«Людей хоронили во дворах, в цветочных клумбах, на детских площадках»: заместитель мэра Изюма об ужасах оккупации и возрождении города
Как рассказал «ФАКТАМ» заместитель мэра Изюма Владимир Мацокин, в город уже вернулась большая часть его жителей. Хотя далеко не каждый смог вернуться в свой дом. Изюм фактически разрушен российскими бомбардировками.
«Люди планируют зимовать, собираясь по две-три семьи в частном доме»
— Город начали бомбить, начиная с 6 марта, — вспоминает Владимир Мацокин. — Началась сокрушительная бомбардировка с самолетов, ракетами, с артиллерии, с минометов. И это продолжалось сутками… Непонятно, какая там могла быть военная логика. Уничтожали все: мемориалы, посвященные Второй мировой войне, детские сады, лицеи, медицинские и социальные учреждения, пешеходный мост, центральную площадь, центральный парк, памятники архитектуры. Апокалиптическая картина… От взрывов «складывались» целые подъезды, от школ оставались только стены и остатки «коробки».
Я не могу оценить количество жертв среди гражданских. Оно может быть больше или меньше тысячи человек. Но вы же знаете, что у нас обнаружены массовые захоронения, тела людей, которые были убиты. Мы уже выяснили фамилии этих лиц, знаем обстоятельства их гибели… Мы также знаем о тюрьмах, знаем истории оттуда, как люди спасались, когда заходили ВСУ… Известно, что в этих тюрьмах женщин пытали током, издевались, подвергали неимоверным испытаниям. Те истории, которые мы слышали, те зверства… животные себя так не ведут.
— Много людей уже вернулось домой после деоккупации Изюма?
— На момент начала войны в нашем городе жила 51 тысяча жителей. Сейчас в городе проживает примерно 21 тысяча людей.
— Город сильно разрушен?
— До 85 процентов домов в Изюме было уничтожено.
— Куда же тогда люди возвращаются?
— В центральной части города, где мало что уцелело, и людей немного. У кого была такая возможность — переселились на окраину Изюма, в частный сектор. Люди собираются зимовать, собираясь по две-три семьи в одном частном доме. Много наших жителей уехало за границу. Их дома пустые. Так вот, хозяева этих домов разрешили перезимовать у них.
Мы предлагаем сегодня людям добровольно выехать из Изюма в Харьков или Полтаву. Но почти никто не хочет уезжать. За месяц получили всего лишь 28 заявлений на то, чтобы кого-то вывезти.
— Эта зима, судя по всему, будет очень сложной для всей Украины. А для таких городов, как Изюм, где столько разрушений, — и подавно. Удастся ли жителям перезимовать?
— Ситуация действительно сложная. Во многих домах еще нет ни газа, ни электричества. У меня дома, кстати, тоже этого всего пока нет. Останется моя семья зимовать в Изюме или нет, зависит от того, как быстро удастся вернуть газ и электричество в дом. Я думаю, что остальные жители Изюма думают так же. Пока еще не так холодно на улице, решение о переезде из города на зиму еще многие не приняли, поскольку надежда на то, что газ и электричество будут восстановлены в ближайшее время, есть.
«На днях погиб спасатель. А двум его коллегам взрывом оторвало ноги»
— От чего это зависит, чтобы газ и электричество вернулись в дома как можно быстрей?
— Есть объективные факторы. В нашем регионе все еще по-прежнему очень опасно. Рашистов выгнали, но электрики и газовщики продолжают гибнуть, взрываются на минах и растяжках. Вот, например, на днях погиб спасатель, работник ГСЧС. А еще двум его коллегам взрывом оторвало ноги. Причем, со слов выживших ребят, они по этой дороге ездили множество раз. Я человек гражданский, я об этом не знал, но, оказывается, что есть такие мины, которые закапываются на глубине 60 сантиметров и они срабатывают не сразу. Процесс восстановления электрических магистралей или газовых — очень опасный.
И ведь опасность в виде мин и растяжек может подстерегать не только за городом. Я с вами сейчас разговариваю по телефону и иду по улице. Если не будешь внимательным, можно и в городе подорваться на мине.
— К нам приезжают журналисты, и мы ведем их на памятное место — гору Кремянец, — продолжает Владимир Мацокин. — Но, если хочешь туда подняться и спуститься с горы живым, нужно идти строго по обозначенному маршруту. Кроме того, я пока с момента деоккупации Изюма так и не смог сходить к родным на кладбище, так как оно все забросано «лепестками» (противопехотными минами нажимного действия. — Авт.). На ближайшее время жителям Изюма придется забыть про отдых в лесу или на речке. А ведь наши леса на всю Украину всегда славились своими грибами и ягодами… У саперов просто не хватает сил, чтобы разминировать такую обширную площадь. Да о чем мы говорим, если всего год назад мы все еще подписывали акты на разминирование после Второй мировой войны. Так сколько лет с 1942 — 1943 годов прошло!
«Фракция ОПЗЖ в городском совете почти в полном составе, кроме троих депутатов, работала на врага»
— К сожалению, среди ваших земляков были предатели. Я знаю, что, например, депутат ОПЗЖ даже показывал россиянам, как им лучше зайти в Изюм. Просто в голове не укладывается… Много таких у вас было?
— К сожалению, этот предатель был точно не один. Фракция ОПЗЖ в городском совете, как выяснилось теперь, почти в полном составе, кроме троих депутатов, работала на врага. Причем они это делали системно. Сегодня они все сбежали из Изюма. Но продолжают подрывную деятельность: записывают пропагандистские видеоролики из Белгорода. Тот же Анатолий Фомичевский, председатель фракции, про которого вы вспомнили, не назвав его фамилию, скорее всего, был российским агентом, который ждал своего часа. За свою работу он получал из россии деньги. Это мы сейчас анализируем ситуацию. Ведь он же никогда нигде не работал. На какие доходы он существовал? Все эти предатели, которые жили в Изюме, они могли и не знать, когда начнется война или когда россияне собираются заходить в Изюм, но они четко знали, как действовать, когда это произойдет, чтобы отработать деньги, полученные от фсб.
Читайте также: «На дом русские сбросили авиабомбу, а затем прицельно добивали его из танка»: в Изюме под завалами погибла семья из 8 человек
Но это если говорить о тех, кто работал на россию осознанно. Однако были и такие среди местных жителей, кто начал сдавать оккупантам проукраинских активистов, ветеранов АТО и членов их семей. Сдавали полицейских, теробороновцев, родителей воинов ВСУ. Думаю, никто из предателей не избежит наказания. Все их фамилии на сегодняшний день нам известны.
— В Изюме было обнаружено шесть помещений, где россияне пытали пленных и задержанных украинцев, где над людьми издевались: били током, отрезали уши. За что можно было угодить в такую пыточную?
— За что угодно. Российскому военному мог просто не понравиться ваш взгляд. Очень опасно было в то время ходить по городу с телефоном. Остановят, проверят — найдут фотографию, которая им не понравится, например фото человека в вышиванке, — и можно попасть в пыточную. Также нужно было очень тщательно следить за тем, что и кому ты говоришь. Кто-то что-то услышит, не так поймет, и из тебя могут сделать «наводчика».
Издевательства над людьми были системными. Это такой вид террора, чтобы вселить в мирных жителей страх.
По количеству пыточных, кстати… Вы назвали число «шесть». Их было гораздо больше. Сейчас общаемся с людьми, и они рассказывают, что где-то в районе бывшего оптико-механического завода было какое-то страшное место, куда вывозили задержанных жителей Изюма. Но вот где именно находилась эта пыточная, точно пока не известно. На этом заводе очень много заброшенных зданий, подвалов. На сегодняшний день бывший завод еще не обследован полностью.
Пострадавших очень много. Некоторых «на подвал» забирали и по три раза. Кроме того, у нас еще есть неопознанные трупы, личность которых пока установить не удалось. Ждем результатов экспертизы ДНК.
Вот возле городского кладбища было обнаружено массовое захоронение жителей Изюма. На сегодняшний день оттуда достали 451 тело. Это и жертвы расстрелов, и российских бомбежек. Находили трупы со следами пыток и с веревками на шее. То есть людей просто душили и сбрасывали в ямы. Но ведь это еще не все захоронения. 451 тело — это те трупы, которые были стихийно захоронены возле городского кладбища. А ведь многие жители Изюма хоронили близких возле своих домов, во дворах, в цветочных клумбах, на детских площадках.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали рассказ женщины, которая опознала руку своего мужа по фотографии, облетевшей весь мир. Боец ВСУ был захоронен на стихийном кладбище в Изюме.
Читайте также: «Россия повторила в Изюме то, что сделала в Буче. Мир должен на это отреагировать», — Зеленский
Фото со страницы Владимира Мацокина в Facebook
2393Читайте нас в Facebook