Победитель открытого чемпионата австрии по горному ультрамарафону сергей оксенюк: «некоторых спортсменов после окончания соревнований разыскивали и снимали с гор с помощью вертолетов»
Недавно два украинских спортсмена — мастера спорта международного класса
из Луцка Сергей Оксенюк и Александр Головницкий — вернулись с Открытого чемпионата Австрии по горному ультрамарафону. Один — в ранге победителя на дистанции 50 километров, другой занял второе место в беге на 25 километров.
Какой ценой далась Сергею Оксенюку золотая медаль на самой тяжелой в мире марафонской трассе, с читателями «ФАКТОВ» поделился сам победитель чемпионата.
«Многих участников марафона к финишу доставляли на «скорой помощи»
- Мы стартовали в девять утра, — рассказывает Сергей Оксенюк. — Первые три километра пролегли по улицам небольшого городка Эренберг. Там на ровной дороге я ушел в полутораминутный отрыв от своего ближайшего преследователя. Затем пошла пересеченная местность. Бежать стало труднее. Температура воздуха не поднималась выше двух градусов тепла. На вершинах было еще холоднее, лежал снег. На спусках и подъемах риск получить серьезную травму стал значительно больше. На трассе встречались участки с густой растительностью. Что там у тебя под ногами, разглядеть трудно. Много камней разной величины, скользко Но чтобы не потерять драгоценные минуты, нужно было бежать одинаково быстро как вверх, преодолевая подъемы, так и вниз. Даже на самую маленькую передышку времени не оставалось. Подъемы и спуски бывали настолько крутыми, что сопровождавшие нас велосипедисты не могли двигаться дальше, их сменяли поводыри с собаками.
Несмотря на то что трасса была помечена специальными знаками, многие заблудились. Не на всех многочисленных поворотах имелась разметка, поэтому свернуть не в ту сторону было проще простого. Некоторых спортсменов после окончания соревнований разыскивали и снимали с гор с помощью вертолетов. Многие получили травмы — их к финишу доставляли на «скорой помощи». Особенно опасной трасса становится после 40-го километра. Ноги страшно устают, колени подгибаются Травмироваться можно очень легко. В результате к финишу из 450 стартовавших не добежали около 70 человек. Это очень много
- Велосипедисты и поводыри с собаками — это своего рода проводники?
- Да. Впрочем, пара велосипедистов или поводырей постоянно сопровождала только лидера. Их задача — обеспечение безопасности марафонцев и сведение к минимуму риска заблудиться. Этой же цели служили специальные электронные чипы, которые выдавались каждому участнику перед стартом. С их помощью организаторы могли наблюдать на экранах компьютеров за передвижением спортсменов по маршруту, периодически объявляя имя лидера, а также место, на котором каждый из участников марафона находился в данный момент. Кроме того, чипы позволяли в кратчайшие сроки разыскать заблудившихся, а также исключить возможность срезать часть дистанции, но это касалось прежде всего местных бегунов, хорошо ориентировавшихся на местности.
- Были моменты, когда казалось, что все, сил бежать больше нет?
- Конечно. Особенно на подъемах, на высоте 1200-1300 метров над уровнем моря, когда от перепада давления закладывало уши, не хватало кислорода, а мышцы отказывались слушаться. На марафонских дистанциях в определенный момент запас углеводов в организме исчерпывается, и начинают расщепляться жиры и белки. Вот тогда-то наступает тяжелейший кризис: кажется, что бежать не можешь вообще, сил нет ни физических, ни моральных.
- Как выходите из этого состояния?
- Подкрепляемся. Организаторы установили на трассе через каждые пять километров столы с так называемыми энергетиками. На столах минеральная вода (газированная и негазированная), кока-кола, другие напитки, а также гели, которые предпочитают профессионалы, так как их удобно употреблять не останавливаясь. Они быстро усваиваются, подпитывая организм витаминами и микроэлементами. Много фруктов, шоколада. Участники не претендующие на высокие места, могли на несколько минут остановиться, передохнуть и перекусить.
