«Теперь Иран использует против Украины украинские технологии»: специалист рассказал о разработке беспилотников
В Украине до сих пор нет массового производства своих военных дронов, хотя есть специалисты, которые этим занимаются и имеют неплохие наработки. Как объясняют сами же украинские разработчики, получить разрешение на ввоз компонентов военного или двойного назначения — это почти нереальная задача для большинства. Если же ввезешь неправильно, посадят. Почему так происходит, читайте дальше.
— Государственные монополии и предприятия страны не справились с задачей производства беспилотников, кроме того, у них почти отсутствуют собственные оригинальные разработки, — рассказал «ФАКТАМ» руководитель Всеукраинской федерации владельцев беспилотников Тарас Трояк. — Однако в нашем государстве много небольших компаний, которые имеют свой продукт, но не могут завезти необходимые компоненты, чтобы довести его до финального этапа. Чтобы производить в Украине БПЛА, нужно снять все ограничения на поставку компонентов для них двойного или военного назначения из-за границы. На самом деле проблема даже не в законе, регулирующем этот вопрос, а в том, что чиновники затягивают с выдачей этого разрешения. То есть процедура конкретная есть, но реально получить разрешение крайне затруднительно. Лично мы на это потратили четыре месяца, и только после того, как я вообще озвучил данную проблему, нам пообещали выдать разрешение. Но мы понимаем, что не одни, есть другие, включая даже тех производителей, которые раньше знали, как получать эти разрешения. Сейчас они тоже недовольны скоростью их выдачи. Ведь даже без одного компонента невозможно закончить все изделие.
— То есть эти компоненты есть только за границей? Украина их не производит?
— Даже «Шахеды» создаются из компонентов, закупаемых во многих странах мира, в том числе США.
— Есть ли в Украине БПЛА, который мог бы составить достойную конкуренцию иранским дронам?
— На самом деле «Шахеды» уже лет десять разрабатываются и изготовляются, поэтому выйти на их уровень за месяц мы не сможем. Но мы точно способны создать альтернативный вариант, который будет почти как его «оппонент», но в некоторых деталях он будет не на таком высоком уровне, ведь «Шахед» — это большое авиационное производство. Украинские команды, производящие БПЛА, берут более дешевые корпусные детали, потому что они доступнее и не нуждаются в специальном и сложном производственном оборудовании. Но если говорить о финальной цели, то фактически уже есть готовые модели, которые можно запускать в производство. И если будет лететь «Шахед», можно запускать этот дрон и он будет перехватывать врага. Однако цель можно изменить.
Если вы видите попадание по разным электростанциям в Белгороде, например, то это делается нашими дронами. Просто этих производителей не так много, и, соответственно, БПЛА недостаточно. Но поскольку нет доступа к базе, они обычно летят в одну сторону и эффективность их использования достаточно низкая. Если производители смогут ввести компоненты двойного обязательного назначения, именно те, которые не поддаются глушению и воздействию, эффективность использования таких систем значительно повысится. Поэтому эти элементы находятся под экспертным законодательством, чтобы не каждый мог их приобрести, а только согласно международной процедуре.
— В нашей стране есть конструкторы, которые могут производить БПЛА?
— Скажу больше, до 2013 конструкторы ГП «Антонов» сотрудничали с иранской стороной и вместе даже производили самолеты Ан-148 в Иране. И было много иранских компаний, дополнительно плативших конструкторам за то, что они будут делиться технологиями и разрабатывать для них авиационные решения. Можно сказать, что наши инженеры научили их, как нужно строить авиационные воздушные суда разного типа. Потому что у них таких специалистов раньше не было. Часть украинских технологий теперь Иран использует против Украины.
— Как в среднем нужна сумма для производства дрона в Украине? И сколько времени уходит на изготовление одного?
— Все зависит от характеристик и боевой задачи, которую он должен выполнить. Чем она сложнее, тем, соответственно, дороже производство. Простой дрон будет стоить примерно 500 долларов. Ценник на такой, чтобы летел на 200−300 километров, начинается от 100 тысяч долларов. Если же дальность полета 2000−3000 км, то необходимо 500 000 долларов. Что касается сроков, то для более простого недорогого самолетика для разведки нужно полтора-два месяца. Но вопрос в том, что у многих команд уже есть продукт, просто его нужно оборудовать компонентами, на которые приходится ждать разрешения. Поскольку если нарушить порядок перемещения товаров двойного обязательного назначения, то это уже уголовная статья и наказание — штраф или лишение свободы до 5 лет. Отмечу, что один «Шахед» стоит примерно от полумиллиона долларов. В рамках объема ВВП россии и количества наличных денег это вообще ни о чем, для них это дешево. Здесь не всегда дело в деньгах, а в том, чтобы вам это продали.
— Два года назад вы озвучивали идею о постройке аэродрома для беспилотных летательных аппаратов. Это был бы первый аэропорт для дронов, где можно было бы тестировать любые типы БПЛА. На каком этапе это вопрос?
— Моей идеей заинтересовались Генштаб и Киевская городская государственная администрация, потому что поняли, насколько это нужно и важно. Но, к сожалению, пока нет финансирования. Если воплощать проект, то только за грантовые средства. А их нужно еще найти.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что украинцы собрали средства на первый отечественный морской дрон, который будет называться «Херсон» — в честь освобождения города от российских оккупантов.
6492Читайте нас в Facebook