела у ног уже неживого папы несколько дней. В хате, кроме них, никого не было. Потом девочку забрали родственники, передали в детский дом. Она сказала, что всю жизнь старалась не остаться на свете одна, как былинка. Поддерживала связи с родней. Когда я разговаривал с женщиной, чувствовал, что это человек с невероятно чистой и искренней душой.

Михаил Костив: «Есть свидетельства, что крестьяне избивали и даже убивали самых лютых активистов»

— Крестьяне сопротивлялись тотальному грабежу, к которому прибег сталинский режим в 1932 году?

Были разные формы сопротивления, информация о которых сохранилась в архивных документах карательных органов. Свидетели Голодомора, с которыми мы общались, были еще малы и не запомнили активных проявлений сопротивления. Вместо этого они рассказывали, что люди, кто как мог, пытались спрятать хоть немного зерна от подворных обысков. Скажем, Григорий Иванович Шикирявый с Хмельнитчины, которому во время Голодомора было шесть лет, рассказал нам, что одному из его соседей удалось сберечь определенное количество зерна благодаря тому, что закопал его в могиле на кладбище. Так называемые активисты не додумались там искать, и сосед со своей семьей выжил.

Григорий Иванович рассказал, что в начале 1930-х власть разделила его село Галузинцы на шесть участков. На каждый из них назначили по три активиста. Это были и местные селяне, и присланные из района или других мест. Причем чужаки остались в селе навсегда, женились на местных девушках. Благодаря такой практике власти имели в Галузинцах значительное количество преданных ей людей, держали село под своим тотальным контролем. Местные, конечно, не любили активистов. По словам Григория Ивановича, одну активистку, отличавшуюся особой жестокостью и наглостью, люди убили. Правда, чекисты нашли тех, кто поквитался с пришлой. Кстати, мы имеем и другие свидетельства того, что во время Голодомора и после него крестьяне избивали и даже убивали самых лютых активистов. Например, тех, кто пытал людей, чтобы признались, где спрятано зерно. Или тех, кто, пользуясь безнаказанностью, насиловал женщин и девушек.

Читайте также: «Закон „О Голодоморе…“ Мороз испортил, выбросив оттуда слова об украинской нации», — Василенко

Напомним, в четвертую субботу ноября в Украине отмечают День памяти жертв голодоморов, в которых, по оценкам историков, погибли не менее 10 миллионов человек.

О Голодоморе 1921−1922 годов в Украине читайте в публикации «До 80 процентов детей, которых власть отправляла из «полосы голода» в детдома, умерли, потому что нечем было их кормить«

Фото с сайта Национального музея Голодомора-геноцида

2830

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров