«Боже, если выиграю миллион, то все деньги на себя не потрачу»: семья погибшего героя в память о нем помогает детям
Денис Вербицкий из Одесской области погиб во время выполнения боевого задания летом прошлого года в Донецкой области, тогда оккупанты сбросили на его позицию снаряд с дрона. В память о защитнике с позывным «Верба» его мама и сестра подарили площадку детскому саду «Солнышко», который в свое время посещал герой и где учатся его племянники.
— Знаете, я до сих пор не могу смириться с тем, что Дениса нет. Он старше на 12 лет и был мне братом и даже отцом, потому что мама нас воспитывала сама, — рассказала «ФАКТАМ» сестра защитника Ирина Худченко. — Именно он учил меня писать, читать, всегда подчеркивал, что я у него должна быть лучшей во всех смыслах. Когда я пошла в школу, Дениса забрали в армию, он проходил службу в Десне. Ему по душе была специальность танкиста. Однако брата пришлось отозвать, потому что нам было очень трудно финансово справиться со всеми проблемами. Вернувшись домой, Денис нашел работу на местном аграрном предприятии. Кем он только не был — и комбайнером, и трактористом, он трудился даже по ночам. Мама держала хозяйство, работала дворником, техничкой в школе. Однажды брата отправили в Одессу на курсы по сверлению, после которых взяли на работу на завод по производству японских машин. Денис вытачивал детали, и у него это очень хорошо получалось. Устроившись там, забрал нас с мамой в Одессу. Мы прожили там три года, я пошла в школу, брату как лучшему работнику даже сделали подарок — серебряное сверло. Времени на себя у брата не было, хотя мы не раз просили его отдохнуть немного, уделить внимание личной жизни. Однако Денис говорил, что боится жениться, потому что переживает, чтобы его дети так тяжело не жили, как мы…
Потом получилось так, что завод обанкротился. И тогда мы решили возвращаться в Николаевку. Денис стал ездить на заработки по Украине, потом мы начали засевать свою землю. Мама создала фермерское хозяйство, брала кредиты, брат, чтобы сэкономить, сам садился в трактор или комбайн и собирал зерно. Более того, его еще и параллельно нанимали, чтобы другим помог. Потом я получила образование педагога и стала еще одним кормильцем в нашей семье. Поэтому стало немного легче. Жили мы все вместе и очень дружно. Заработанные средства вкладывали в ремонт дома, мебель, хотели вырваться из этого ярма. И нам это удалось. Но в нашу привычную жизнь ворвалась антитеррористическая операция.
— Денис одним из первых пошел воевать?
— Можно и так сказать. Как-то Денис заявил, что пойдет воевать, чтобы оккупанты, которые уже отобрали Крым, не пришли на Одесчину. Тогда еще и не платили всем, и амуниции не хватало, но брата это не остановило. Мама умоляла брата одуматься. Поскольку во время службы в Десне Денису оперировали грыжу на позвоночнике, по состоянию здоровья он не подходил. Но об этом мы даже не знали, потому что брат скрывал. Чтобы попасть в войска, Денис пошел на уловки и как-то договорился, что все-таки стал военным. Сначала служил в 28-й бригаде, затем в 72-й отдельной механизированной бригаде имени Черных Запорожцев. Денис никогда не прятался в тылу, все время на передовой — он прошел Марьинку, Авдеевку, Донецкий аэропорт. Через год он выучился на стрелка-снайпера и гранатометчика, пройдя обучение у иностранных военных. А потом уже не было такого оружия, из которого брат не мог бы стрелять.
За все время он, наверное, всего месяц был в отпуске. Две контузии, паховое ранение было. Часто брат жаловался, что оно болит, потом перестал слышать на одно ухо. В армии он постарел, сильно похудел, пережил стресс во всех смыслах. Но мысли о том, чтобы бросать службу, у него не возникало никогда. Для поддержки брата с его побратимами мы с мамой постоянно волонтерили. Брали мясо, сало и перерабатывали, пекли пирожки, чтобы защитники помнили, что о них заботятся, и чтобы хоть на мгновение могли почувствовать вкус и запах дома.
В 2018 году Денис вернулся домой, но на посттравматический синдром не жаловался, просто не хотел говорить о пережитом. Брат уже и на работу пошел, но через год позвонили его побратимы и позвали назад. Мол, таких опытных не хватает и он мог бы быть инструктором. Некоторое время Денис раздумывал, потом согласился. Но на этапе медкомиссии снова возникли проблемы из-за его перенесенных ранений. Опять Денис решил прибегнуть к уловкам, и документы ему таки подписали.
Сначала брат попал на полигон на учебу, там у него с командованием возник конфликт, потому что не соглашался с правилами, которые ему диктовали. Речь шла о том, что солдат должен быть идеально выбрит, подстрижен, а если нет — все время штрафовали. На это Денис ответил, что если ты в аду войны и на руках умирает товарищ, то к черту все, главное — спасти и самому выжить. Но там объяснения брата даже слушать не хотели. Его уже так достали, что он просто бросил всё и пошел на трассу, где поймал автобус. А потом нам пришло письмо, что брат оставил часть. Началось расследование, уже во время которого командир просил прощения, потому что, мол, не знал, что перед ним воин, который столько пережил, а над ним так морально издевались.
