ПОИСК
Украина

Марафон в пустоту: где конкретные результаты деятельности торгово-промышленных палат?

11:10 16 октября 2023
бизнес

Ничто не мотивирует человека к переменам сильнее, чем осознание приближающейся катастрофы. По этой причине нынешняя экономическая ситуация в Украине должна была бы стать мощнейшим мотиватором для всех функционеров, чиновников и деятелей, определяющих правила и политики бизнеса и состояние среды, в которой бизнес ведет свою деятельность. Все ключевые индикаторы (ухудшение прогноза ВВП на 2023 и 2024 годы, падение внешнеторгового сальдо до минимального уровня) сигнализируют, что состояние экономики близкое к критическому. Бюджет и социальные выплаты — выполняются исключительно благодаря «капельнице» внешнего финансирования. Промышленность и бизнес — в стагнации, возможности финансирования и инвестиций близки к нулю, какая-либо поддержка и стимулы для бизнеса — отсутствуют. На этом фоне все более нелепы и неуместны бодрые лозунги и обещания золотых гор, расточаемые украинскими функционерами на местных мероприятиях и в зарубежных поездках. Это несоответствие между «шапкозакидательским» настроем украинских decision-makers и спектром надвигающихся проблем, которые упорно игнорируются, уже стало поводом для пока вежливых, но очень конкретных намеков иностранных экономических экспертов. Даже известный корректностью формулировок британский экономист Тимоти Эш заявил, что Украине нужно поменьше напыщенных планов на завтра, а больше внимания уделять реальным изменениям экономики сегодня.

Шапкозакидательские планы украинских чиновников вызывают раздражение у западных партнеров

К сожалению, адекватное восприятие сторонних рекомендаций, анализа, а тем более критики, не является сильной стороной наших функционеров. Показательный пример — деятельность Торгово-промышленной палаты Украины (ТПП). Именно эта организация продуцирует значительную часть бодрых новостей о якобы оптимистическом настоящем и перспективном будущем бизнеса и экономики. Ее президент Геннадий Чижиков проводит невероятное количество времени в зарубежных поездках, с завидной регулярностью рапортует о новых успешных контактах и планах. Но нет ни одного подтвержденного кейса — чтоб хоть одна поездка президента ТПП увенчалась результатом (разумеется, кроме пробега очередного марафона, которых на счету господина Чижикова уже 100, с чем мы его и поздравляем). Ни одного реального контракта, ни одного реального сдвига в плане упрощения деятельности или облегчения экспортно-импортных операций. То есть, КПД функционера выражается лишь в количестве заявленных деклараций о намерениях. Вот в этом примере — вся суть украинской индустрии шапкозакидательских планов, чей размах уже вызывает раздражение наших западных партнеров. При этом любые попытки указать на неэффективность торгово-промышленных палат в отстаивании интересов украинского бизнеса провоцируют бурное возмущение среди их киевских и региональных руководителей.

