«Расстреляли при свидетелях и без суда»: друзья расследуют гибель бойца, который прошел Иловайский котел, а был убит в 2022 году на Черниговщине
Уроженец Кропивницкого 44-летний Николай Стародубцев с 2014 года воевал в батальоне «Донбасс», был командиром саперного взвода. Имел позывной «Борис». Воин получил ранение в Иловайском котле и попал в плен. После освобождения и выздоровления снова пошел на фронт и был тяжело ранен под Дебальцево, почти месяц находился в коме, но выжил. После начала полномасштабного вторжения россии в Украину ветеран снова отправился защищать ее с оружием в руках. Однако 28 февраля в Черниговской области его нашли убитым. По словам друзей, воин погиб при странных и невыясненных обстоятельствах. Вроде бы публично был убит выстрелом в голову как предатель. Арестовал его представитель местной терробороны, а расстрелял при свидетелях без суда и следствия военный комиссар. Сейчас тело бойца эксгумировали и перезахоронили.
«На его глазах от тяжелых ранений и пыток умирали побратимы»
«С Николаем мы познакомились еще 15 лет назад, с тех пор и общались. Он отлично владел английским языком, был талантливым проектантом в сфере строительства, его приглашали на работу даже за границу. В 2014 году он, лейтенант запаса, принял решение идти воевать в батальон «Донбасс», — рассказал «ФАКТАМ» товарищ убитого Владимир Волошин. — В его обязанности входило минирование и разминирование территорий. Николай участвовал в освобождении Попасной, Лисичанска, Курахово, в боях за Иловайск и в обороне Дебальцево. Во время боев за Иловайск товарищ получил многочисленные тяжелые ранения, осколки застряли по всему его телу. Николай попал в плен к российским военным 76-й Псковской десантной дивизии, на его глазах от тяжелых ранений и пыток умирали побратимы, которым не было оказано никакой медицинской помощи. После того как несколько украинских солдат умерли без медицинской помощи, россияне отдали Николая вместе с другими ранеными бойцами Красному Кресту. Так он выжил…
Помню, как встречал его, даже не узнал. Измученный, с перебинтованным лицом. Долгое время Николай лечился в госпитале Днепра. После лечения товарищ снова вернулся в строй. В феврале 2015 года, во время обороны Дебальцево, получил тяжелое ранение, в результате чего пережил 17 дней комы. У него произошло кровоизлияние в мозг, ему провели трепанацию черепа. Случилось так, что они с побратимами попали в страшную аварию. Николай свой шлем командиру Семену Семенченко отдал, и это спасло ему жизнь. В этом же ДТП погибли два украинских бойца. Когда Николай вышел из комы и постепенно к нему начала возвращаться моральная и физическая сила, решил: почему после того отношения, которое было к нему в российском плену, он будет говорить на языке захватчиков? И что вы думаете? Он перешел на украинский язык и стал примером для других. Воину дали вторую группу инвалидности. Знаете, ни секунды ни я, ни другие знакомые и побратимы не сомневались в патриотической позиции Николая. Он ее демонстрировал не только на словах, но и на деле".
По словам собеседника, после пережитого Николай Стародубцев получил вторую группу инвалидности, его комиссовали из армии. За заслуги перед Родиной государство подарило квартиру в новостройке в Киеве, где в последние годы жил боец с женой и сыном.
«Мы поддерживали общение, он планировал сделать в жилище ремонт, был полон сил, — вспоминает Владимир Волошин. — Но после 24 февраля Николай был одним из первых, кто поехал в военкомат в Киеве. Там ему отказали из-за состояния здоровья. Тогда он поехал в родной Кропивницкий. Насколько мне известно, он сумел обойти медицинскую комиссию и попал в территориальную оборону, откуда они отправились на передовую. Многие не понимали этого, но Николай объяснял, что имеет немалый опыт и может поделиться им с более молодыми бойцами. 27 февраля мы последний раз общались с Николаем. Он сообщил, что с побратимами находится в Черниговской области и их колонну разбила авиация врага. Много потерь, раненых, кого-то захватили в плен, документы у товарища сгорели, уцелел только военный билет. На улице мороз, никакой помощи… Николай заявил, что будет ночевать в поле, потому что больше вариантов нет. Предлагал ему деньги отправить, но он отказался, потому что потерял и карточку. Я посоветовал ему добраться до какого-то населенного пункта, чтобы хотя бы согреться, поесть, а там бы уже разобрался, как действовать дальше. После этого связь с ним оборвалась».
«Даже на кресте специально указали другую дату смерти»
Уже через неделю товарищ Николая Стародубцева признался, что бойца нет в живых.