Мне Дениса тогда было очень жалко. Потому что в кармане нет ни копейки, в сердце — боль из-за потери побратимов, жара, голод. Вы не поверите, но даже это не сломило брата. Он решил продлить службу. Нам сказал, что это уже последний его контракт. А потом он купит трактор и будет засевать землю. Мы не виделись полтора года. А затем маму парализовало, и брат наконец-то приехал в отпуск по уходу за ней. С мамой он пробыл месяц в больнице, мы поставили ее на ноги. Но после этого Денис вернулся к побратимам. Говорил, что приедет в конце февраля 2022 на мой день рождения. А спустя два дня началась большая война. Маме, когда услышала об этом, стало плохо, началась паника. Но брат успокоил, что все хорошо, до них не долетает. Естественно, он не хотел нас травмировать морально. Хотя мы просили приехать в отпуск, потому что ведь столько лет жизни отдал службе. Но Денис ответил, что таких опытных, как он, там мало и нужно учить кого-то, чтобы его заменили.
Читайте также: «Мы так хотели просто жить»: под Запорожьем погиб защитник из Винницкой области, который был на войне с 2015 года
— Что известно об обстоятельствах гибели брата?
— У мамы день рождения 12 августа. Денис сказал, что его сменят и он приедет. Мы так радовались этому, мама накупила ему новой одежды, параллельно делала ремонт в его комнате, планировала праздничное меню. Накануне, 5 августа, брат сообщил, что в ближайшее время не будет выходить на связь, потому что должны быть сильные обстрелы и нужно перебазироваться. А моему мужу сбросил видео, там был снаряд, который упал возле его блиндажа и не взорвался. На следующий день смотрю, что Дениса не было в соцсетях. 8 августа я сконтактировала с его побратимами, которые были на других позициях. Они просили не волноваться, ведь Денис воевал столько времени, он опытный. Я немного успокоилась. Однако уже на следующее утро к нашему дому подъехал сельский голова. Без лишних слов поняла, что произошло непоправимое. Он только сказал мне: «Ира…», а я закричала «Нет!». Вручил «похоронку».
Дальше все было как в тумане. Выяснилось, что в тот же день, когда мы общались с братом, началось наступление. Денис надел каску и бегом к своей установке. Он попал под артиллерийский обстрел. С дрона оккупанты бросили ему под ноги «кассету». Ребята бегом к нему, верили, что жив… Но все осколки полетели в лицо, шею. Смерть наступила на месте.
Похоронили мы Дениса со всеми почестями в Николаевке. Скоро год, а мы всё еще ждем его. Каждую неделю везем на кладбище его любимые красные розы, он называл их своим талисманом. Трудно переживают утрату и племянники, обоих моих детей крестил брат. Когда покупаем в магазине конфеты, то дочь с сыном спрашивают, повезем ли это дяде Денису. Больно аж до неба.
Читайте также: Война заставила мужчину отложить все личные дела: российские обстрелы оборвали жизнь украинского защитника
— Получив выплаты от государства, ваша семья решила сделать хорошее дело. Как пришли к такому решению?
— Все мы знаем, что мысли материализуются. Когда-то мы с братом играли в лотерею, и однажды он сказал: «Боже, если выиграю миллион, все деньги на себя не потрачу». Он тогда работал недолго в интернате и настолько любил детей, что заявил, что потратит средства на них. Купит ноутбуки, и в садик что-то купит, и в школу. Денис считал, что если ты что-то получил, нужно делиться с другими. Брат был добрым. Не раз у него занимали деньги и не возвращали, так он и не просил никогда. А сколько он деткам просто так покупал игрушек, сладостей. И когда мама получила выплаты от государства, мы решили выполнить волю Дениса и сделать что-то хорошее в память о нем. Выбор пал на детский садик, куда ходил и наш брат, потому что там площадка уже старая, было бы неплохо обновить. Заведующая поддержала. Мы заказали красивый и качественный комплекс и уже установили его. Детям он понравился. А теперь планируем и для школы что-то купить, они пока выбирают. Думаю, что Денис видит это с небес и счастлив, что мы так поступили. Хочется, чтобы о нем не забывали даже после смерти. Он достоин этого, как и каждый наш воин!
В садике, признаются в администрации, тронуты поступком семьи воина, отдавшего жизнь за Украину.
— Денис посещал наше заведение, но, к сожалению, уже не осталось воспитателей, которые с ним занимались. Воин погиб, однако память о нем осталась в наших сердцах, — сказала «ФАКТАМ» Алена Харькова, директор Николаевского учреждения дошкольного образования (ясли-сад) № 1 «Солнышко». — Узнав, что семья хочет сделать подарок заведению, мы были тронуты до слез. Если у мамы и сестры находятся силы делать добро людям и продолжать жизнь, то эту страну точно не сломить. Этот игровой комплекс поможет воспитать у малышей мужество и силу. У него есть ступеньки, которые развивают ловкость. Дети знают, что наши воины защищают страну, таким образом, воспитываем их с детства патриотами.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что под Угледаром погиб воин, которого называли идеальным человеком.
1066Читайте нас в Facebook