Однако главные вопросы, которые накопились к торгово-промышленным палатам, так и не отвечены. Почему торгово-промышленные палаты в Украине не выполняют своих функций по налаживанию коммуникаций для бизнеса? Почему экономическая модель украинских ТПП не зависит от пользы для бизнеса, а держится на монополии услуг, предоставляемых государством? Почему палаты (главный киевский офис и регионы), формально являясь общественными организациями, ни перед кем не отчитываются о своих финансах, которые пополняются членскими взносами от бизнеса и доходами от монополии на услуги выдачи сертификатов происхождения товаров, свидетельств форс-мажорных обстоятельств, информационно-аналитические услуги (ценовые справки и ценовые экспертизы) и другие? Имеет ли право организация называться общественной, когда в ней отсутствуют даже намеки на прозрачность деятельности и демократию, а благодаря изменениям в устав, выборы президентов ТПП Украины и в регионах превратились в междусобойчик? Считается ли нормой, что выборные должности в торгово-промышленных палатах Украины все чаще распределяются между родственниками? Например, в Ривненской ТПП руководят отец и сын — президент Ярощук Николай Яковлевич и первый вице-президент Ярощук Николай Николаевич. То же самое в Днепропетровской ТПП: первый вице-президент Сергей Кучерявенко является племянником президента Виталия Григорьевича Жмуренко, а вице-президент Виталий Геннадьевич Жмуренко — его внуком. Первый вице-президент Хмельницкой ТПП Эльвира Смертенюк и президент Наталия Белякова — мать и дочь, Президент Одесской ТПП Сергей Шувалов и вице-президент Ирина Мыслицкая — отец и дочь. Если торгово-промышленная палата называет себя «лидером с точки зрения поддержки бизнеса на внешних рынках», почему руководители палат в ряде регионов (Запорожская, Херсонская, Закарпатская области) с начала полномасштабной войны позволяют себе отсутствовать на работе? Причем, президент Херсонской ТПП даже после деоккупации Херсона так и не появилась на рабочем месте, продолжая жить в Киеве. А президент Закарпатской ТПП отсутствует по причине, что совершил ДТП со смертельным исходом и сбежал в Венгрию (что, впрочем, не помешало ему «дистанционно» выиграть очередные выборы). И это все — на глазах у руководства ТПП Украины. Если вкратце, то с торгово-промышленной палатой все обстоит как в известном анекдоте про морскую свинку. И не торговая (потому что не помогает в налаживании торговли), и не промышленная (потому что утратила связь с реально функционирующей промышленностью), и не палата (потому что киевский офис превратился в подобие советского политбюро, а региональные палаты — в удельные княжества, где должности президентов, как в средневековье, передаются по наследству).

Торгово-промышленная палата не имеет адекватной картины о релокации бизнесов с оккупированных территорий

Впрочем, некоторые выводы из повторяющихся вопросов к торгово-промышленной палате там все же сделали. Президент Запорожской ТПП, о котором с начала полномасштабной войны не было ни слуху ни духу — вернулся в Украину. Президент ТПП Украины Геннадий Чижиков совершил показательную командировку в Ужгород, словно пытаясь избежать негативного репутационного шлейфа от преступления отсутствующего президента Закарпатской палаты. Результатом этой поездки стал фотоотчет о встрече с главой военной администрации, благодарности за поддержку релоцированных бизнесов и анонс проекта «Барометр бизнеса», которым ТПП хочет замерить ожидания и настроения бизнеса в регионах. Эта поездка президента ТПП последовательно перешла в следующую: через день Чижиков отбыл в Кошице (Словакия), где успел и побывать на «двухстороннем бизнес-форуме», и пробежать свой юбилейный 100-й марафон. Проделав такой марш-бросок, господин Чижиков так и не ответил на главный вопрос к его деятельности в регионе — как может существовать Закарпатская ТПП с отсутствующим Президентом.

РЕКЛАМА

Показательно, что проблематика релокации бизнесов с оккупированных и подвергаемых обстрелам территорий появилась в фокусе внимания ТПП только на 20-й месяц войны. Если сегодня ТПП не владеет ситуацией о процессах релокации и перерегистрации бизнесов, следует еще один вывод. Не зная, сколько и каких предприятий переместились в то же Закарпатье, Одессу, Ивано-Франковск, Львов, как они перестраивали свою деятельность, торгово-промышленная палата не имеет адекватной картины об их потребностях и не способна что-либо предложить этим бизнесам, чтобы удержать их в рамках региона. Что, например, особо актуально для Одессы, куда в начале войны массово перемещались предприятия и бизнесы с оккупированных Херсонщины, Приазовья и находящегося под обстрелами Николаева. И Львова, куда переместились многие предприятия восточного и центрального региона. Какой мониторинг ситуации и работу с бизнесом в Одесской области делает Одесская ТПП для перемещенных бизнесов? Знает ли об их существовании и потребностях, есть ли у нее видение и стратегия, как предложить лучшие условия чем в Виннице или во Львове — об этом тоже ничего не известно. То есть, пытаясь опровергнуть тезис, что торгово-промышленные палаты не выполняют своих функций по налаживанию коммуникаций для бизнеса, Геннадий Чижиков сам же его подтвердил!

Торгово-промышленные палаты участвуют в новой схеме относительно честного отъема денег?

