«Ненавидеть врага и мстить ему — это нормально»: военный капеллан
Украинские военнослужащие достойно дают отпор врагам и защищают наше государство. Есть еще одна категория героев этой войны, которые заботятся о духовном и душевном состоянии бойцов. Это капелланы, миссию которых сложно переоценить. Мало кто знает, но в нашей армии насчитывается более тысячи евреев, и у них тоже есть свой духовный наставник — это киевлянин Николай Корсун, полковник запаса, капеллан Христианской службы спасения, представляющий Еврейскую мессианскую общину.
— История еврейства интересна тем, что мы проходили непростые пути для того, чтобы выжить. Поэтому, к сожалению, у меня и жены нет документов, доказывающих, что мы евреи, — рассказывает «ФАКТАМ» Николай Корсун, военный капеллан. — Вообще к вере и церкви я пришел 30 лет назад. Это было взвешенное решение, поддержанное всей моей семьей. Все это время я практически не использую нецензурную лексику, не употребляю алкоголь, избегаю конфликтов с людьми и стараюсь помогать всем окружающим.
— Почему вы встали на путь капелланства?
— Начну с того, что я сам военный, ветеран российско-украинской войны, имею за плечами 25 лет службы. Поэтому четко понимаю, в чем именно нуждаются военнослужащие. Об этом мало рассказывают, но почти все военные получают психологические травмы в результате боевых действий. Со мной это тоже случилось в свое время… Но преодолеть острую фазу посттравматического синдрома мне помогли вера и еврейство. Я понял, что хочу развиваться не просто как верующий человек, а как личность. И в прошлом году у меня возникла идея попробовать себя на капелланском поприще. Обратился в Христианскую службу спасения, там занимаются подготовкой таких людей. После стажировки отправились с коллегами-капелланами на восток страны, на нулевые позиции.
— Я так понимаю, что эта поездка изменила вашу жизнь…
— Да. Именно тогда я увидел существенную разницу между находящимся в окопе солдатом и гражданскими священниками, между ними — большая пропасть. Духовной поддержки я почти не увидел и не почувствовал. Мы передали воинам продуктовые наборы, духовную и украинскую литературу. Когда спросил одного из разведчиков, сколько раз он видел капелланов, он ответил: дважды. Первый раз в 2014 году, второй раз это был я. Конечно, меня переполняла некоторая гордость, что приехал поддержать дух бойцов, а с другой стороны — как же может быть, что за семь лет военный не видел рядом священнослужителей, хотя как никто нуждается в духовном обеспечении? Тут я понял, что есть капелланы штатные, а есть по призванию. Представителем последних решил стать и я. Моя миссия — преодолеть пропасть между солдатом и церковью, чтобы последняя направила свои лица и усилия на помощь своим солдатам, которые ежедневно умирают и за нее тоже. Мы должны в первую очередь оказать духовную поддержку солдату, независимо от его вероисповедания. Хотя на войне, конечно, есть представители и Еврейской мессианской общины. А еще — капелланы римско-католической, греко-католической общин, протестантов, баптистов…
Читайте также: «Мы называли его побратимом»: рашисты убили военного капеллана в Донецкой области
— Расскажите о так называемом графике вашего служения и с какими вопросами чаще всего обращаются воины.
— На передовую ездим с коллегами-капелланами раз в десять дней. Чтобы быть ближе к защитникам, одеваемся принципиально в военную форму, не в рясы. Кроме гуманитарной помощи, везем «Новые Заветы» в формате пикселя — они небольшие и для солдат выступают определенной броней. Был даже случай, когда пуля застряла в священной книге и не смогла ее пробить… Уже на месте в первую очередь обнимаем каждого. Затем собираем всех и передаем поздравления военным от мирных граждан, раздаются слова благодарности и уважения. Говорим, что их называют героями, потому что они спасают нашу землю от врага. Что они самые лучшие и мы верим в них и молимся круглосуточно! Объясняем, что в Библии говорится, что военные — это слуги Божии для того, чтобы творить правду. Не грех защищать родную землю! Творим молитву спасения, Святое Причастие. А потом — индивидуальные собеседования с капелланом. Обычно спрашиваю, как у бойца дела, как его семья, как себя чувствует. То есть те вопросы, которые прозвучали бы из уст его самых родных людей.
— Во время личных разговоров о чем чаще всего рассказывают наши защитники и защитницы?
— Знаете, что заметил? Наши воины на войне, где каждый день над головами летят пули и теряются жизни, переживают за свои семьи. За себя — в последнюю очередь. Они по ночам не спят, волнуются за тех, кто дома, у них есть травма разлуки. Однажды во время одной из поездок ко мне подошла защитница. Ее разговор был лишь о том, чтобы все побратимы остались живы, она думала о них, тоже не о себе. Бывает так, что бойцы спрашивают меня, нормально ли чувство ненависти к своим врагам. Поскольку, как мы знаем, в Библии говорится, что «полюби врага своего». Поэтому я объясняю, что это касается личных взаимоотношений с ближним. А что касается оккупантов, то это нормально — мстить за убийства людей, за Бучу, Изюм, Херсонщину, за побратимов. После беседы капеллан индивидуально молится за военного и его нужды. А еще я не встречал ни одного тяжелораненого, который потерял какую-то часть тела и из-за этого не хотел жить!
— А как представители Еврейской мессианской общины на фронте живут церковной жизнью?
— Священный день — суббота, поэтому бойцы стараются отстраниться от мирских дел. Относимся к этому с пониманием, ведь это фронт, война, не всегда удается. Однако наши герои успевают достойно давать отпор и находят время для того, чтобы послушать Слово Божие. Был случай, когда боец, у которого на позиции не было света и Интернета, не мог молиться с нами онлайн. Для него мы на плеер записали шабаты и отвезли. Вы бы видели его радость. Поверьте, это для героя мощная духовная поддержка, здесь, на войне, ему не хватает общения с громадой. Поэтому всеми возможными способами стараемся позаботиться о защитниках. Также раз в неделю наши верующие отказываются от еды, молятся посильно. В первую очередь — за победу над врагами. Полагаю, что нашим солдатам нужна поддержка. Мы можем их послушать, подружиться с ними, угостить кофе, обнять и поблагодарить. Поверьте, уже этого будет достаточно.
631
Читайте нас в Facebook