Охранник на какое-то время потерял сознание, а когда очнулся, увидел: преступники уже сняли полотна рембрандта и ван дейка и тянутся к пикассо
В пятницу, 26 октября, около 16. 30 в Пархомовский историко-художественный музей (Краснокутский район Харьковской области) вошли двое мужчин лет тридцати. Вот только на любителей живописи они мало походили: густые бороды, бейсболки натянуты на глаза так, что лиц практически не было видно. Охранник подошел к молодым людям и напомнил, что рабочий день в музее подходит к концу. «Да-да, сейчас», — отмахнулись странные посетители и поднялись на второй этаж, в зал западноевропейского искусства.
- Какое-то тревожное предчувствие не давало мне покоя, — вспоминает Олег Голуб, который следит за порядком в музее уже больше десяти лет. — Я поднялся за ними и увидел: они пытаются снять со стены картины!
Олег кинулся на грабителей, но один из них ногой ударил охранника в ухо, потом в грудь. Олег упал и на какое-то время потерял сознание, а когда очнулся, увидел: преступники уже сняли со стены «Портрет раввина» Рембрандта и «Портрет сэра» Ван Дейка и тянутся к картине Пикассо. Охранник вынул табельное оружие и стал стрелять на поражение. Нападавшие, тоже с пистолетами в руках, бросились к выходу, но в дверях столкнулись с другим охранником, Валерием Москаленко, и выстрелили в него. Выбежав на улицу, злоумышленники бросили картины, сели в светлый «Форд Сиера» и скрылись.
Тяжело раненного в голову 52-летнего Валерия Москаленко «скорая» увезла вначале в районную больницу, потом — в областную. Больше шести часов пострадавшего оперировали в отделении нейрохирургии. Сейчас медики называют состояние Москаленко очень тяжелым и от прогнозов воздерживаются.
- Когда я прибыл на место происшествия, раненого уже занесли в машину «скорой», — говорит помощник участкового милиционера в Пархомовке Виктор Дяченко. — В музее мы нашли гильзы, но только от пуль, которыми стрелял Олег Голуб. А вскоре нам сообщили, что найдена машина преступников — в лесополосе в
30 километрах от Пархомовки. Пра-воохранители начали прочесывать местность, служебная собака то брала след, то теряла. Судя по всему, злодеи скрылись на другом автомобиле.
- Я был в музее через пару часов после случившегося: на полу валялись гильзы, осколки стекла, — рассказал Петр Лунев, сын основателя Пархомовского музея. — Думаю, в таких делах заказы на картины уже заранее бывают оплачены, куда с ними потом сунешься!
Преступников объявили в международный розыск. По словам заместителя начальника УМВД в Харьковской области Игоря Сенчука, правоохранители установили, что Олегу Голубу удалось ранить обоих злоумышленников. В понедельник днем бандитов задержали в Киевской области. Один из них ранен в спину, другой — в ягодицу. Оба в 2000 году судимы за бандитизм и отсидели по шесть лет. Сейчас они находятся в Харьковском изоляторе временного содержания. Новое уголовное дело против них возбуждено по статье «разбойное нападение».
В этой истории многое выглядит странно. Например, поведение грабителей: они сначала колесили по улицам села и спрашивали у местных жителей дорогу к музею. При этом одни сельчане описывали гладко выбритых мужчин, другие — с уже приклеенными бородами. Странным выглядит и выбор преступников. В музее хранятся куда более ценные работы, чем те, на которые покушались грабители. Либо они выполняли чей-то конкретный заказ, либо действовали наугад, польстившись на громкие имена и схватив первое, что попалось под руку.
По словам директора Харьковского художественного музея (Пархомовский музей является его филиалом) Валентины Мызгиной, картины, которые пытались похитить, — не оригиналы, а всего лишь копии работ великих голландцев. Рядом же висят подлинники Пикассо, Малевича, Кандинского, стоимость которых во много раз выше. Между тем Петр Лунев утверждает, что работы, на которые покушались грабители, — подлинники. Правда это или нет, установить непросто: экспертиза проводится только в Санкт-Петербурге и стоит очень дорого. В отношении многих экспонатов Пархомовского музея до сих пор точно не известно, оригиналы это или нет.
СПРАВКА В Пархомовском историко-художественном музее — единственном сельском музее мирового значения — хранятся подлинники Васнецова, Брюллова, Кандинского, Малевича, Сезанна, Пикассо, Левитана В 1984 году из музея были похищены 35 ценных картин и две вазы. Три экспоната удалось найти и вернуть, судьба остальных не известна до сих пор.
322Читайте нас в Facebook