Какие же темы в фокусе региональных палат? Как уже упоминалось, торгово-промышленные палаты имеют эксклюзивное право оказывать бизнесу ряд услуг, которого нет больше ни у каких бизнес-ассоциаций. Это сертификаты о невозможности предпринимателя выполнить сделку по форс-мажорным обстоятельствам (очень востребованы во время войны), сертификаты о происхождении продукции, информационно- аналитические услуги и т. д. Есть и другие невидимые рычаги влияния, кроме монополии на сертификаты, вот только один пример. На фоне громкого скандала о «яйцах за 17 гривен» не получил должного внимания вопиющий эпизод попытки распила государственных средств, случившийся в Ривном при непосредственном участии местной торгово-промышленной палаты. Этот случай запомнился местным как «макароны по 109 гривен». В тендерной закупке крупной партии продуктов для учебных заведений региона фигурировала именно такая цена продукта. Хотя журналист-расследователь Юрий Николов доказал, что на «Розетке» такие же точно макароны в то же самое время продавались по 50 грн за килограмм.

РЕКЛАМА

При чем здесь Ровенская торгово-промышленная палата? Элементарно. Просто ее официальная справка о том, что средняя цена килограмма макарон колеблется в диапазоне 127−132 грн и обеспечила зеленый свет скандальному тендеру. Потому что в условиях тендера было обозначено: «предложение участника не должно превышать уровня средних цен на пищевые продукты, установленные Главным управлением статистики в Ривненской области или Торгово-промышленной палаты за определенный период». Сделали справку с нужными планками цен — и вот он, новый способ относительно честного отъема денег. Естественно, в торгово-промышленной палате отвергают любые намеки на причастность к «распилу» и даже прибегают к схожим манипуляциям, происходившим с яйцами (где рядом с цифрой 17 грн сначала фигурировало «штука», а потом появились граммы и килограммы).

Возраст, образование и наличие бизнес-опыта президентов палат — тема отдельного разбора. Экс-министр обороны Великобритании Бен Воллес намекнул, что средний возраст бойцов ЗСУ свыше 40 лет — не очень хорошо. Просто наши союзники и партнеры не видели средний возраст руководителей торгово-промышленных палат… Черновицкую ТПП возглавляет 76-летний Василий Ляхович, Тернопольскую ТПП — 70-летний Валерий Писарик, Одесскую ТПП — 75-летний Сергей Шувалов, Киевскую ТПП — 70-летний Николай Засульский, Ривненскую ТПП — 74-летний Николай Ярощук, Днепропетровскую ТПП — 74-летний Виталий Жмуренко. Возраст руководителей преклонный, но можете не сомневаться, что каждый из них предпримет усилия, чтобы на следующих выборах переизбираться на очередной 5-летний срок.

РЕКЛАМА

Когда речь заходит о России, которая воплотила худшие черты советского наследия и где власть ярчайший пример геронтократии, когда генсеки и члены политбюро уходили со своих должностей только ногами вперед, мы над этим смеемся. При этом мы почему-то не замечаем, что у нас в торгово-промышленных палатах происходит та же советская история, когда президенты палат правят десятилетиями. И ладно, если бы они были действительно величайшими лидерами, которые сделали огромные проекты и приносили пользу бизнесу — вопросов бы не было. Но в том-то и дело, что они никакой активности не проявляют и вообще мало что умеют, помимо создания схем и траты денег, заработанных другими. Возможно, есть какие-то исключения, но мы пока про них не знаем.

За 32 года Независимости в Украине бизнес-среда кардинально поменялась и появились новые отрасли, ниши, и, главное, новые люди. В торгово-промышленных палатах стран Европы и США руководителями являются люди из бизнеса, и олицетворяют смену поколений бизнеса. Для адекватного понимания потребностей бизнеса, человек должен понимать, как он работает. Что может об этом знать человек в возрасте за 60 лет, который ни одного дня не работал в бизнесе? Тот же Геннадий Чижиков ни дня не работал в бизнесе, и всю свою карьеру — в статусе чистого функционера. Что полезного может предложить бизнесу человек, который видел жизнь, образно говоря, только из окна персонального автомобиля? Может ли он выполнять свои функции, оправдывая взносы бизнеса, который содержит торгово-промышленные палаты?