- Скажи, тебе приходилось сходить с дистанции?
- Нет. Это крайне нежелательно, иначе потом будет очень трудно готовиться к очередному забегу. И прежде всего психологически. В конце концов мы ездим на соревнования не для того, чтобы сходить с дистанции.
«В день соревнований пью только кофе»
- Некоторые марафонцы, добежав до финиша, буквально валятся с ног
- Финишную черту я пересек в прекрасном состоянии. Очень влияет на самочувствие осознание того, что ты победитель. Кроме того, я в очередной раз проверил свои волевые качества. Преодолев самую тяжелую в мире дистанцию, сказал встречавшему меня на финише Саше Головницкому (в прошлом году «ФАКТЫ» рассказывали об этом спортсмене. — Авт. ), который не участвовал в том забеге: «Теперь я никакой трассы не боюсь».
- Ну а после финиша? Как восстанавливали силы?
- Очень помогает бокал пива. Потом сауна с бассейном. Спасибо организаторам, позаботившимся о полноценном отдыхе участников чемпионата. Мы еще два дня после соревнований отдыхали, гуляли по живописным окрестностям города. А вообще, после таких забегов истощенному организму требуется хотя бы неделя полноценного отдыха.
Всего в Эренберге мы пробыли неделю. Кроме нас, украинцев, туда приехали представители мировой легкоатлетической элиты из Италии, Венгрии, Германии, Франции, Австрии. Мы с Сашей прибыли за два дня до старта, чтобы адаптироваться к местным географическим и климатическим особенностям. Добирались на поезде с пересадками: сначала из Киева до Будапешта, а оттуда уже непосредственно в Австрию. Нас поселили в двухместном номере пятизвездочной гостиницы. Все расходы — проезд, проживание — оплатили организаторы. Питались в гостиничном ресторане трижды в день. Гостям был предложен шведский стол: из 30-40 блюд выбираешь то, что тебе по вкусу или больше всего подходит в данный момент. Обычно за сутки до старта я ем побольше углеводов: мед, шоколад. А в день соревнований — только кофе. Если уж очень есть захочется, могу перекусить бутербродом с медом или кусочком сыра. Очень важно пить много жидкости
- Призовые получил солидные?
- Конкретную цифру называть не хотелось бы. Скажу только, что сумма чисто символическая. Но и эти призовые я мог бы не получить даже в ранге победителя, если бы не уложился в установленный организаторами лимит времени — три с половиной часа. Я пробежал 50 километров за три часа двадцать минут. Вслед за мной финишировал многократный победитель открытых чемпионатов Австрии и Италии по горному бегу — с отставанием в шесть минут. Он тоже уложился в лимит. А вот бронзовый призер призовых не получил, так как вышел за пределы установленного времени.
- Как проходило награждение?
- Пьедестал был установлен в местном старинном замке. Собралось много народу. В торжественной обстановке, в присутствии прессы и телевидения нам вручили кубки и медали.
По словам Сергея, этот год для него очень удачный. В начале июня на Кубке мира по бегу на 100 километров в бельгийском городе Зернеген сборная Украины, в составе которой выступал спортсмен, завоевала золотые медали (в личном зачете Оксенюк занял третье место). В августе Сергей победил в престижном международном забеге на 100 километров в польском городе Замость. И вот логичным завершением сезона-2005 стал Открытый чемпионат Австрии по горному ультрамарафону. Сергей надеется, что и в следующем году Фортуна от него не отвернется. В ноябре 2006 года в Южной Корее запланирован очередной чемпионат мира, на котором он собирается побороться за первое место.
- Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить спонсора сборной Украины по ультрамарафону — московский клуб «Корчма «Тарас Бульба», — говорит Сергей. — Это сеть ресторанов украинской кухни. В столице России их полтора десятка. Владелец клуба — школьный товарищ одного из наших коллег-спортсменов — большой любитель марафона. Одно из последних его приобретений для команды — новенький «Фольксваген».
463
Читайте нас в Facebook