«И в этой ситуации больше вопросов, чем ответов, — продолжает Владимир Волошин. — Местные правоохранительные органы вообще не идут на контакт. Пришлось обращаться к своим источникам в этой структуре. Они подтвердили инцидент. Мол, Николая задержали терробороновцы в Козельце, потому что заподозрили в коллаборационной деятельности. Всю ночь его держали в местном доме культуры, там его допрашивали, среди них был военком. Утром он вроде бы стал угрожать гранатой, и за это его убил местный военком. Местные, с которыми общался, видели, как тело Николая еще целый день лежало прямо посреди города в луже крови. После замечаний его убрали и тайно вывезли на кладбище. Так даже на кресте указали нарочно другую дату смерти… Зачем? Николай — человек искренний, не злой. Он мог быть агрессивным только тогда, когда у него сильно болела голова, ведь он был очень чувствителен к погодным изменениям после операции на головном мозге. Скорее всего, военком и территориальная оборона начали его провоцировать, он разволновался и наговорил лишнего. Кроме того, его украинский язык был немного заторможен из-за того ранения. Они ведь не знали этого, поэтому Николай мог показаться им странным… Но в таком случае необходимо было отдать товарища сотрудникам СБУ или военной прокуратуры. Зачем расстреливать? Лишь несколько недель назад следователи провели эксгумацию тела, и, как сообщила жена Николая, у него насчитали четыре огнестрельных ранения.
По данному факту возбуждено уголовное производство по ст. 118 — «Умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны или в случае превышения мер, необходимых для задержания лица, совершившего уголовное правонарушение». Я давал показания следователям, больше ко мне никто не обращался".
Житель Козельца и общественный активист Игорь Корниенко первым обнародовал это резонансное дело. По его словам, ветерана АТО могли убить с целью обогащения.
«Дело в том, что в этих краях уже давно действует банда, которую покрывают представители силовых структур. Они занимаются отжимом жилья у социально незащищенных людей. Вполне реально, что за ночь они могли пробить адрес регистрации Николая и узнать, что он владелец квартиры в новостройке в Печерском районе, — говорит Игорь Корниенко. — С женой они вместе не проживали, тем более по ней видно, что запугана, она почти не идет на контакт».
Расследовать резонансное дело требует и бывший побратим погибшего — автор книги об Иловайске «Война, которой не было» Роман Зиненко.
«Николай Стародубцев. Мы вместе прошли Иловайск. „Борис“ был ранен и попал в плен. После обмена снова пошел воевать. Второе ранение получил под Дебальцево. А погиб в Козельце Черниговской области, — написал он на своей странице в „Фейсбуке“. — Погиб при странных и невыясненных обстоятельствах. Вроде бы публично выстрелом в голову как предатель. „Борис“ предатель? Говорят, открыто производство, ведется следствие. Говорят, что арестовал его командир местной терробороны, а расстрелял при свидетелях без суда и следствия местный военный комиссар. Я не верю в измену Николая. Я не могу полагаться на чьи-то рассказы и верить каждому слову незнакомых людей… НО: Николай погиб. Следствие же ведется не просто так. А так выглядит сегодня его могила: кто-то хочет „замести следы преступления“? Поэтому требование у меня одно: честное и открытое расследование смерти моего побратима. Поскольку не все списывает война. Преступления и в военное время остаются преступлениями. От имени всех побратимов Николая Стародубцева прошу свидетелей быть честными и смелыми, потому что не в силе Бог, а в правде».
Что же на самом деле произошло в то роковое утро? С этим вопросом «ФАКТЫ» обратились в Государственное бюро расследований. Однако там сообщили, что не занимаются делом, его передали в ГУНП в Черниговской области. В пресс-службе управления на запрос, отправленный 23 ноября, до сих пор не ответили. Параллельно письмо было отправлено в Деснянскую специализированную прокуратуру в военной и оборонной сфере. Прошел месяц — ответа тоже нет… Тем не менее журналистка готова выслушать их точку зрения на данную ситуацию.
«Следует выяснить, применяли ли участники этого дела предупредительные выстрелы вверх»
В свою очередь военный адвокат Роман Лихачев объясняет: военные не имели полномочий расстреливать бойца.
«Прежде всего нужно выяснить, было ли вообще правомерным задержание военнослужащего, за что конкретно его задержали, составлялся ли протокол задержания. Если человека задерживают, то проводится его личный осмотр. Делали ли его? И если да, то почему не нашли гранату, о которой идет речь. Кроме того, действует постановление Кабмина, согласно которому в случае задержания подозреваемого во время военного положения информируется Центр безвозмездной правовой помощи для предоставления ему адвоката. Если его не информировали, то, соответственно, и задержания не было. Также следует провести экспертизу, были ли следы рук бойца на взрывателе гранаты, держал ли он вообще ее в руках. Например, он просто мог держать ее, но не вытащил чеку, так зачем его тогда убивать? Применять оружие можно в случае, когда человека невозможно задержать, изъять боеприпасы и он представляет особую опасность для окружающих. Были ли учтены все эти моменты — вопрос. Кроме того, следует выяснить, применяли ли участники этого дела упреждающий выстрел вверх. А его обязательно следовало сделать. Единственное исключение — человек пытается выбросить гранату или оторвал чеку. Родным и побратимам погибшего советую дождаться результатов досудебного расследования и, ознакомившись с ними, обжаловать в суде».
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что в Киеве простились с бывшим узником кремля Геннадием Афанасьевым, погибшим в бою на Донбассе
8975Читайте также: Похоронили только через 9 месяцев: болезненная история 22-летнего защитника «Азовстали»
Читайте нас в Facebook