Бумажные клоуны и киндер-сюрпризы — яичные скорлупки, скрепленные блестящей нитью, с конфетами внутри: как 100 лет назад полтавчане украшали елку
Впервые благотворительный рождественский вечер в полтавской усадьбе Короленко прошел в канун 1904 года
Дернешь игрушечного мальчика за правое ушко — он поведет глазами вправо, потянешь за левое — отведет взгляд налево.
— Я называю это прообразом мультипликации, — говорит ведущий научный сотрудник Полтавского литературно-мемориального музея Владимира Короленко Людмила Ольховская.
Мы сидим с Людмилой Васильевной над ящиком с бумажными елочными украшениями — «репликами» тех, которые полтавчане вешали на елки более ста лет назад, и рассматриваем бумажных клоунов, балерин и ангелов. Столетие назад, в канун Рождества, члены Лиги спасения детей, почетным головой которой был Владимир Короленко, закупали бумагу, ткань, краски, карандаши, варили клей, усаживались за длинными деревянными столами, которые устанавливали в усадьбе писателя, и творили вот такие простые чудеса. А потом разносили эти елочные украшения по больницам и детским домам.
Рождество в семье Владимира Галактионовича было двойным праздником. Именно 25 декабря была именинницей мама писателя, Эвелина Иосифовна, полька по происхождению. В своей автобиографической книге «История моего современника» Короленко вспоминал, что в тот день вносили в дом сноп сена, который символизировал рождение Иисуса в яслях, накрывали столы белоснежными скатертями и выставляли на них множество блюд, основным из которых была запеченная рыба — то ли карп, то ли лещ, как принято у католиков. Но до первой звезды никто ничего не ел, и все говорили шепотом. За столом обязательно оставляли свободным одно место — для путника, ведь в такой большой праздник никто не должен оставаться в одиночестве.
Усадьба Короленко в Полтаве, на бывшей улице Мало-Садовой, 1, которую они арендовали у местного врача, всегда была наполнена детскими голосами, а под Рождество Владимир Галактионович устраивал в ней благотворительные праздники, на которые приглашал детей из бедных семей. Тогда для большинства украинцев елка была чудом и роскошью. Неимущие полтавчане, например, по воспоминаниям современников Короленко, только благодаря его благотворительности впервые в жизни попробовали апельсины, лимоны и мандарины. Писатель закупал экзотические фрукты у полтавского торговца цитрусовыми и вкладывал их в рождественские подарочные наборы.
В наборах были также карандаши и игрушки. Но чтобы получить подарок, нужно было поймать его на крючок.
— Гости веселились в детской комнате, рядом с которой находился рабочий кабинет писателя, — рассказывает Людмила Ольховская. — Владимир Галактионович придумал такую забаву: дать детям удочку, чтобы они забрасывали ее через щель в дверях его кабинета. А по ту сторону двери находились взрослые, которые цепляли на крючок пакетики с подарками. Дети были в восторге.
Впервые благотворительный рождественский вечер в усадьбе Мало-Садовой прошел накануне 1904 года. Возможно, на эту идею натолкнул писателя поступок его дочерей, которым он очень гордился. Еще когда семья жила в Нижнем Новгороде, подростки Наталья и Софья на собственные сэкономленные карманные деньги устроили празднование елки для дворовых детей.
Короленковскую елку украшали бумажными игрушками, подобными тем, которые мы рассматриваем с Людмилой Ольховской.
— К сожалению, оригиналы не сохранились, — говорит она. — Но их удалось восстановить благодаря кропотливой работе бывшей научной сотрудницы музея Лидии Козловой, уже покойной. Лидия Ивановна приложила немало усилий, чтобы музейная экспозиция была наполнена бытовыми предметами того времени, в котором жил писатель. В конце 1970-х — начале 1980-х годов она объездила многих старожилов, у которых нашла и венские стулья, и раскладные ломберные столики… Некоторые предметы были в ужасном состоянии, но их удалось реставрировать. При встречах Лидия Козлова просила людей вспомнить, как выглядели новогодние игрушки в их детстве. И одна семья передала целую коллекцию елочных украшений, сделанных по памяти. Вот посмотрите, сколько здесь балерин. Их сначала рисовали на картоне, вырезали, а затем одевали. Пачки танцовщиц делали из жатой бумаги, а лифы — из «золотой» или «серебряной» фольги или гипюра с блестками.
«Золотыми» и «серебряными» были также всевозможные мешочки с ангелочками, бабочками, шкатулки (их делали по тогдашней моде из ваты и папье-маше).
На клоунов пускали целую яичную скорлупу, предварительно вынув ее содержимое через малые отверстия. Карандашами или красками на скорлупе рисовали глаза, нос, рот, на голову надевали колпак, под шею приклеивали жабо из тонкой бумаги. Чтобы придать блеска бумажным снежинкам, толкли кусочки слюды и посыпали их этой пылью.
Но короленковская елка особенно пестрела игрушками, в которые можно было положить сюрпризы — орехи, конфеты. Современные киндер-сюрпризы, наверное, взяты из далекого прошлого. Сто лет назад это были украшения в виде двух яичных скорлупок, скрепленных блестящей нитью. Дети обязательно находили в них подарки. Лакомства клали также в бумажные хлопушки, маленькие кувшины, плетеные соломенные корзины, кошельки…
— Таких игрушек нет ни в одном музее Полтавы, — отмечает Людмила Ольховская.
Но наибольший интерес у детей, вероятно, вызвала немецкая механическая игрушка, купленная для внучки Владимира Короленко Софийки за рубежом (она родилась в 1914 году во французской Тулузе). Это клоун на ослике. К сожалению, сейчас эта игрушка нуждается в ремонте.
Читайте также: Вроцлавский ромовый глинтвейн «гжанец» и имбирные пряники: вкус европейского Рождества
Первые и вторые блюда сначала подавали взрослым, зато дети первыми получали десерты
Вокруг елки, верхушку которой традиционно украшала вифлеемская звезда из тонкой проволоки, водили хороводы. Семья писателя, какие бы трудности ни переживала, обязательно угощала всех гостей. Причем, отмечает моя собеседница, первое и второе блюда сначала подавали взрослым, а затем детям. Зато дети первыми получали десерты.
В 2008 году работники музея обратились к преподавателям кафедры изобразительного искусства Полтавского государственного педагогического университета (ныне национальный университет) с просьбой с помощью студентов отреставрировать игрушки, которые начали терять свой вид. Студенты не рискнули этого делать, но засели за изготовление новых по мотивам старинных. Лучшие из них украшают елку, установленную в доме литературной экспозиции (бывшем доме врача Будаговского), где размещаются рабочие кабинеты музейных сотрудников, проводятся выставки и различные мероприятия. Здесь же проходят мастер-классы для взрослых и детей, во время которых желающие овладевают техникой изготовления старинных елочных украшений. Немного наивные, простые в изготовлении, они имеют особое очарование.
Кстати, 25 декабря — день памяти величайшего писателя-гуманиста. Владимир Короленко умер 100 лет назад в праздничный день Рождества 25 декабря 1921 года.
Читайте также: Новые тренды в новогоднем дизайне интерьера: советы декоратора Кристины Гусиной
Фото автора
1051Читайте нас в Facebook