Вместо сертификата — «юридическое заключение» для подтверждения форс-мажорных обстоятельств

Есть еще одна тема, о которой уже многие предприниматели готовы говорить открыто — активное направление заработков ТПП, которое курирует первый вице-президент Михаил Непран. Сейчас во время войны огромное количество людей столкнулось с проблемой подтверждения форс-мажорных обстоятельств, и обращаются в ТПП за соответствующими сертификатами. Понятно, что эта услуга не требует особой рекламы и палата во главе с первым вице-президентом активно использует монополию на ее предоставление и придумала новый «продукт»: предлагать взамен сертификата, подтверждающего форс-мажорные обстоятельства, юридическое заключение. Конечно, Непран предлагает это в тех случаях, когда оснований для подтверждения форс-мажорных обстоятельств недостаточно или они вообще отсутствуют. Величина платы за этот документ на бланке палаты под названием «юридическое заключение», якобы дающий возможность урегулировать спорные вопросы и обосновать расторжение, изменение или невыполнение контракта — зачастую намного больше, чем за сам сертификат. В большинстве случаев этот документ не помогает решить вопрос в суде. Но зато — часто помогает порешать вопросы несоблюдения условия государственных контактов. Данная услуга, которая часто вводит в заблуждение клиентов палаты, подменяя понятия и документы, приносит торгово-промышленной палате большие доходы. Естественно, что Михаил Непран — тоже публичный эксперт и комментатор всевозможных экономических тенденций, начиная от объемов экспорта и заканчивая уровнем цен борщевого набора.

Вот в этом и вся суть деятельности торгово-промышленных палат, где для внешней аудитории — невероятное количество активностей, фотографий и бодрых планов, а для непосредственной клиентуры, предпринимателей — мутные схемы «относительно честного отъема денег». Будучи оторванными от реального бизнеса, палаты не понимают, что ему нужно. Поэтому придумывают схемы заработка и даже не видят, где они могут эти деньги заработать абсолютно честным путем, в рамках закона и устава этой организации.

9 месяцев 2023 года стали для Украины периодом обвала поступлений от экспорта и самого низкого внешнеторгового сальдо за всю историю. Тема спасения экспорта — на слуху, и Геннадий Чижиков заявлен одним из почетных гостей очередной конференции о возрождении украинского экспорта. Только вот что он сможет предъявить, какие результаты, кроме многочисленных поездок (большая часть из которых совпадала с графиком марафонов, как и последняя поездка в Ужгород, которая позволила доехать до Словакии)? Министры соседних стран, где с весны этого года запретили экспорт аграрной продукции из Украины, неоднократно подчеркивали: мы хотим от вас конкретной и предсказуемой политики и предметных решений. Сколько встреч с бизнесом сопредельных стран инициировал Геннадий Чижиков, сколько конкретных предложений он инициировал, чтобы решить проблему? Ноль! И это не частные случаи одного года, а система. Еще в 2015 году новоизбранное (на тот момент) руководство ТПП Украины заявило об амбициозных планах на следующую пятилетку — увеличить объем украинского экспорта вдвое, создать в стране современную систему поддержки экспортеров. Эксперт Владислав Дзивидзинский взялся проанализировать итоги «пятилетки» и они оказались плачевными: ни одна из поставленных целей не была достигнута, а большинство дорогих поездок руководства ТППУ за границу не принесли никакого результата. «Пока отечественные экспортеры ждали действий, поддержки, результата, руководство ТПП самоустранилось от своих прямых обязанностей — в разгар экономического кризиса и войны. Вместо налаживания реальных деловых связей и поиска новых возможностей для экспорта украинских товаров они активно занимались популизмом. В итоге, в стране экспорт в период с 2013 г. по 2016 г. упал больше, чем вдвое: с 90 млрд. долларов до 40 млрд долларов. Это — один из главных показателей их „эффективности“ за 5 лет», — резюмировал Дзивидзинский.

Выражаясь марафонской терминологией, показатель результата — фото на финишной черте, а не на старте. Сколько еще Украина будет поддерживать этот марафон в пустоту и имитацию бурной деятельности вместо конкретной предметной работы по спасению своего бизнеса и экономики?

Ранее писали о том, почему Торгово-промышленные палаты Украины неэффективны в защите украинского бизнеса.

599

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров