- 11:19 Лечение Чарльза III идет не так хорошо, как ожидалось
- 11:06 Умер легендарный футболист и тренер Михаил Фоменко
- 10:52 Козерогам — профессиональный рост, Ракам — домашний уют: гороскоп на неделю, 29 апреля — 5 мая
- 10:37 Telegram разблокировал украинские боты после реакции Минцифры
- 10:29 Капитан сборной Украины впервые завоевал чемпионский титул в Италии
- 10:07 «Можем применить»: Макрон об условиях, при которых Франция может использовать ядерное оружие
- 09:51 С 1 мая в Украине вступает в силу важное для водителей правило: что нужно будет делать обязательно
- 09:33 Картофель, бананы и лук: три «народных» способа подкрепить рассаду помидоров
- 09:12 Нежные творожные шарики на завтрак: простая и быстрая альтернатива сырникам, которая понравится и детям, и взрослым
- 08:48 Telegram заблокировал ряд военных украинских чат-ботов, россияне начали создавать их клоны, — ГУР Минобороны
- 08:15 Овнов будет раздражать начальство, а Водолеи могут допустить ошибку из-за невнимательности: что предсказывают звезды на понедельник, 29 апреля
- 28.04 23:17 Первые пасынки не удаляйте: как увеличить урожай помидоров в 8 раз — сажаем томаты по методу Маслова
Страна: Япония
Мануфактура: САЦУМА
Время создания: конец ХIX — начало XX века Из экспозиции «Shvets Museum»
Восторгаясь шедеврами фарфорового искусства, привезенными в наш музей из десятков стран мира, посетители часто останавливаются возле чашечек японской мануфактуры Satsuma, недоумевая: как подобное чудо можно создать? Людей, впервые видящих, как на подсвеченном донышке чашки из костяного фарфора вдруг появляется женский портрет, вполне можно понять. Ведь без такой подсветки дно чашки выглядит вполне обычным — белым, не прозрачным.
Такой эффект называется ЛИТОФАНИЕЙ (lithophane). Именно этим словом специалисты называют способ нанесения изображения на фарфор путём изменения толщины изделия. Картинку можно увидеть только на просвет. Это похоже на своеобразные фарфоровые водяные знаки.
Качество такого эффекта определяется тонкой проработкой каждой детали и контрастом едва заметных теней. Некоторые утверждают, что японские мастера портреты гейш наносили на дно чашечек для защиты изделий от подделывания. Может быть, и так. Хотя мне кажется, что таким образом они просто хотели продемонстрировать свои невероятные профессиональные умения, которые в наши дни, несмотря на развитие новейших технологий, никто даже приблизительно повторить не может.
В Японии костяной фарфор со скрытыми в тонких донышках чашек портретами гейш начали выпускать в середине XIX века. А в конце 1950-х годов это производство уже перестало существовать. Пик выпуска таких уникальных изделий пришёлся на время оккупации Японии в годы Второй Мировой войны. Тогда на некоторых изделиях даже появилось клеймо «Сделано в оккупированной Японии».
Именно в те годы американские солдаты часто увозили к себе на родину сервизы с гейшами в качестве подарков. Этим, очевидно, и объясняется то, что большинство фарфоровых гейш сейчас сосредоточено в США.
Историки считают, что чаще всего мастера изображали в изделиях с портретами гейши своих жен. Кстати, всего существует более 30 видов изображаемых гейш. Одни из них более распространены, другие необычайно редки. Например, крайне редко можно встретить портреты двух женщин сразу или изображения обнаженных гейш. Впрочем, это уже тема другого рассказа…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.