Не раскаялись: суд вынес приговор родителям, которые убили и сожгли 5-летнюю дочь, отнятую ими у приемной семьи
Эта жуткая история в свое время потрясла Украину. В Житомирской области родители убили и сожгли в печи свою пятилетнюю дочь. Несмотря на то, что все в селе знали эту семью как неблагополучную, убийцам удавалось скрывать исчезновение девочки долгие девять месяцев — они просто не пускали представителей соцслужб к себе домой. А последние особо и не стремились туда попасть.
Не меньше потрясает в этой истории то, что однажды девочку уже забирали у родителей-извергов. Около трех лет она прожила в детском доме семейного типа. За это время состояние ее здоровья заметно улучшилось (у маленькой Даши были ДЦП и ряд других тяжелых диагнозов). Но когда биологические родители внезапно захотели вернуть дочь, соцслужбы безоговорочно встали на их сторону. Кончилось тем, что родители девочку убили.
Сейчас, спустя почти четыре года, убийцам был вынесен приговор: отец получил 15 лет лишения свободы, мать — 7 лет. Но кое-кто в этой истории так и остался безнаказанными.
«Мать Даши постоянно избивала сожитель, ломал ей руки. Бил, и когда та была беременной»
Следствие установило, что родители убили маленькую Дашу в августе 2018 года. Как потом рассказала мать девочки, во время очередной семейной ссоры ее сожитель толкнул Дашу. Девочка упала, ударилась головой и потеряла сознание. «После неудачных попыток сделать ей искусственное дыхание сожитель женщины разжег в печи огонь и сжег тело девочки, а кости вынес на улицу», — сообщили в областном управлении полиции Житомирской области .
Исчезновение девочки долго оставалось незамеченным. Информация о том, что Даша, возможно, была убита, поступила в полицию только в мае 2019 года. Когда правоохранители пришли к ее родителям, мать заявила, что с ее дочерью все хорошо, и показала ребенка, одетого в девчачьи вещи. Но оказалось, что это ее сын, которого она пыталась выдать за пропавшую дочь.
Смерть маленькой Даши стала личной трагедией для Натальи Коберник — приемной мамы, в семье которой девочка прожила три года. Рассказывая «ФАКТАМ» о Даше, Наталья называла ее дочерью. И поведала о своей долгой и бесполезной борьбе с соцслужбами, представители которых почему-то решили, что у родителей-алкоголиков девочке будет лучше.
В семью Натальи Даша попала, когда ей было всего полтора года. Девочка тогда оказалась в больнице со страшными побоями.
— На ней не было живого места, — рассказала «ФАКТАМ» Наталья Коберник. — Ее били родители. Я узнала о Даше от начальника Службы по делам детей в Житомире. Чиновница сказала мне, что есть девочка, которой сейчас ищут приемную семью. Это было в мае 2015 года. Оказалось, что еще в октябре 2014 года Дашу забрали у родителей. Те были пьяные. А девочка была так избита, что даже не могла сидеть.
Семь месяцев Даша жила в больнице. Ее судьбой никто не интересовался, а родители продолжали вести привычный образ жизни. В результате Даше дали статус ребенка, лишенного родительской опеки. Но ее мать при этом родительских прав не лишили, это должен был быть уже следующий этап .
Как только я увидела Дашу, сразу поняла, что мы ее заберем. Диагнозы меня не пугали, хотя до нее у нас не было деток с подобными проблемами со здоровьем. Медсестра сказала, что Даша ни к кому не идет на руки. А ко мне она сразу протянула ручки и сказала: «Мама».
В свои полтора года она весила всего семь килограммов. Это был истощенный больной ребенок. Мы сразу же начали с ней работать. Стали водить ее к специалистам, прошли 12 курсов реабилитации. И добились хорошего результата. Разработали Даше ручку, она уже могла брать этой рукой предметы. В нашей семье Даша росла в любви и заботе.
Почему же девочку вернули биологическим родителям? По словам Натальи, началось все с того, что неожиданно объявилась ее родная бабушка. Сказала, что хочет увидеть внуку, чему Наталья с мужем не препятствовали.
— Бабушка рассказала, что ее дочь (мать Даши) постоянно избивал сожитель, издевался, ломал ей руки, — говорит Наталья Коберник. — Бил, и когда та была беременна. Кстати, поэтому Дашенька и родилась с параличом. У матери Даши было еще двоих детей, но их у нее забрали, а ее саму лишили родительских прав.
Сначала к нам приехала только бабушка. В следующий раз она привезла и дочь — маму Даши, а потом и ее сожителя. На этих людей было больно смотреть. Сразу стало понятно, кто они и что собой представляют. Дашенька их боялась. Я понимала, что эти встречи только травмируют ребенка. Но как только попыталась что-то об этом сказать, в ситуацию вмешались незнакомые люди, которые назвали себя активистами.
