Списание кредитов во время войны: о чем идет речь в законе и почему ссуды аннулируют не всем
Выплата по кредитам во время войны — ситуация, к которой возникает много вопросов. С одной стороны, агрессия россии против Украины — это форс-мажор, поэтому платить не надо. Так считают одни украинцы. А другие апеллируют к договору страхования. Мол, в нем должно быть прописано списание кредитов в случае войны.
Правда, юристы убеждают, что не все так очевидно. Именно поэтому украинский парламент в первом чтении принял законопроект для урегулирования выплат по кредитам за разрушенное имущество во время войны.
Кто имеет право и по этому документу претендовать на списание кредитов за разрушенное имущество, каким образом пострадавший будет доказывать факт его уничтожения и заем на что может быть аннулирован, рассказывает «ФАКТАМ» адвокат Андрей Мазалов.
«Самое интересное нас будет ждать в подзаконных актах»
— Пан Андрей, на днях ВРУ в первом чтении приняла изменения в Налоговый кодекс о списании кредитов за уничтоженное войной имущество. О каком именно имуществе идет речь в законопроекте?
— Действительно, ВРУ приняла за основу проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины о поддержке заемщиков, чье имущество было уничтожено или получило повреждения вследствие вооруженной агрессии российской федерации против Украины».
В нем говорится о прощении или приостановлении выплат по кредитам, когда предметом соответствующего договора является недвижимое имущество (квартира, другое жилое помещение в здании, частный жилой, садовый и дачный дома, объект незавершенного строительства) или автомобиль. Кроме того, имущество должно соответствовать хотя бы одному из следующих признаков:
1) по состоянию на дату подачи заявления недвижимое имущество должно располагаться на временно оккупированной территории или на территории территориальных общин, находящихся в районе проведения военных, боевых действий или находящихся во временной оккупации, окружении (это должно быть определено в соответствии с актами Кабинета Министров Украины);
2) поврежденное в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией рф (под поврежденным подразумевается недвижимое имущество или автомобиль, подлежащие восстановлению путем текущего, капитального ремонта или реконструкции);
3) уничтоженное в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией рф (в данном случае под понятие «уничтоженное» подпадает недвижимое имущество или автомобиль, восстановление которого невозможно путем текущего, капитального ремонта, реконструкции или это экономически нецелесообразно).
Читайте также: У россии нет рычагов для того, чтобы эффективно нажать на Литву. Конечно, кроме военных, — Евгений Магда
— Уточните, какая процедура списания кредита?
— Заемщик или его представитель не позднее чем через 90 дней после прекращения или отмены военного положения в Украине имеет право обратиться к кредитору с заявлением о прощении или аннулировании задолженности по договору о потребительском кредите, который отвечает одновременно таким условиям:
• предметом обеспечения по такому договору является уничтоженное в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией рф недвижимое имущество (квартира или имущественные права на квартиру). В то же время общая площадь квартиры не превышает 140 кв. м и 250 кв. м — для жилого дома. При этом жилье является единственным местом проживания семьи заемщика или уничтожен единственный автомобиль с рабочим объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров;
• по состоянию на 23 февраля 2022 г. нет просроченной задолженности по такому договору;
• целью получения кредита по договору является приобретение, реконструкция или строительство такого недвижимого имущества или покупка автомобиля.
Заемщик вместе с заявлением обязан одновременно подать подтверждающие документы, доказывающие соответствие недвижимого имущества или автомобиля всем условиям, определенным выше.
Кредитор аннулирует все задолженности по договору о потребительском кредите (основная сумма кредита, проценты, комиссии и другие платежи) в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления и полного пакета подтверждающих документов.
И вот здесь интересно, что заявление о списании кредита человек может подать в ограниченный срок после окончания действия правового режима военного положения. А вот относительно приостановки выплаты можно обратиться как во время военного положения, так и в течение 90 дней после его отмены или прекращения.
Но это все, как говорится, «рыба». Самое интересное нас будет ждать в подзаконных актах.
— Кому и какие доказательства, например, уничтожения имущества придется предоставлять для списания кредита?
— Законопроектом четко не определен перечень документов, которые заемщик должен представить, что усложняет реализацию соответствующего положения.
Читайте также: «Запад готовился снабжать партизан, а не давать тяжелую артиллерию и танки», — военнослужащий ЗСУ, политолог Кирилл Сазонов
— Непонятно также, насколько должно быть повреждено имущество, чтобы кредит списали.
— Да, этот вопрос не раскрыт в законопроекте, поэтому в случае его принятия следует ожидать постановления КМУ, где все будет уточняться.
Что касается того, кто и как будет проверять степень повреждения имущества, то и этот вопрос не раскрыт в законопроекте. Вероятнее всего, пойдут по старой схеме и «спихнут» на комиссии в органах государственной власти или местного самоуправления.
«Какому количеству людей „простят“ кредиты, точно не известно»
— При прочтении этого законопроекта возникает логичный вопрос: если банки начнут массово списывать кредиты, это же может спровоцировать их массовое банкротство?
