Позывной «Призраки Киева» придумал Андрей: прошло 40 дней после трагической гибели в авиакатастрофе военного летчика «Джуса» и его побратимов
В Национальном музее истории Украины во Второй мировой войне состоялся вечер памяти капитана Воздушных сил ВСУ боевого летчика Андрея Пильщикова (позывной «Джус») — к 40-му дню после его гибели в авиакатастрофе на Житомирщине, когда самолеты столкнулись при взлете. Тогда погибли сразу три летчика 40-й бригады тактической авиации. Корреспондент «ФАКТОВ» взял интервью у мамы Андрея Лилии Аверьяновой и его побратима — военного летчика с позывным «Сталкер». Пилот рассказал, что сборный позывной защитников неба над столицей «Призраки Киева» придумал «Джус». В этом году Андрею исполнилось 30 лет. У него была невеста. Но пожениться им было не суждено.
«Андрея должны были включить в группу украинских летчиков, которые поехали в США учиться летать на истребителях F-16»
— Пани Лилия, было ли у Андрея или у вас предчувствие, что он погибнет?
— Нет, не было. Накануне трагедии, как мне сказали, те же летчики совершили такой же полет. Управлял самолетом не мой сын, а другой пилот. Этот самолет имел переднюю и заднюю кабины. Андрей был в задней — для контроля за пилотом в передней кабине. Такие полеты совершаются, если пилот выполняет задание, которое до этого он не осуществлял или выполнял давно. Потому и нужен второй летчик для контроля. Катастрофа произошла так быстро, что Андрей даже не успел отреагировать. Если бы какие-то проблемы возникли непосредственно во время полета, он мог бы вмешаться. Но трагедия произошла во время взлета. Вышло так, что второй самолет не удержал дистанцию с первым. Почему? Одна из версий: летчика ослепило солнце (судя по углу, под которым оно светило в кабину). В результате был утрачен визуальный контакт со вторым самолетом. Не знаю, чья вина в случившемся, но точно не Андрея.
Читайте также: Всю жизнь посвятили авиации: в Воздушных силах рассказали, кто погиб в авиакатастрофе на Житомирщине
— Сын приходит к вам во снах?
— Да, приходит. Приснилось, что он мне звонит: смотрю на экран, вижу — «Андрей». Отвечаю, и он начинает говорить (голос его) на украинском языке. Говорит: «Мама, не верь во все это. Так было нужно». Я еще подумала, что надо проснуться и записать его слова, чтобы до утра не забыть. Фраза «не верь в это», вероятно, означает: «не верь, что я погиб». Как будто он должен еще появиться в другом месте.
Знаете, когда он был жив, мы почти не звонили друг другу — в основном списывались. Я не хотела его отвлекать звонками, думала, когда будет время, напишет. В день крушения он вышел из сети после полудня. Сын тогда должен был что-то отправить мне по почте — абсолютно обычные текущие дела. Я как раз приехала с научной конференции из Ужгорода. Андрей написал: «Мама, ты приехала. Я тебе вышлю посылку». Но не успел.
— Это правда, что Андрей готовился к большой войне, поэтому у него было ружье?
— Абсолютная правда. Мало того, он еще до начала открытого вторжения настаивал, чтобы я уехала из Харькова, понимая, что война висит в воздухе. Незабываемого 24 февраля Андрей примчался на машине на аэродром в Василькове в свою 40-ю бригаду. Кстати, сын до войны купил себе автомобиль-кроссовер (машину высокой проходимости). Сейчас она в бригаде.
— Раз он немедленно примчался в родную бригаду, то участвовал уже в первых воздушных боях с оккупантами?
— Участвовал, но не в первых. Сперва занимался организацией наземной обороны аэродрома. Ведь на момент начала войны сын был гражданским: в 2021 году вместе с четырьмя военными пилотами не продлил свой контракт с Воздушными силами ВСУ. Они поступили так в знак протеста против некоторых реалий службы.
В начале полномасштабной войны была угроза захвата российским десантом аэродрома в Василькове — могло произойти то же, что и в Гостомеле. Поэтому нужно было организовать оборону: рыть окопы, доставать необходимые снаряжения, продовольствие, медикаменты. Этим поначалу и занимался Андрей.
