Когда польские актеры учили текст спектакля «Гаага», то не верили, что такой бред может говорить высшее руководство большой страны
Премьера спектакля «Гаага» украинки Саши Денисовой состоялась в польской Познани в годовщину российского нападения на Украину. Далее «Гаагу» поставят в Бостоне.
Иногда для терапии мы представляем себе судилище над теми, кто придумал, начал и ведет войну в Украине. Слово «Гаага» является воплощением надежды на справедливость, без которой наши глубокие раны не заживут еще долго. Украинка Саша Денисова поставила на сцене Польского театра в Познани спектакль, в котором представила, каким может быть гаагский суд.
Два часа на сцене идет судебный процесс над десятком военных преступников (шойгу, матвиенко, суровикин, симоньян, патрушев, ковальчук, сурков, пригожин, кадыров и, безусловно, путин). Есть прокурор и адвокат, а вот судить это отродье по сценарию отведено девочке, у которой война забрала родителей (она как Алиса в зазеркалье среди этих босховских монстров). Хотя не только ей — конечно, еще нам, зрителям. И несмотря на то, что режиссер, высмеивая, пытается показать безумие и тупость этих подсудимых псевдофилософов, присяжные-зрители непоколебимы: все эти клоуны несмешные и заслуживают высшей меры.
Кто знает, как будут вести себя на настоящем суде в Гааге упомянутые гады, но в спектакле они подражают поведению нацистских преступников в Нюрнберге: признают свою вину, как архитектор Гитлера Альберт Шпеер; притворяются, что потеряли память, как комендант Аушвица Рудольф Гесс; кричат во время допроса, как Герман Геринг. А еще они умоляют выпустить их, а девочка-судья слушает этот коллективный крик и комментирует: «Люди, которых завалило плитами домов, разрушенных вашими ракетами, тоже умоляли их вытащить и выпустить. Они кричали и плакали, пока не замолчали навсегда».
У каждого из подсудимых какая-то собственная абсурдная идея вроде биолабораторий с гусями, предназначенными для уничтожения россиян, а цитаты персонажей, которые звучат для многих зрителей как нереальный идиотизм, взяты из реальности. Польские актеры, когда учили текст пьесы, не верили, что такой бред говорят перед камерами власть имущие большой страны. К сожалению, не только говорят, но и всей страной в свои агрессивные идеи верят. Заставляя страдать невинных.
Главного преступника путина играет женщина. Чтобы избежать сравнений с оригиналом и провести аналогию с самой «россией-матушкой»: страшной, тиранической, закомплексованной, параноидальной.
«Гаага» производит впечатление на европейских зрителей, большинство из которых не знает нюансов того, что сейчас происходит в россии и Украине. «Меня втиснуло в кресло и не отпускало до конца спектакля, — делится впечатлениями полька Тереза. — И хотя местами персонажи выглядят комичными, послевкусие остается гнетущее».
Так вот, приговор большинству упомянутых преступников автор позволяет вынести зрителю самому. Поэтому вполне вероятно, что каждый из них умрет в любимом своем стиле: кадыров от пыток, суровикин от бомб, патрушев от новичка, симоньян от лжи, а путина сначала все предадут, а потом замочат в сортире. Ведь единственный возможный катарсис — это справедливое наказание для них всех. Очень хочется дожить до этого Судного дня…
Напомним, что в Варшаве летом состоялась премьера спектакля об украинских беженках. Несколько вечеров поляки и украинцы, не скрываясь, вытирали слезы и смеялись на премьерных показах спектакля «Шесть ребер гнева», созданного на основе реальных историй беженок из Украины.
Фото Magda Hueckel
879Читайте нас в Facebook