«Нужно победить не только россию, но и все, что осталось от советского и имперского наследия»: известный бизнесмен о проблемах, которые не видны за войной
Украинцы каждый день доказывают свою стойкость и свободу на поле боя. Наша адаптивность — наша реальная суперсила. Мы доказали, что когда речь идет о бизнес-решении, Украина может задавать стандарты мирового качества, пишет на своей странице в Фейсбук известный предприниматель — основатель сети бизнес-пространств Creative States Илья Кенигштейн.
«За войной не видно многих проблем, которые сделали из Украины одну из самых бедных стран Европы. Конечно, это коррупция. По-прежнему судебные скандалы или позорное поведение представителей «батальона Монако», криворуких жлобов, псевдопатриотов, а на самом деле воров и барыг. Но это все — лишь внешние проявления болезни. Я не готов согласиться с теми оптимистами, которые пишут, что война настолько изменила нас, что мы уже не позволим вернуться к довоенным практикам. И что победа даст нам силы добить коррупцию, автоматически реформирует суд, изменит экономику. Нет. Это не является чем-то неизбежным. Кроме того, война создаст ряд проблем, которые сейчас для нас не так очевидны из-за ракет и бомб, которые ежедневно падают на наши города.
Есть три, на мой взгляд, фундаментальных проблемы, которые нам нужно решать. Чтобы Украина не превратилась в второстепенную страну, которой нечего будет вспомнить, кроме военных побед.
Проблема № 1 — демографическая. Мы и так 30 лет теряли людей из-за депопуляции и миграции. Война только усугубит эту тенденцию. И без решения этой проблемы — без возвращения назад выехавших во время или даже до войны людей, без привлечения квалифицированных зарубежных специалистов, без демографической политики — мы обречены на второстепенность и стагнацию.
Проблема № 2 — наша экономическая модель преимущественно застряла в 20 веке. А местами погружается в феодальную эру. Быть настоящим предпринимателем в Украине — супертяжело. Тебя все еще воспринимают как гуся, который должен делиться перьями каждый день. У нас все еще слишком много определяют фискалы и большевики по ментальности, пишущие глупые налоговые и регуляторные правила. А оппонируют им люди, которые вместо реальных компромиссных адекватных решений маргинализируют своими глупыми идеями либеральную повестку дня. Украина до сих пор — сырьевая экономика, в которую не спешат инвестиции и инновации. Мы — «аграрная сверхдержава», которая практически не производит инноваций в АПК. Мы умеем делать ракеты, но преимущественно по старым советским чертежам. Государство недостаточно инвестирует в образование, науку и инновации как таковые. Инвестирует мизерно, потому что украинские политики до сих пор преимущественно выходцы из полей и карьеров, а не из лабораторий и ІТ-команд. На науку у нас выделяется менее 1% ВВП. В то же время ⅔ украинского банковского сектора — государственные. И это — путь в никуда Нам нужно видеть перспективу страны на 10−20−30 лет вперед, а не жить как наш налоговый комитет Верховной Рады — задачами наполнения бюджета. То, что в условиях войны мы вынуждены на 70% зависеть от донатов наших партнеров — приговор нашей экономической политике за все время независимости.
Проблема № 3 — институциональная. Чтобы решить проблемы № 1 и 2, нам нужны сильные институты. Ведь чтобы страна была привлекательна для людей и бизнеса, она должна обеспечить: прозрачный и эффективный суд, эффективные и некоррумпированные правоохранительные органы; эффективную медицинскую систему и систему социальных гарантий как таковых; высокий уровень местного самоуправления, способный создавать комфортное городское пространство; понятные экологические стандарты и экологическую политику; национальную сохранность. Что для этого нужно? Правила и люди. Адекватно прописанные правила, выполняемые компетентными адекватными людьми. У нас проблемы по обеим составляющим.
Да, сейчас мы изо всех сил обеспечиваем пункт 5, о национальной безопасности. Но, прежде всего, мы исправляем наши ошибки последних 30 лет и в сфере безопасности. Потому что мы не только очень слабо разрабатывали и производили свое собственное оружие, мы не финансировали наши Вооруженные Силы на достаточном уровне и очень интенсивно разоружались, пока война не пришла в наш дом в 2014 году. Теперь мы вроде бы выучили этот урок. Может быть, в сфере национальной безопасности ошибок мы не повторим. Но это не точно. Поняли ли мы, что для государства суд, медицина, самоуправление стратегически не менее важны, чем нацбезопасность.
Да, победа придаст Украине огромный импульс. Нам помогут отстроить школы, больницы, жилье, даже электростанции и дороги. Но никто кроме нас самих, кроме украинского общества, не может вылечить наши фундаментальные болезни. И мне сейчас не хватает дискуссии о необходимых изменениях. Не о политических разборках между мелкими политиками и их фанатами, не о том, как разделить западную помощь, а о том, какой будет страна после войны.
Я не собираюсь писать, что все будет плохо. Я верю в эволюцию и движение вперед. Я поклонник инноваций. Уверен в росте управленческих решений, ведь война формирует очень сильное поколение не только военных, но и гражданских менеджеров. Но, я тоже уверен, что большинство мракобесов только и ждут, когда закончится война, чтобы вернуться на потоки и дальше пилить бабло. Главное — чтобы нам хватило времени, воли и ума победить не только россию, но и все, что осталось от советского и имперского наследия. Мы должны избавиться от большевизма в экономике, провинциальности, хронической коррупции и некомпетентности. Это наша BIG IDEA после победы".
Материалы, опубликованные в рубрике «Блоги», отображают мнение автора и могут не совпадать с позицией редакции.
641Читайте нас в Facebook