Если бы впоследствии его включили в первую группу украинских летчиков, которых направили на обучение полетам на истребителях F-16, он был бы жив. Андрей составил списки летчиков с нормальным владением английским языком для обучения на F-16. Подготовку они начали еще в Украине, чтобы поскорее пройти курс в США и этим помочь обороне нашего государства. В конце концов моего сына не взяли в эту группу, потому что руководство не было уверено, что после войны Андрей останется в армии.
— Андрей с детства мечтал стать летчиком?
— Он вырос в центре Харькова. Рядом с нашим домом — авиационный завод, Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых, Харьковский национальный университет Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. Впоследствии он стал курсантом этого учебного заведения. Сын прекрасно знал английский. Андрея не раз направляли за границу. В США он познакомился и подружился со всемирно известным актером Шоном Пенном (который во время большой войны несколько раз приезжал в Украину. — Авт.). Тот посвятил Андрею и всем мужественным украинцам документальный фильм «Суперсила» о войне в Украине. Я недавно разговаривала с Шоном Пенном. Он сказал мне, что хочет снять фильм о моем сыне.
«Позывной „Джус“ Андрею дали американские летчики»
— Поскольку на момент начала большой войны Андрей был гражданским человеком, ему понадобилось время для возобновления летных навыков, — рассказал «ФАКТАМ» военный летчик с позывным «Сталкер». — Поэтому вначале он был в составе роты охраны аэродрома. Но, восстановив навыки пилота, «Джус» начал выполнять боевые вылеты.
— Удалось разобраться, как возник общий для защитников неба над столицей позывной «Призрак Киева»?
— Это очень интересная история. Андрей был человеком творческим, инициативным, умел удачно пошутить. В первые дни полномасштабной войны российская пропаганда пыталась убедить всех в том, что украинская военная авиация уничтожена. Андрей высказался по этому поводу: «Авиация уничтожена, но кто-то врагу наваливает и наваливает. Кто это делает? Разве что привидения». Так с его легкой руки и пошло — «Призраки Киева». Но ваши коллеги немного перекрутили первоначальный вариант, и пошло тиражироваться в СМИ «Призрак Киева» — вроде бы какой-то конкретный военный летчик-ас. Я по этому поводу позвонил «Джусу»: «Андрюха, алярм! Это же какая-то выдумка, кацапы будут смеяться». Помните, потом появлялись сообщения с заголовками «Сбили „Призрака Киева“, „Призрак Киева“ погиб»? Но в конце концов СМИ и общество поняли, что речь на самом деле идет о собирательном образе наших военных летчиков.
— Как возник позывной Андрея «Джус»?
— Когда Андрей был в США, однажды зашел с американскими коллегами в бар. Ребята заказали коктейли, а Андрюха сказал: «Only juice», то есть: «Только сок». Так и возник его позывной. Надо понимать, что пилоты не сами себе придумывают позывные — их дает лётное сообщество, учитывая личные качества, привычки или характер задач, выполняемых тем или иным пилотом. Скажем, я получил позывной «Сталкер», потому что в нашем понимании сталкер — это летчик, который не дает врагу спокойно жить, как правило, в ночное время.
Хочу сказать еще такое: я убежден, что, если бы не трагическая гибель, «Джуса» включили бы в следующие группы украинских летчиков для подготовки к боевым полетам на истребителях F-16. Ведь во время поездок в Соединенные Штаты благодаря отличному владению английским языком он очень многое сделал для того, чтобы было принято решение о передаче Украине F-16 (Напомним, что США выделили на обучение украинских летчиков и механиков 100 миллионов долларов. В эту огромную сумму входят немалые затраты на авиационный керосин. — Авт.).
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, что Владимир Зеленский присвоил посмертно звание Героя Украины с награждением орденом «Золотая Звезда» полковнику Михаилу Матюшенко, который был военным летчиком, возглавлявшим «Призраков Киева».
На фото в заголовке: Андрей Пильщиков очень многое сделал для того, чтобы было принято решение о предоставлении Украине истребителей F-16 (Фото из Википедии)
1356Читайте нас в Facebook