— Действительно, задолженность заемщика по подлежащему аннулированию кредиту относится к безнадежной, что может негативно сказаться как на деятельности самих банков, так и на объемах бюджетных поступлений по налогу на прибыль предприятий. Но, во-первых, механизма как такового еще нет, поэтому, какому количеству людей «простят» кредит, точно неизвестно.
Во-вторых, кредитор после аннулирования задолженности по договору о потребительском кредите приобретает право на получение компенсации от государства в соответствии с законом.
В-третьих, законопроектом предусмотрено не только аннулирование, но и приостановление до дня получения заемщиком компенсации от государства за поврежденное или уничтоженное в результате боевых действий, терактов, диверсий, вызванных военной агрессией рф, недвижимое имущество или уничтоженный автомобиль, которые являлись предметом обеспечения по такому договору. Поэтому, вероятно, банки сделают все, чтобы использовать процедуру приостановки, а не прощения или аннулирования.
— Но ведь война является форс-мажорным обстоятельством и кредит должен списываться автоматически?
— Действительно, по общему правилу невозможность выполнить обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы является основанием для освобождения от ответственности за нарушение обязательства. Так гласит закон. То есть можно освободить от ответственности за неисполнение, а не от исполнения в целом.
Форс-мажорные обстоятельства не носят заранее установленный характер, а заинтересованной стороне необходимо доказать факт их возникновения: то, что обстоятельства являются форс-мажорными для конкретного случая. Исходя из признаков форс-мажорных обстоятельств, необходимо доказать их чрезвычайность и неотвратимость. В то же время необходимость доказывания факта форс-мажорных обстоятельств не исключает того, что их наличие может быть удостоверено соответствующим компетентным органом.
Согласно регламенту Торгово-промышленной палаты Украины, последняя (ТПП) свидетельствует о форс-мажорных обстоятельствах по всем вопросам договорных отношений.
Хотя 28 февраля 2022 г. ТПП Украины и выдала своего рода универсальное письмо-подтверждение о наступлении форс-мажорных обстоятельств, оно не может служить абсолютным доказательством невозможности выполнить обязательства для всех без исключения субъектов хозяйствования. И даже в самом письме есть оговорка, которую часто пропускают: обстоятельства чрезвычайны и неотвратимы по обязательствам, выполнение которых стало невозможным в установленный срок, но отнюдь не для всех обязательств, как ошибочно считают.
То есть форс-мажор не дает право лицу не выплачивать кредит, но является основанием для освобождения его от ответственности за нарушение сроков оплаты, если докажет наличие фактических обстоятельств, которые сделали невозможным выплату (например, уничтожение имущества, как говорится, «купленного в кредит»).
— А как же обязательное страхование имущества при оформлении кредита? Ведь в страховке война должна быть прописана как обстоятельство, освобождающее от кредита.
— Необходимо изучать каждый отдельный договор. Если имущество было застраховано, его уничтожение может быть страховым случаем, следовательно, должны действовать положения договора страхования имущества, по которым страховщик обязан уплатить выгодоприобретателю (залогодержателю, ипотекодержателю) сумму страхового возмещения. Однако риски военных действий могут быть в перечне исключений любого договора страхования. Поэтому так называемые военные риски, терроризм, общественные беспорядки и другие подобные обстоятельства базово не покрываются договорами страхования.
Это делает невозможными случаи, когда страховщики отказываются от выплаты страхового возмещения за уничтоженное в результате войны имущество, даже если оно было застраховано. Последнее в свою очередь означает, что должник остается один на один с кредитором, которому должен вернуть деньги за уже несуществующее имущество. В то же время, даже понимая потенциально высокий риск отказа страховщика в выплате страхового возмещения, должник должен ему сообщить и выполнить все от него зависящее для того, чтобы такое возмещение было выплачено выгодоприобретателю. Обстоятельства войны не отменяют добродетельное поведение обеих сторон и не лишают обязанности поступать добросовестно.
— Как вы оцениваете этот законопроект в целом?
— То, что бросается в глаза сразу: проект изложен в стиле, не свойственном закону. В частности, положения громоздки, повторяют суть, в связи с чем существенно усложняется понимание сформулированных в нем положений, что может негативно сказаться на их реализации. Также предлагается внесение почти одинаковых по содержанию предписаний в ГК Украины и Закон Украины «О потребительском кредитовании», что не согласуется с правилами законодательной техники. Кстати, сравнивая положения, которые хотят одновременно внести и в ГК Украины, и в закон, уже видим немало коллизий.
Примут ли его во втором чтении? Скорее всего, да, поскольку вопрос очень критический. Но стоит ждать немало коллизий и пробелов в будущем законе. Плюс такого проекта один — это попытка урегулировать, а вот минусов, как всегда, есть и будет немало.
3080Читайте также: Процедура бесплатна: в МВД дали совет автовладельцам, чьи машины остались на оккупированной территории или уничтожены
Читайте нас в Facebook