«Если бы Цемаха не отдали, он рассказал бы все», — военный разведчик
Украинская разведка год готовила операцию по задержанию бывшего боевика «ДНР» Владимира Цемаха, имеющего прямое отношение к катастрофе малазийского «Боинга» летом 2014 года — есть доказательства, что именно он заводил группу россиян с «Буком» на позиции, докладывал руководству (Игорю Гиркину), что «задача выполнена», и выводил «Бук» после выстрела, что он лично общался с экипажем и командиром экипажа.
Об этом в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказал экс-сотрудник ГУР Минобороны Роман Червинский. По его словам, Цемаха на временно оккупированных территориях постоянно «вели», прикрепив к автомобилю боевика маячок для слежки.
«Мы в принципе знали о нем все. Его ежедневный график практически не менялся: утром везет жену на работу, возвращается, выносит мусор, постоит на крыльце, покурит и заходит в квартиру, вечером забирает жену. Иногда приезжает в спортзал», — рассказывает Червинский и добавляет, что разведчики выжидали удобный момент для захвата — день «Ч» был запланирован на конец июня.
«Мы выжидали удобный момент. И вот около десяти утра (все спокойно, пустой двор), едва Цемах, возвратившись домой, открыл дверь в квартиру, наш человек зашел вместе с ним и предложил ему проехать в Донецк, где его якобы ждут для разговора. Цемах пытался отказываться. Но через пять минут уже был готов выходить. Второй сотрудник ждал в машине возле подъезда. В салоне стояла сложенная инвалидная коляска. Его посадили на заднее сиденье за водителем и повезли. Это был первый этап. Второй этап — пересечение линии разграничения, о чем уже много написано. Наша передовая группа ждала в районе Курахово, чтобы выдвинуться навстречу», — делится подробностями операции Роман Червинский.
По его словам, кроме «Боинга» в биографии Цемаха есть еще один эпизод — 6 августа 2014 года возле блокпоста No43, которым он руководил, был расстрелян БТР ВСУ, погибли четверо военнослужащих. Позже Цемах хвастался этим «подвигом».
Роман Червинский утверждает, что боевик был готов рассказать все, когда его вывезли с временно оккупированных территорий. Но к нему постоянно приезжал адвокат из Донецка, передававший «приветы» и дававший указания. Мол, тебя не бросили, а если будешь молчать — вытащим.
«Цемах признался следователям, что расстрелял на блокпосту людей (только одно это тянет на пожизненное). Но про „Боинг“ ничего не рассказал», — добавил офицер.
Журналистка напомнила, что глава Офиса президента Андрей Ермак заверял, что Цемах не был суперважным свидетелем, и что Украина дала возможность голландским следователям провести необходимые следственные действия.
«Даже по этому эпизоду убеждаюсь, что он косвенно работает на Россию», — отметил офицер и добавил, что следователям нужно было время. Они просили Ермака затянуть выдачу боевика — в 2019 году было запланировано два обмена: в сентябре и декабре.
«Тот пообещал: „Хорошо, я вас услышал. Включаю Цемаха на обмен в декабре“. А 4 сентября пришел: „Отдавайте Цемаха“. — „Как? Вы же обещали“. — „Нет-нет, это указание. Отдавайте, и все“. Просто забрал и увез. Даже здесь обманул. Уверен: если бы Цемаха не отдали, он рассказал бы все», — добавил Роман Червинский.
Полный текст интервью «Считаю, что нас предал Зеленский»: резонансное интервью одного из разработчиков спецоперации по захвату «вагнеровцев» читайте на сайте «ФАКТОВ».
1336Читайте нас в Facebook