Обнаружив в приобретенном товаре существенные недостатки, покупатель может вернуть его в магазин и потребовать назад деньги
В номере от 8 декабря «ФАКТЫ» опубликовали материал «Если новые ботинки «каши просят» », в котором коснулись ряда вопросов, связанных с правилами выбора качественной обуви, ее эксплуатации и прав покупателей в случае, если в изделии обнаружились дефекты. К сожалению, объем газетной полосы не позволил нам во всех подробностях изложить положения Закона «О защите прав потребителей», касающиеся прав покупателей, выявивших недостатки товара в течение гарантийного срока. В то же время, как выяснилось из многочисленных звонков наших читателей, именно эти вопросы вызывают у них наибольший интерес и часто становятся причиной споров с продавцами.
Уже два года в Украине действует новая редакция Закона «О защите прав потребителей», которая существенно сужает эти права
Дело в том, что многие люди до сих пор руководствуются нормами прошлой редакции закона, предоставлявшего потребителям очень широкие права. Так, если приобретенный товар в течение гарантийного срока выходил из строя, покупатель по своему усмотрению мог либо согласиться на ремонт, либо обменять вещь на другую, либо сдать ее в магазин и получить назад деньги.
Однако уже два года (с декабря 2005 года) в Украине действует новая редакция Закона «О защите прав потребителей», которая существенно сужает эти права, о чем «ФАКТЫ» подробно рассказывали читателям.
Нынешняя редакция закона отличается от старой тем, что вводит понятие «существенный недостаток» товара. Согласно юридической формулировке, существенный недостаток — это такой, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, который возник по вине производителя (продавца, исполнителя работ), после устранения проявляется снова по не зависимым от потребителя причинам и при этом обладает хотя бы одним из приведенных ниже признаков.
1. Он вообще не может быть устранен.
2. Его устранение потребует более 14 календарных дней.
3. Как гласит закон, наличие этих недостатков делает товар «существенно другим, чем предусмотрено договором».
Права потребителей в случае приобретения товара, имеющего просто недостатки и имеющего существенные недостатки, значительно отличаются.
В случае выявления в товаре недостатков (не существенных) в течение установленного гарантийного срока человек, согласно Закону «О защите прав потребителей», имеет право предъявить продавцу одно из нижеприведенных требований.
1. Пропорциональное снижение цены. То есть товар остается у покупателя, но продавец выплачивает ему часть стоимости изделия.
2. Бесплатное устранение недостатков товара в разумный срок. Иными словами, продавец может произвести гарантийный ремонт изделия. (Определения термина «разумный срок» закон не дает. Впрочем, другая статья закона содержит положение о том, что недостатки должны быть устранены в течение 14 дней или по соглашению сторон в другой срок. )
3. Возмещение затрат на устранение недостатков товара. Покупатель производит ремонт за свой счет, а магазин возмещает ему стоимость этого ремонта.
В случае, если в товаре обнаружился существенный недостаток, возникший по вине производителя (продавца, исполнителя), или оказалось, что товар сфальсифицирован, тогда покупатель вправе предъявить к продавцу или производителю одно из следующих требований (на свой выбор).
1. Расторжение договора и возвращение уплаченной за товар денежной суммы. При этом, если за время, прошедшее с момента покупки, товар подорожал, потребителю должны вернуть сумму, соответствующую новой цене. А если товар подешевел, то возвращается сумма, уплаченная при покупке.
2. Замена товара на такой же либо аналогичный из числа имеющихся у продавца или производителя. При этом в случае замены товара аналогичным производится перерасчет его стоимости. То есть если новая вещь дороже, то покупатель должен доплатить, а если дешевле, то ему возвращается разница. Для определения стоимости заменяемого товара применяется то же правило, что и при возврате денег: если со времени покупки товар подорожал, учитывается его новая цена, а если подешевел — та, которая была за него уплачена. Если же товар меняется на такой же, перерасчет цены вообще не производится.
В юридических спорах и покупателям, и продавцам лучше руководствоваться полным текстом закона
Требования, согласно закону, потребитель предъявляет по своему выбору продавцу по месту покупки товара, производителю или же предприятию, которое удовлетворяет их по месту нахождения потребителя.
Рассматриваются требования потребителя после того, как он предъявит расчетный документ (чек, квитанцию), выданный ему при приобретении товара. На документе должна быть обозначена дата совершения покупки.
Есть в законе еще и такое интересное положение: потребитель имеет право предъявить одно из требований, перечисленных выше, а в случае его невыполнения — «предъявить другое требование». Что может делать покупатель, если и другое требование тоже не выполняется, закон не поясняет.
В заключение считаем своим долгом пояснить читателям, что газета не является нормативным документом и не годится для разрешения юридических споров. Газетные материалы содержат лишь основные положения законов, изложенные по возможности в популярной форме. Приводить полный текст законов нам не позволяет ни жанр, ни объем. Например, только один Закон «О защите прав потребителей» занимает 54 страницы.
Поэтому, вдаваясь в юридические споры, и покупателям, и продавцам лучше руководствоваться полным текстом закона. Прочитать его можно, например, на сайте Верховной Рады: http://portal. rada. gov. ua/. Печатный экземпляр также иногда находится в самом магазине, если там имеется «Уголок потребителя». Ознакомившись с текстом закона, читатель не только найдет в нем те правила, о которых написано выше, но и обнаружит много другой интересной и полезной информации.
532Читайте нас в Facebook