«иван мазепа так заботился о строительстве и восстановлении церквей, что его называли новым князем владимиром»
Софийский собор, древнейший из сохранившихся до наших дней христианских храмов Восточной Европы, славится своими великолепными мозаиками и фресками, созданными почти тысячу лет назад. Но, как оказалось, в соборе есть и другая ценнейшая настенная живопись, большую часть которой, впрочем, сейчас увидеть невозможно: она 70 лет скрыта от людских глаз под слоем краски. Речь идет об образах, которыми украшена капелла Ивана Мазепы — расположенная внутри собора небольшая церковь дворцового типа. Ее роспись уникальна, ведь живопись времен опального гетмана почти не сохранилась. Поэтому ученый совет Национального заповедника «София Киевская» принял решение снять закраску, чтобы показать роспись многочисленным посетителям. На прошлой неделе реставраторы приступили к работе, которая займет около года.
«Из капеллы казацкая старшина отправлялась на балкон — хоры. Простолюдинам подниматься туда запрещалось»
О капелле Ивана Мазепы и о том, что зашифровано в некоторых ее образах, мы попросили рассказать заведующую отделом научно-исторических исследований Национального заповедника «София Киевская» доктора исторических наук Надежду Никитенко. Напомним, Надежда Николаевна в опубликованном в «ФАКТАХ» 21 ноября интервью поведала о найденной в Софийском соборе сенсационной надписи, которая была нацарапана почти тысячу лет назад. Она неопровержимо доказывает: слава создателя величественного храма приписана Ярославу Мудрому незаслуженно, на самом деле начинал строить Софию его отец — Владимир Креститель.
Мы с Надеждой Никитенко заходим в собор и направляемся к правому крылу храма. Путь к дверям, ведущим в капеллу Мазепы, преграждает натянутая на столбики веревка: туристам вход пока не разрешен.
- Во времена Киевской Руси отсюда можно было попасть в открытую галерею, которая с трех сторон окружала храм, — объясняет профессор Никитенко. — В XVIII веке, при гетмане Мазепе, галереи перестроили в закрытые помещения с алтарями. Так образовались новые приделы собора. Тот, в который мы сейчас войдем, стал дворцовой капеллой (своеобразной церковью в церкви) гетмана. Придел посвятили двенадцати апостолам и начали называть Апостольским. Уже в наше время прижилось второе, кстати, предложенное мною, название — «капелла Мазепы».
Капеллой оказалось относительно небольшое помещение метров 25 в длину и 8 в ширину.
- Почему именно здесь создали придворную церковь гетмана? — спрашиваю у историка.
- Смотрите, из капеллы идет широкий ход в башню. Его пробили в стене при Мазепе. В башне — винтовая лестница на отводившиеся еще со времен Киевской Руси для высшей знати хоры (балкон). Простолюдинам входить туда запрещалось. Так было и в годы Гетманщины, с той лишь разницей, что князья заходили в башню с подворья собора, а Мазепа с казацкой старшиной — через капеллу.
- Почему ее живопись закрашена?
- Это сделали в 1938-1939 годах. В 1962-м роспись открыли, отреставрировали и снова закрасили светло-бежевой краской (тонировали). Тогда считалось, что церковная живопись XVIII-XIX веков художественной ценности не имеет. Религиозные сюжеты вообще старались убрать с глаз долой. Тем не менее реставраторы не содрали красочный слой, а только спрятали живопись под тонировкой. Ее можно смыть, и сегодня в местах пробных расчисток живопись радует глаз яркими красками. Да вы сами посмотрите: вот алтарная роспись, открытая в конце 1980-х. Конечно, ее обновляли (»освежали») в XIX веке, но появилась она в начале XVIII столетия, при Мазепе. В центре изображен Христос на престоле в окружении огненных херувимов. По правую руку от него — князь Владимир Креститель, по левую — княгиня Ольга.
«Гетман Мазепа считал себя потомком Рюриковичей»
- Думаю, в том, что здесь изображен именно Владимир Креститель, есть особый смысл, — продолжает Надежда Никитенко. — Современники сравнивали Мазепу с этим князем, построившим величественные храмы — Десятинную церковь и, как сейчас выяснилось, Софийский собор. Достаточно вспомнить историческую драму «Владимир» украинского писателя и философа XVIII века Феофана Прокоповича. В ней гетман назван новым Владимиром, заслуженно назван. Аналогия с прославленным князем напрашивалась сама собой, ведь никто из гетманов не сделал для церкви так много, как Мазепа: он восстановил и построил 20 каменных храмов, отреставрировал Софийский собор. Мазепа не скрывал, что считает себя потомком Рюриковичей, более того, претендовал, как Владимир Креститель, на то, чтобы его величали тринадцатым апостолом. Обратите внимание: на голове у князя шапка Мономаха, служившая короной киевским князьям и московским царям. Похоже, Мазепа видел себя в образе Владимира с шапкой Мономаха на голове — полноправным князем Украины.
А образ княгини Ольги вызывает ассоциации с матерью гетмана Марией-Магдалиной Мазепиной. В 1705 году она стала игуменьей аристократического Вознесенского монастыря на Печерске. Монастырь стоял напротив главных ворот Лавры, и на его украшение сын Марии, Иван Мазепа, не жалел средств.
- Почему Ольга напомнила вам мать Мазепы?
- Княгиня одета в платье времен Гетманщины. Это очень дорогие одежды, которые носили знатные украинские женщины. Но, пожалуй, самым убедительным аргументом является то, что она держит в руках сосуд с целебным миром (ароматическим маслом). Нигде больше Ольга так не изображена. Зато именно таким образом принято изображать святую равноапостольную мироносицу Марию-Магдалину, которая была небесной покровительницей Марии-Магдалины Мазепиной.
Когда я начала изучать эту капеллу, не было известно даже то, к какому периоду относится ее живопись. Думали, что это сюжеты XIX века, и лишь в некоторых местах усматривали остатки красочного слоя XVIII-го. Считали этот ансамбль не заслуживающим особого внимания. Теперь, после кропотливой работы в архивах, изучения литературы и гравюр времен Мазепы, мне удалось выяснить: капелла и ее роспись непосредственно связаны с Иваном Мазепой. Удалось установить и то, какая еще живопись скрыта под слоем тонировки: изображения сподвижника князя Владимира первого киевского митрополита Михаила Сирина (сирийца) и митрополита Макария, убитого татарами в 1497 году. Мощи Макария во времена Мазепы находились в Софийском соборе, считались исцеляющими. В конце 1920-х годов их перенесли во Владимирский собор, где они находятся поныне. Под тонировкой также спрятаны образы святых просветителей Кирилла и Мефодия, уменьшенная копия Богородицы Оранты, великолепная мозаика которой находится в основной части собора, и ряд других изображений. Это целый художественный комплекс, подобного нигде нет.
502Читайте нас в Facebook