Эти люди стали кричать, что я плохая приемная мать, если не даю Даше видеться с ее биологической матерью. Затем именно эти активисты помогли матери Даши подать в суд и вернуть ребенка. Когда стало ясно, что биологические родители хотят забрать Дашу, представители соцслужб наконец-то подали в суд, чтобы лишить эту женщину родительских прав. Не понимаю, что им мешало сделать это раньше. А тут получилось, что мать Даши сама подала иск, чтобы вернуть ребенка. И Житомирский областной апелляционный суд почему-то стал на ее сторону.
И хотя Наталья с мужем продолжили судиться за Дашу, девочку вернули ее биологическим родителям.
«Не беспокойтесь, мы все проверяем, держим на контроле. Родители не пьют, ребенок развивается»
— Дашу забрали 12 апреля 2018 года. А уже в августе эти изверги, оказывается, ее убили, — рассказала Наталья. — Последние девять месяцев никто не знал, где Даша и что с ней происходит. Хотя соцслужбы должны это контролировать. Они обязаны регулярно приходить в неблагополучную семью и проверять, все ли с ребенком в порядке. Когда я им звонила, соцработники говорили: «Не беспокойтесь, мы все проверяем, держим на контроле. Родители не пьют, ребенок развивается». А в январе 2019 года неожиданно выяснилось, что Дашу уже несколько месяцев не видел ни один социальный работник. Представители соцслужбы из Овручского района трижды приходили в эту семью и ни разу не видели ребенка. «Как это так? — спрашивала я. — А если они ее убили?! «Наталья Анатольевна, что вы такое говорите?! — отвечали мне соцработники. — Кто мог ее убить?» А оказалось, нашей Дашеньки на тот момент уже действительно не было в живых…
Читайте также: В Днепре женщина-фармацевт вколола своему 1,5-летнему сыну смертельную инъекцию
Говоря об «активистах», не без помощи которых Даша оказалась в руках извергов, Наталья предполагала, что на самом деле этих людей интересовал совсем не ребенок, а земля, где находился дом семейного типа: «Здесь хорошая и дорогая земля. Нам с мужем не раз намекали, что мы должны отсюда выселиться. А когда „активисты“ после решения суда пришли забирать у нас ребенка, они выламывали в нашем доме двери и окна и кричали, чтобы мы отсюда убирались».
О том, что эта ужасная ситуация стала возможной из-за вмешательства в судьбу погибшей девочки так называемых активистов, которые сопровождали судебные процессы и всячески влияли на то, чтобы ребенка забрали из приемной семьи, в 2019 году отмечали и в полиции. Однако официальных обвинений этим людям никто так и не выдвинул.
Сообщая о приговоре биологическим родителям девочки, в прокуратуре Житомирской области отметили, что убийцы своей вины так и не признали:
«Следствием была проведена кропотливая работа. В целях поиска следов преступления было перекрыто русло реки, где обнаружены человеческие останки со следами термического сожжения. Судебные экспертизы установили, что они принадлежат ребенку. В суде фигуранты свою вину не признали, перекладывали ответственность друг на друга. В содеянном не раскаялись» .
«ФАКТЫ» связались с Натальей Коберник, чтобы узнать ее мнение о приговоре. Наталья вместе со своей большой семьей сейчас в Нидерландах, куда они вынуждены были переехать из-за полномасштабного вторжения россии.
— Мне очень жаль, что люди, с подачи которых Даша оказалась в семье убийц, так и не понесли никакого наказания, — сказала «ФАКТАМ» Наталья. — В отношении этих «активистов» даже не было открыто уголовное производство. Поэтому не все виновные в этой истории наказаны. Мы долго боролись за нашу Дашеньку, судились. И после ее смерти Верховный суд отменил решение Житомирского апелляционного суда о возвращении Даши биологическим родителям. Но было уже слишком поздно… Это боль, которая будет со мной всю жизнь. Возможно, вы не поверите, но я чувствую, что Даша рядом. 8 марта ко мне подошел мальчик из другой семьи и сказал: «Тетя Наташа, а мне сегодня Даша приснилась. Она сидела здесь, в вашем кресле». Он сказал, что Даша заметно повзрослела и выглядит ровесницей нашего приемного сына Мирона, с которым они были погодками. В тот же день мы узнали, что убийцам вынесен приговор.
Мы не ходили на суды — последний год из-за войны вынуждены находиться за границей. Когда Украину начали бомбить, представители соцслужб сначала вывезли нас в укрытие — в подвал. Мы с девятью детьми просидели там трое суток, после чего я автобусом поехала с ними за границу. Муж остался, пошел в терроборону. Но когда там узнали, что у него девять детей, его отказались брать. Летом он приехал к нам… Думаю, мы бы не ходили на суды, даже если бы были в Украине. Прийти посмотреть на убийц нашей Даши? Я не хочу их видеть. Пока Дашенька была жива, мы судились за нее и готовы были горы свернуть, чтобы ее забрать. Но после ее смерти все это потеряло смысл…
Напомним, недавно Верховный суд поставил точку в другом громком деле: в Кривом Роге приемные родители расчленили, сожгли и утопили 6-летнюю девочку.
3727Читайте нас в Facebook