Российский солдат просто убил отца на глазах его сына: адвокат собирает доказательства военных преступлений рф против Украины
Известный адвокат Юрий Белоус с начала полномасштабного вторжения рф в Украину собирает и документирует зверства оккупантов на территории нашего государства. Его цель — собрать тысячу свидетельств военных преступлений. Первые из них он уже отправил в Международный уголовный суд в Гааге, в Генеральную прокуратуру Украины, Службу безопасности Украины, Министерство юстиции и украинским правозащитникам. Ведь, по словам адвоката, доказательства не только помогут привлечь военных преступников к ответственности, возместить нанесенный материальный ущерб, но и будут голосами украинцев в этой войне. Как происходит сам процесс и почему это важно, Юрий Белоус рассказал «ФАКТАМ».
«Записал в соцсетях видеообращение, в котором призвал помочь мне с контактами людей, ставших свидетелями многочисленных преступлений российской армии»
— Почему вы решили заниматься сбором информации и опросом потерпевших в результате войны с рф?
— Идея сбора доказательств военных преступлений россии родилась на второй день войны. С самого начала понимал главное — хочу и буду оказывать людям правовую помощь и фиксировать должным образом все, что они мне рассказывают. Над конструкцией опроса, его составляющими и в целом над тем, как все правильно оформлять, думал около 2−3 дней.
В начале марта записал в социальных сетях видеообращение, в котором призвал помочь мне с контактами людей, видевших и являвшихся свидетелями многочисленных преступлений российской армии. Военные преступления оккупантов настолько распространены на всех территориях, где ступала нога российского военного, что для того, чтобы зафиксировать максимальное количество случаев, требуется максимальное привлечение профессиональных специалистов. Поэтому призвал коллег-адвокатов присоединяться и проводить такие опросы по моему примеру.
— У вас есть опыт такой работы?
— Нет. До войны был практикующим адвокатом, работал в хозяйственных, уголовных, административных спорах с государственными органами. С 2018 по 2020 год работал адвокатом украинского политзаключенного в России Олега Чабана. Уже долгое время оказываю правовую помощь Международному центру культуры и искусств. С 2019-го по 2022 год был членом Комитета по защите прав и реализации гарантий адвокатской деятельности органа адвокатского самоуправления — Совета адвокатов Киевской области. Комитет занимался практической и круглосуточной защитой профессиональных прав адвокатов.
— Как именно происходит процесс сбора данных? Сколько людей уже опросили?
— Принципиальный момент: с каждым человеком работаю лично либо при встрече, либо по видеосвязи в разных доступных программах. Опрос — это одно из профессиональных прав, которым наделены адвокаты, может проводиться только исключительно с согласия человека. Его не следует путать с допросом, которые могут проводить следователи. На любой стадии опроса человек может прекратить его без объяснения причин, как может и не отвечать на любой вопрос. Согласие и желание человека рассказывать, понимание того, для чего это делается, — главные составляющие опроса. Конечный результат опроса — протокол опроса или файл с видео проведенного опроса. Также люди при наличии прилагают сделанные ими фото и видео, а также другие доказательства, которые могут подтвердить преступления армии агрессора.
— Как происходит передача данных и почему это важно для Украины?
— Все материалы присылаются по электронным адресам Генеральной прокуратуры Украины, Министерства юстиции Украины, Службы безопасности Украины, Международного уголовного суда в Гааге и украинским правозащитным организациям. Думаю, что дальше в Украине будет создана группа, которая будет заниматься систематизацией всего материала, собранного для будущего трибунала. Весь мир должен знать, что из себя представляет русская армия и для чего они пришли на нашу землю.
«Обращаться ко мне может каждый, кому известна информация о преступлениях армии россии, или те, кто был свидетелем как самого преступления, так и его последствий»
— Вы выслушали не одну трагическую историю зверств рашистов. Какие из них больше всего поразили, шокировали?
— Это произошло в Буче и стало известно еще до деоккупации города и появления ужасающих кадров. Я работал с этой семьей.
Главе семьи Руслану нужны были лекарства, и он решил поехать на велосипеде за гуманитарной помощью. 14-летний сын поехал с ним. Они не знали, что по пути к месту выдачи гуманитарной помощи находится российский блокпост, на котором их и остановил российский солдат. Руслан с сыном подняли руки и сообщили военному о том, что едут за гуманитарной помощью, а также о том, что у них нет никакого оружия и вообще ничего, что может ему навредить. И в тот момент, когда Руслан с поднятыми вверх руками повернулся к сыну, российский военный прицельно выстрелил мужчине в сердце, а следующую очередь выпустил по ребенку. Парню повезло, что пули попали в руку, он упал. Раздался следующий выстрел — в голову ребенку, но пуля прошла в пространстве между головой и капюшоном куртки, зацепив только капюшон. Потом раздался еще один выстрел. По уже мертвому отцу. Еще несколько минут 14-летний парень, лежа, пытался понять, жив ли он. Дождавшись, пока российский солдат уйдет, парень помчался домой. Тело убитого Руслана спустя некоторое время забрали на коляске и похоронили, завернув в ковер. Семья Руслана после этого эвакуировалась из Бучи. Мы должны найти и наказать каждого такого солдата, каждого даже самого мелкого командира их армии. Для этого я и занимаюсь этим. И время этих доказательств наступит.
— Кто может обратиться к вам для того, чтобы дать показания?
— Обращаться может каждый, кому известна информация о преступлениях армии россии, или те, кто был непосредственным свидетелем как самого преступления, так и его последствий. Важно здесь сказать, что любое доказательство — это информация, но не каждая информация является доказательством. Да, не каждый опрос или видео с фото мест преступлений будут положены в основу обвинения, но в таком случае собранное позволит зацепиться за эпизод или обстоятельства и даст возможность найти необходимые доказательства в будущем.
Перечень преступлений, о которых идет речь, на самом деле велик, но перечислю основные.
— убийства гражданских, избиения гражданских, их похищение, пытки, незаконное лишение свободы;
— принудительная депортация или перемещение людей;
— создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение групп населения (невозможность человеку пользоваться светом, водой, газом, невозможность приобрести еду);
— сексуальное насилие, изнасилования;
— кражи, ограбления;
— умышленные обстрелы и бомбардировки гражданских объектов, обстрелы гуманитарных машин;
— нахождение военной техники в жилых кварталах (во дворах частных домов, рядом с многоэтажками), ведение боевых действий из жилых кварталов;
— создание «живых щитов», переодевание военных рф в гражданскую одежду.
Если вы хотите рассказать свою историю Юрию Белоусу, пишите ему на страницу в фейсбуке.
1764Читайте нас в Facebook