У россии нет рычагов для того, чтобы эффективно нажать на Литву. Конечно, кроме военных, — Евгений Магда
В последние дни отношения между москвой и Вильнюсом дошли до точки кипения. Началось это обострение 17 июня, когда железная дорога Литвы сообщила Калининградской железной дороге о прекращении транзита в Калининградскую область и из нее большого перечня товаров, подпадающих под европейские санкции. В госдуме пригрозили «прибегнуть к самозащите» и вызвали посла Евросоюза для объяснений. 20 июня россия начала военный сбор в Калининградской области. А уже 21 июня секретарь совета безопасности рф Николай Патрушев заявил, что его страна готовит быстрый и жесткий ответ для Литвы, от которого пострадают все жители балтийской страны. Президент Литвы Гитанас Науседа обсудил вопрос транзита с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляен и подчеркнул, что его страна не пойдет на уступки россии. Понятно, что Литва должна и будет применять санкции ЕС.
Почему москва так рассердилась на Вильнюс за введение санкций Евросоюза, что грозит пойти на нее войной, насколько подготовленной к эскалации оказалась Литва и поделится ли своим оружием с россией Беларусь, в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказал директор Института мировой политики Евгений Магда.
«Россия действительно не ожидала этих санкций, а Литва, по-моему, подготовилась к ним очень хорошо»
— Евгений, страны Балтии нельзя назвать сторонниками россии. Неужели в москве думали, что Литва как член ЕС проигнорирует санкции?
— В россии модель поведения следующая: они, только они правы и все должны с ними считаться. После Второй мировой войны отношения рф и Советского Союза, правопреемницей которого считает себя москва, подталкивают ее к такому выводу. Это очевидная реальность. Думаю, россия действительно не ожидала этих санкций, а Литва, по-моему, подготовилась к ним очень хорошо.
Читайте также: Россия могла многого достичь сугубо экономическими мерами, и мы бы даже не шевельнулись, — демограф Либанова
— В чем проявилась эта подготовка?
— Перед введением санкций Вильнюс отказался от покупки российской электроэнергии, газа, мазута. На самом деле у рф нет рычагов для того, чтобы эффективно надавить на Литву, конечно, кроме военных. Однако в данном случае я бы сказал, что они далеко не главные, повторюсь, потому что нечем давить. Обстрелять «Искандерами» страну-члена НАТО они могут. Правда, это сразу спровоцирует вмешательство Североатлантического Альянса. Тем более что с 2015 года на территории стран Балтии есть военное присутствие стран НАТО.
Надо сказать, что Литва очень умело рассчитала время применения этих санкций — буквально накануне саммита НАТО. Мы понимаем: в эти дни Альянс и его структуры будут работать в режиме повышенной готовности. Это ни для кого не секрет. Соответственно, после саммита усилят военное присутствие Альянса. То есть речь идет об увеличении его присутствия из батальона в бригаду. Условно говоря, количество военных и техники вырастет в три раза в каждой из стран Балтии.
— Допускаю, что введение этих санкций не только затрагивает неистовое имперское «эго» россии, но и наносит ей ощутимый финансовый ущерб. Все же насколько значимы эти ограничения для россии?
— Речь идет о самом факте, что, во-первых, россия не может совершать транзит всего по железной дороге. Для нее очень ощутимо ограничение на перевозки подсанкционных товаров. Предполагаю, что разные военные товары и технику она не могла перевозить и раньше, поэтому транспортировала их по морю. В данном случае напрашивается следующая аналогия: русский медведь думает, что он вытащил литовские янтарные бусы, но на самом деле это колючий еж, наступать на который очень больно.
В общем, имперская болезнь в россии — как сифилис, может проявиться в неожиданных измерениях: то имперское достоинство отвалится, то воспаление имперской значимости начнется. Потому бывает очень по-разному.
«Договариваться с Литвой — ниже российского понимания»
— Таким образом, россия банально ничем не может угрожать Литве?
— Критической зависимости нет. Договариваться с Литвой — ниже российского понимания. Поэтому в Калининградскую область отправили Патрушева, чтобы он полетел и помахал своими «ястребиными крыльями» и показал «когти». Конечно, есть определенная вероятность вспомнить об известном Сувалковском выступлении (суть которого сводится к тому что, захватив часть Польши, можно отрезать страны Балтии от других стран — членов НАТО и ЕС). Но это звучало еще 5 лет тому, во время учений «Запад-2017». Не думаю, что в НАТО сидят болваны, которые не воспринимают всерьез подобные угрозы и не продумали механизм взаимодействия. Все же коллективная безопасность для Альянса очень важна. Поэтому не сомневаюсь, что в подобном случае Польша придет на помощь Литве. В данном случае называю именно Польшу, а не Латвию и Эстонию, прежде всего, исходя из размеров армии. Если мы говорим об этом компоненте, очевидно, Украина тоже должна продемонстрировать шаг по оживлению «Люблинского треугольника», в данном контексте. Ведь Литва поставила в крайне неудобное положение нашего врага, и мы должны это публично поддерживать.
— Таким образом, об открытии россией еще одного театра военных действий речь не идет?
— В Литве армия формируется по призыву и насчитывает более 20 тыс. человек. В общем она неплохо подготовлена и оснащена. Россия же потеряла в Украине значительную часть своих боеготовых подразделений. Да, россияне в Калининградской области быстро организовали учения Балтийского флота со стрельбами из артиллерии и ракет. Не знаю, что еще они могут сделать, ну разве что Рогозин наденет футболку с надписью: «Не смешите мои искандеры».
Повторюсь, российско-украинская война, продолжающаяся уже три месяца, так или иначе заставила НАТО быть в состоянии повышенной боеготовности по сравнению с предыдущими годами. Полагаю, там готовы к разным вариантам развития событий. Не думаю, что Литва не согласовывала свои действия с партнерами по НАТО. В любом случае поставила их в известность.
— Напоследок немного поговорим о Беларуси. Появилась информация, что Лукашенко частично может поделиться своим вооружением с россией.
— В последние дни у Лукашенко было несколько официальных встреч с путиным в Санкт-Петербурге, а кремлевский диктатор ездил в Беларусь. Думаю, такой вариант возможен. Более того, считаю, что Лукашенко в своих дерганьях может даже в Крым отправиться, таким образом признать полуостров российским. В определенном измерении ему все равно терять нечего после того, как он стал соучастником российских военных преступлений в Буче и не только. Мы же понимаем, откуда в Украину зашли российские войска: о нападении из Беларуси — это известный момент. В то же время непосредственное участие белорусских войск в войне — у меня вызывает сомнения. Ведь их армия формируется по призыву, а говорить, что там была серьезная боевая учеба — я бы не рискнул. Конечно, российская пропаганда в стране работает, но не думаю, что сами белорусы готовы воевать против украинцев.
1061Читайте также: «В Офисе президента есть люди, которые готовы и хотят пойти на компромисс с россией», — военный эксперт Олег Жданов
Читайте нас в Facebook