«Чтобы привлечь к ответственности путина, вероятно, понадобится смена режима в россии»: эксперт о суде над агрессором
Создание специального трибунала в Гааге для рассмотрения преступления агрессии против Украины необходимо. Об этом в интервью ntv. de заявила Уна А. Хетевей — профессор международного права Йельского университета, которая входит в состав консультативной группы Государственного департамента США и была специальным советником Пентагона в 2014—2015 годах.
«Нюрнбергский процесс был первым в истории, когда рассматривались преступления против мира. Это заложило основу для объявления войны вне закона. С тех пор изменились основания для определения преступления против мира или, вернее, преступления агрессии. Сегодня мы полагаемся на Устав Организации Объединенных Наций, созданный в 1945 году. Он запрещает государствам применять силу друг против друга, за исключением случаев, когда они действуют в целях самообороны или получили разрешение на применение силы от Совета Безопасности ООН. Преступление агрессии — это незаконная война, нарушающая Устав ООН. Международный уголовный суд (МУС) не имеет юрисдикции относительно преступления агрессии против Украины. Ни россия, ни беларусь не ратифицировали Римский устав — так называется договорная база МУС. Расследование МУС против россии касается преследования лиц за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Следовательно, если мы хотим привлечь россию к ответственности за преступление агрессии против Украины в целом, должен быть создан специальный трибунал».
Наибольшие вызовы в связи с этим, добавляет эксперт, — политические, а не юридические. В идеале должно состояться голосование на Генеральной Ассамблее ООН.
«Она должна рекомендовать Генеральному секретарю ООН достичь договоренности с Украиной о создании такого специального трибунала, — говорит Уна А. Хетевей. — Это потребует одобрения большинства государств в Генеральной Ассамблее. На сегодняшний день она дважды подавляющим большинством голосов осудила незаконную агрессию россии: 141 голос во время первого голосования и 143 голоса во время второго, причем в обоих случаях только пять голосов было против. Но теперь на очереди еще один шаг. Речь идет о развитии политической воли к действиям. Британия предложила создать „гибридный“ трибунал, который был бы интегрирован в национальную судебную систему Украины и мог быть усилен международными элементами. Проблема „гибридного“ трибунала состоит в том, что, если он будет создан в рамках украинской судебной системы, личный иммунитет все равно будет распространяться на главу государства, главу правительства и министра иностранных дел страны-правонарушителя».
Профессор международного права считает, что если бы существовал международный трибунал, созданный соглашением между ООН и Украиной на основе рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, то личный иммунитет не применялся бы. В результате путин, лавров и лукашенко не были бы защищены.
«Увидим ли мы когда-нибудь этих людей на скамье подсудимых? Каковы шансы, что их действительно привлекут к ответственности? Реально эти шансы не очень велики, — считает профессор. — Но и не нулевые. Чтобы привлечь к ответственности кого-то вроде путина или лаврова, вероятно, потребуется изменение режима в россии. Пока это кажется маловероятным, хотя и не невозможным» .
Напомним, что недавно Украина получила еще одно мощное решение Парламентской ассамблеи Совета Европы в поддержку создания Специального трибунала для преследования за преступление агрессии россии против Украины.
380Читайте также: Специальный трибунал для путина: кто из стран тормозит данный вопрос
Читайте нас в Facebook